Эссе "Роль воспитателя в духовно-нравственном становлении личности"
статья (старшая группа) на тему

Петрова Татьяна Александровна

В данной статье раскрывается значимость личного примера воспитателя на формирование духовно-нравственных ориентиров ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_petrova_t.a._do_5-16.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

   «Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»  

                                                                                                       (Л. Н. Толстой)

   Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к миру, на постепенное становление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

   Детство всегда с надеждой обращено в будущее, каким бы ни было его настоящее. И дети ждут, чтобы мы, взрослые, показали им путь, который определит их жизнь. Какой путь мы им покажем: светлый и добрый,  или путь равнодушия, черствости, зависти – от этого зависит наш завтрашний день.

   Большую роль в формировании правильных нравственных оценок, суждений, понятий, убеждений при внесении теории морали в сознание дошкольников играют методы воздействия на воспитуемых, осуществляемые через живое слово и поступки воспитателя. Его мировоззрение, личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании  все должно  основываться  на личности воспитателя.

   «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя»».

                                                                                     (В. А. Сухомлинский)

  Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение товарища, и т. п. Действия воспитателя они копируют и в играх. По примеру взрослого дети охотнее включаются в труд, проявляют волевые усилия, не бросают работу, не закончив. Положительно-эмоциональное отношение педагога к процессу труда также влияет на детей; взрослый заражает их своим оптимизмом, постоянной готовностью включиться в работу.

    Важно, чтобы духовно-нравственное воспитание не превращалось в сухие, надоедливые нравоучения, типа «…должен», «…обязан» и т.п., которые не имеют ничего общего с формами убеждения.

   «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.  Самого главного глазами не увидишь»,  эти слова Экзюпери так чётко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат,  запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем», даже если не будет слышать слова, понимать его значение, вырастет патриотом своей Родины. Личный пример воспитателя – вот главное, чему верят дети. Только через личный духовно-нравственный пример воспитатель  может раскрыть в своих воспитанниках духовно-нравственные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра как средство становления личности ребёнка»

В консультации раскрыто понятие социализации личности. Механизмы формирования и  пути  успешной социализации дошкольников....

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  все...

Сценарий педагогического совета "Духовно-нравственные основы развития личности"

Сценарий педагогического совета содержит материал по обобщению опыта работы коллектива детского сада по первичному приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценнос...

Консультация для воспитателей "Ранняя профориентация в становлении личности"

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых для того, чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в ...

Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...

Консультация для родителей: «Семейные традиции как фактор духовно-нравственного формирования современной личности»

laquo;Традиции» - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя...