Консультация для воспитателей "Ранняя профориентация в становлении личности"
консультация

Ибрашева Наталья Георгиевна

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых для того, чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде. В педагогике это называется- введение дошкольников в профориентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Ранняя профориентация в становлении личности

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых для того, чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде. В педагогике это называется- введение дошкольников в профориентацию.

    Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.

    Дошкольный возраст — это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.

    Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

    В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

-практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

    Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

- приближение детей к труду взрослых;

 - приближение труда взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

I. Приближение детей к труду взрослых.

   Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает, во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

IIПриближение труда взрослых к детям. 

   Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

 III. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. 

   К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

    Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых является проектная деятельность так как: основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию; позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность – это комплексное планирование, деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

    Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

     Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

 -создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

 - подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

 - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

 - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

 - материалы для сюжетно-ролевых игр.

     Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

    Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности".

Именно книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, должна выполнить  роль духовно-нравственного развития в семье....

Консультация для воспитателей «Игра как средство становления личности ребёнка»

В консультации раскрыто понятие социализации личности. Механизмы формирования и  пути  успешной социализации дошкольников....

Консультация для родителей. Значение национального самосознания в становлении личности ребенка.

Развитие и формирование личности ребенка происходит в процессе воспитания и обучения. Именно под влиянием воспитания и обучения у ребенка развивается сознание, самосознание, волевая деятельность, чувс...

Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»

Актуализация  иуточнение  знаний  родителей  о  гендерном  воспитание  использование генднрного  подхода  при  воспитание  ребенка  семье....

Консультация «Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»

Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....

Консультация "Роль классической музыки в становлении личности"

Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущен...