Формы работы по укреплению психологического здоровья дошкольников
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Горбачева Елена Николаевна

 Опыт работы педагога - психолога по профилактике и укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста. в условиях ДОУ.  Представлена презентация и приложение в формк плана коррекционно - развивающих упражнений по кинезиологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbacheva_e.n_prezintatsiya.pptx450.93 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы работы профилактики и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ. Педагог – психолог: Горбачева Е.Н. 1 – ая квалификационная категория МДОУ №1 «Березка» г Днестровск

Слайд 2

«Ум ребенка находится на его пальцах». В.А. Сухомлинский « Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Т. Тассо «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И. Кант

Слайд 3

Формы работы 1.Кинезиологические упражнения 2.Дыхательная гимнастика 3.Точечный массаж 4.Расстяжки 5.Дыхательные упражнения 6.Глазодвигательные упражнения 7.Телесные упражнения 8.Упражнения на развитие мелкой моторики 9.Релаксация и массаж

Слайд 4

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение Древнекитайская философия Конфуция (2700г. до н.э. Гиппократ, Асклепид ,Аристотель (Греция 2000 лет назад Авицена Древнеиндийская йога Старение организма начинается со старения мозга.

Слайд 5

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессовоустойчивость , синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

Слайд 6

Условия коррекционно –развивающей работы: Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начала дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. занятия проводятся утром; занятия проводятся ежедневно, без пропусков; занятия проводятся в доброжелательной обстановке; от детей требуется точное выполнение движений и приемов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом; упражнения проводятся по специально разработанным комплексам; длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Слайд 7

Растяжки Снеговик Дерево Сорви яблоко Тряпичная кукла и солдат

Слайд 8

Дыхательные упражнения Свеча Дышим носом Ныряльщики Надуй шар Дыхание Губы трубкой

Слайд 9

Телесные упражнения Перекрестное марширование Мельница Паровозик Робот Крюки Яйцо Дерево Колено - локоть

Слайд 10

Упражнения на развитие мелкой моторики Домик Ладошки Лезгинка Ухо – нос Кулак –ребро – ладонь Симметричные рисунки Зеркальное рисование

Слайд 11

Глазодвигательные упражнения Взгляд влево – вверх Горизонтальная восьмерка Глаз – путешественник Слон Глазки



Предварительный просмотр:

Формы работы  по укреплению психологического здоровья детей.

     Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.(слайд №2)

     Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательных гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные, упражнения, телесные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут предупредить  возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое  здоровье детей 4 – 7 лет, а в целом обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников. (слайд №3)

     Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

 Истоки кинезиологии можно найти почти  во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.

Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы психического развития.(слайд№4)

    По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга  - гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей, нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия. Ребенок  в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух или глазами.

     Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7- ми годам, а у мальчиков до 8, 8,5 лет. (слайд №5)

     Кинезиологические формы работы я использую давно в своей работе. В основном в индивидуальной работе с детьми. Сначала дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры, от простого к сложному. После того с пяти лет даем  комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений. Сначала ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднении взрослый предлагает  помогать себе командами («кулак – ребро- ладонь») произносимыми вслух или про себя. Упражнения нужно проводить ежедневно. Главное требование – точное выполнение движений.

    В начале занятий лучше проводить упражнения на растяжку. Это нормализует гипертонус, затем дыхательные и глазодвигательные упражнения. Они улучшают ритмику организма и самоконтроль. Затем телесные упражнения (развиваются межполушарные взаимодействия). И в конце занятия расслабляющие упражнения. (слайд№6)

     Эта работа кропотливая, но она дает со временем свои результаты. Я заметила, что дети, которые плохо держали карандаш, неуверенно проводили слабые линии на листе  бумаги, долго думали, имели сниженный самоконтроль стали не только догонять своих сверстников, но и по многим показателям опережать (четкая координация движений,  связно выстроенная речь, эмоциональная уравновешенность).(слайд№7)

    У нас коррекционный детский сад  (две логопедические группы). Из вышеперечисленных форм работы воспитатели и логопеды в работе с детьми используют чаще всего пальчиковые игры и дыхательные упражнения.  Я предложила им включать в занятия и другие формы. Для этого в прошлом учебном году  организовала для педагогов семинар по кенизиологии, где воспитатели обучались, как нужно правильно проводить эти упражнения. (слайд№8)

    Воспитатели старших групп увлеклись этой темой и стали активнее на занятиях использовать эту технологию (она является здоровьесберегающей). Они отмечают, что дети эти упражнения делают с удовольствием, они все в игровой форме, легче концентрируется и переключается внимание, мыслительные процессы стали активнее. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Лучший способ для ребенка запомнить информацию – это после мыслительной деятельности подвигаться. (слайд №9,10,11,12)

.

План коррекционно – развивающих занятий по кинезиологии.

Комплекс №1

Цель: нормализовать гипертонус, улучшить ритмику организма, восприятие, развивать межполушарное взаимодействие, развивать самоконтроль и произвольность.

1 «Тряпичная кукла и солдат»

   Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

2. «Свеча»

   Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3 «Глаз – путешественник»

    Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

4. «Лезгинка»

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

    Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

5. «Путешествие на облаке»

   Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Комплекс №2

1.«Дерево»

   Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

2.«Дышим носом»

 Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

3.«Взгляд влево вверх»

   Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

4. «Домик»

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

   Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

5. «Дирижер»

   Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Комплекс №3

1.«Сорви яблоки»

   Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните, выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2.«Ныряльщик»

   Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать вдох.

3. «Горизонтальная восьмерка»

    Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

4. «Ухо-нос»

    Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши  и поменять их положение.

5.Релаксация «Ковер-самолет»

   Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

 Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Комплекс №4

1. «Снеговик»

   Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Надуй шарик»

   Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

3. «Слон».

    Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

4.  «Кулак - ребро-ладонь»

     Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.

Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

5. «Путешествие на облаке».

   Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Комплекс №5

1. «Колено – локоть».

   Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

2.«Губы трубкой»

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

3.«Глазки»

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг

   Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону)/

4. «Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

    Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5.«Дирижер»

   Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком  Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие с элементами направленными на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Программное содержание: 1.Продолжать обучать детей способам саморегуляции. 2.Закрепить умение детей работать в парах; 3.Повторить прыжки на одной ноге, с захватом пальцами ног предмета; подлезани...

Укрепление психологического здоровья дошкольников посредством проектной деятельности

Одной из основных задач детского сада, и в частности психологической службы, в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития детей услови...

Мастер-класс для педагогов "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"

Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками...

Система работы по укреплению психологического здоровья и формированию навыков безопасного образа жизни дошкольников.

На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важна и актуальна. От того, как в процессе личностного роста и воспитания формируются жизненно важные привычки и навыки, ...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...