«Организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Голубева ольга владимировна

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект (младшая группа) на тему:
«Организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Голубевой.О.В

Пояснительная записка

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…».                                                                                                   Е.И.Тихеева    

В настоящее время с введением нового законом «Об образовании»,    который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования   большое внимание уделяется   дошкольного воспитания. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей  среды. Среда  развития ребёнка в структуре ФГОС   к общей образовательной программе ДУ представляет собой   комплекс материально-технических, санитарно  -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Педагоги дошкольного образования  проявляют  огромный  интерес к формированию  предметно-развивающей среды своей группы и всего ДУ Мы, педагоги , 2 младшей группы , провели анализ  существующих условий в группе  в связи с введением в практику работы ФГТ и ФГОС к структуре  ООП ДОУ  выявили проблему, что в нами  при организации предметно-развивающей  в большей степени применяются традиционные способы, поэтому следует создать в группе предметно- развивающую среду    с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей    в организации предметно - развивающейся среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

        В связи с этим можно сказать, что   вопрос о правильном   создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным .  Всоответствии    ФГОС  программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей.   Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей  среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом  окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать  свою индивидуальность и творчество.  Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.

                                       Визитная карточка   проекта

 Творческое  название проекта : «Создание предметно-развивающей среды во  2 –ой младшей группы

Девиз проекта: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский

Тип проекта: информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный

Вид проекта:  внутренний , групповой,  межпредметный, долгосрочный.

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Предмет проека: совместная деятельность педагогов  с родителями по организации предметно-развивающейся среды  в группе

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды  

2-ой младшей группе ДОУ

Продолжительность проекта: годовой.

Обеспечение проекта: материально-техническое;  учебно-методическое оснащение;

 информационное обеспечение

                                       Этапы  реализации проекта

1. Организационно-подготовительный этап: изучение методической  литературы по данной теме,  подготовка  Формирование проблемы, цели задач проекта.    

 2.Внедренческий (Основной) этап:  практическая реализация проекта, создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам , с родителями воспитанников группы  ДОУ

2. Заключительный этап:

Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.

        Мы также определили  основные  направления  работы  по  проекту: профилактическое, образовательное, развивающее, духовно-нравственное, трудовое, гражданско- патриотическое, социальное, в оспитательное

                          1 Организационно-подготовительный этап

          Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит  от организации предметно-развивающей среды в ДОУ .Исследование   этого вопроса легли в  научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды и просматриваются  в трудах  выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.  В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов.  Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой

                                         Нормативно-правовая основа

Ø  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ  (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012)

Ø   «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26  Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564

Ø   Приказ Минобразования и науки Р Ф  (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384

Ø  «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

Ø  Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877  о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений

Ø   Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

Ø   Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

Ø  Перспективный план работы по организации  воспитательно-образовательной деятельности  группы

Ø  Устав ДОУ

Ø  Годовой  план работы   ДОУ

   Цель:  создание предметно-развивающейся среды, комфортных и  благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства,  их  гармоничного развития и саморазвития, формирования  основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии  с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ  

Задачи проекта

1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей  среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому  благополучию в  своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей  и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция  и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи  

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения цели и задач  проекта :

•         подбор , художественной и методической  литературы,

•         подбор наглядного материала (презентации,  иллюстрации, фотографии, зарисовки),

•         подготовка   материала для продуктивной деятельности,

•         дидактические, сюжетно-ролевые игры,

•         выставки творческих работ детей совместно с родителями

•         создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты),

•         использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)

•         Материалы Интернет.

Стратегия и тактика построения развивающей среды в группе определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Поэтому мы решили заинтересовать своих воспитанников в организации предметно-развивающейся среды (чаще организовывать выставки совместных творческих работ детей и родителей и оформлять интерьер группы интересными творческими продуктами детей).

 Создание предметно-развивающей среды мы будем проводить опираясь на  следующие принципы  организации ПРС: информативности, вариативности,трансформируемости,  полифункциональности,  педагогической целесообразности,  интеграции образовательных областей,  учета полоролевой специфики и учета ЗБР (зоны ближайшего развития). 

