Путешествие в царство часов
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Проценко Юлия Владимировна

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие

в царство часов»

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

Образовательные области: «Познание»,

 «Коммуникация», «Социализация»

                                       

Цель: вызвать интерес у детей к понятию «время».

Задачи:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных знаний о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Побуждать детей включаться в совместную  со взрослыми игровую ситуацию. Активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные часы).
  2. Развивать инициативность и самостоятельность детей в речевом общении  со  взрослыми  и сверстниками. Развивать память, мышление и воображение.
  3. Воспитывать эмоционально – эстетические чувства.

Оборудование: различные часы, песочные, модель солнечных часов, водяных, огненных, детали для изготовления макета часов, презентация «В царстве часов».

Ход занятия:

Дети под музыку заходят в зал (слайд 1)

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали? (обращает внимание на вставку часов) (слайд № 2)

- А я думаю, что мы с вами попали в царство часов. Посмотрите как много здесь необычных часов.

(Рассматриваем с детьми коллекцию часов)

- Как вы думаете, зачем людям нужны часы?

- Что делают часы? Для чего их создали? (ответы детей)

- Как вы думаете, когда появилось время?

- Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперёд. Слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове?

- В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит осень, приходит зима, и эта зима – новая, а вовсе не та, что была в прошлом году.

- А день сегодня тот же, что и вчера? Нет, конечно.

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- А завтра?

- Время не возвращается, а идет вперёд, и только вперёд. И люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать, который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет? (Часы)

- Правильно, но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята? Кто знает?

- Ребята, а вы хотите узнать, как люди раньше узнавали время?

- Я предлагаю вам отправиться назад в прошлое, только как нам туда попасть? (ответы детей)

(Предлагаю отправиться на машине времени). Слайд № 3

           Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,

           В далёком прошлом окажись. (Слайд № 4)

- Вот мы с вами и оказались в далёком прошлом.

- Давным - давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко - значит, пора вставать, и так до вечера. (Слайд № 5)

- И вдруг человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек  как тень бегает за солнцем, и придумал часы: вместо циферблата круглая площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонна, а вместо самих стрелок- тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, и как часовая стрелка, показывает время. (Слайд № 6)

- Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?

- Правильно, нет солнца – нет тени. (Проводим опыт с макетом солнечных часов и фонариком).

- Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: « Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» (Слайд №7). Но и с петушком оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается, начнёт кричать. Такие вот беспокойные часы. И ребята наверно устали стоять, давайте мы с вами отдохнём.

                             

                               Физкультминутка « Часики» (Слайд № 8)

                                 Тик – так, тик – так, в доме кто умеет так?

Это маятник в часах, отбивает каждый такт.

(Наклоны влево-вправо.)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

А часы идут, идут, иногда вдруг отстают.

(Ходьба на месте в замедленном темпе.)

А бывают, что спешат, словно убежать хотят.

(Бег на месте.)

Если их не заведут, то они совсем встают.

(Дети останавливаются.)

- Ребята, а вы слышали когда-нибудь выражение: «Время течёт»? А ведь когда - то время действительно текло, капало. В водяных часах. (Слайд  № 9)

В высокий и узкий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны чёрточки – отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. (Проводим опыт с водяными часами). Но водяные часы также оказались неудобными, как вы думаете почему?

- Правильно, в такие часы надо постоянно подливать воду. «Течёт время» и в песочных часах. Вернее, не время течёт, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены между собой, внутри песок. Когда часы работают, песок их верхнего пузырька сыплется в нижний, высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например. Врачи в поликлиниках, по таким часам люди получают лечебные процедуры.

(Рассматриваем с детьми песочные часы)

- А ещё были древние огненные часы. Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, чёрно – белыми полосочками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полосочки. Сколько полосок исчезло. Столько значит и прошло часов. Выходит, время не только течёт, но ещё и «сгорает»

(Рассматриваем свечку)

- Ребята, а как вы думаете, удобно было пользоваться такими огненными часами? Почему?

- А как выглядят часы, которыми мы пользуемся сейчас? (Слайд  № 10)

- Часы, показывающие только время; часы – с боем, будильники и даже говорящие; электронные, работающие на батарейках, и даже без стрелок - светящиеся цифры в окошке сами вспыхивают.

- Ребята, а кто знает, какие главные часы есть у нас в России? В каком городе они находятся?

- Это знаменитые Кремлёвские куранты, которые находятся на Спасской башне Московского Кремля, на Красной площади. (Слайд № 11)

(Слайд № 12) - Ой, ребята, посмотрите, что случилось с нашими часам? Мы не сможем попасть в своё время, пока их не отремонтируем.

(Детям предлагается собрать макет часов). (Слайд № 13)

Стрелки мы переведём,

В своё время попадём!

Вот какое замечательное путешествие в прошлое мы сегодня с вами совершили.

- Вам понравилось наше путешествие? О каких часах мы сегодня с вами говорили? А какие часы вам запомнились и понравились больше всего? А как вы думаете, нужно ли ценить и беречь время? Да, время нужно ценить и не тратить попусту. (Слайд № 14)

Идут часы, стучат: «Тик-так»,

Они скучать нам не велят.

Они как - будто говорят:

«Напрасно время не теряй,

Его ты с пользой применяй!».

- Я надеюсь, что вы будете ценить каждую минуту, а на память о нашем сегодняшнем путешествии я бы хотела вам оставить макет часов, которые вы сделали и книгу «Сказка о потерянном времени». Надеюсь, она вам понравится. Мне было с вами приятно общаться, а теперь нам пора прощаться. До свидания. (Слайд № 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего возраста "Путешествие в царство часов"

В процессе НОД дети знакомятся с историей возникновения часов....

Из опыта работы "Путешествие в царство часов".

Создание музея часов  силами воспитанников и их родителей....

Путешествие в царство часов

Презентация к занятию "Путешествие в царство часов" для детей 5 - 6 лет...

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для старших дошкольников "В царстве часов"

Образовательная деятельность по данной теме расширит знания детей предметного мира....