        В работах педагогов О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой выделены педагогические характеристики построения ПРС: безопасность, доступность, яркость, привлекательность, постоянство, свобода выбора, насыщенность 

В ФГТ отмечены психолого-педагогические требования к  ПРС :  сообразность педагогической ценности,  соответствие реализации образовательных  областей, гендерная принадлежность, соответствие развивающей функции, качественные характеристики игр и игрушек, учёт основной формы работы с детьми, продуктивная деятельность, ознавательно – исследовательская направленность, стимулирование двигательной активности , региональность ,оптимальность, сертифицированность, интегративность.

      В работе над проектом мы  использовали следующие  технологий в создании ПРС: технологию личностно-ориентированного образования, игровые технологии, развивающее обучение ,проектные методы обучения, исследовательские методы, проблемное обучение , информационно-коммуникативные технологии, технологию моделирования, здоровьесберегаюшую  технологию.

  Интегрируя образовательный процесс, мы учли  4 основные направлений развития детей ( физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное и все развивающие виды детской деятельности при организации ПРС в группе и 10 образовательных областей.  .

     При организации предметно – развивающей  среды следует учитывать факторы:

·         Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и  вызывают проявление жестокости,  провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

·          Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

·          Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе

  Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда

                                    2. Внедренческий (Основной) этап:

                         Краткое описание помещения и участка группы

2 младшая группа » находится на втором этаже дошкольного учреждения.  Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.  В группе  оборудованы отдельная  спальная и раздевальная  комнаты, туалетная комната.

 В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие  интересам детей, возрастными и личностными особенностями.  Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда группы  оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-развивающая среда еще  не полностью соответствует ФГТ. Территория участка группы    благоустроена:  зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников.

      Нами был составлен план группы, определено зонирование группы на 3 части. : Спокойное пространство: - книжный центр  «Активное» пространство: - уголок ряженья - спортивный центр - музыкальный центр Рабочее пространство: - центр  творчества  - центр природы  - центр  экспериментирования  К работе над проектом по организации ПРС в группе мы привлекли родителей. Для этого нами были проведены  беседы и консультации по интересующему нас вопросу, разработаны рекомендации.  Для оформления всех центров мы применили уже имеющий у нас в группе материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.),  добавили купленный администрацией ДУ, внесли творческие продукты деятельности детей и, а также работы сделанные детьми совместно с родителями и самими родителями.

                                            3. Заключительный этап

                                                        Мониторинг

Проведение  мониторинга построения ПРС группы проводится 2 раза  (на основном – подготовительном и заключительном  этапах) путем экспресс – анализа. Критериями  положительных  результатов выполнения проекта    являются  анализ выполнения поставленной   цели, уровня реализации поставленных задач анализ,  знаний и умений детей.  Изучение уровня организации ПРС проводится на основании   ФГОС к ООП ДУ.   Отслеживание  результатов эффективности  проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ПРС группы и мнения родителей.  Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для  оптимизации  дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды группы .

Сравнительный анализ мониторинга ПРС группы показал, что мы провели огромную работу по созданию  среды развития ребёнка в структуре ФГОС и ФГТ к общей образовательной программе ДУ и добились положительных результатов:

дети с удовольствием идут в ДУ, родители заинтересовались проблемой и приняли активное участие в работе по организации ПРС,

                                               Вывод (Заключение)

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается  динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта  у участников проекта формируются ключевые компетентности: технологическая, нформационная, (умение ориентироваться в информационных источниках; делать выводы из полученной информации; социально-коммуникативная    

                   Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы

В дальнейшей работе мы планируем  и дальше организовывать  ПРС в группе в структуре ФГОС   к общей образовательной программе ДУ,  задействовать в работе     по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить  презентацию группы для родителей,  распространить свой опыт в СМИ.   

                                    Рекомендация по организации ПРС

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

5. Пространство группового помещения должно быть полифункционально. Элементы декора должны быть легко сменяемыми

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

8.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

                        Список  используемой литературы 

                           Список используемой литературы:                                

1. Развивающая предметно - пространственная среда в детском саду Москва: . «Русское слово»2016.

 2. .  Артамонова О. В. « Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности» / О. В. Артамонова //Дошкольное воспитание - 1995г.- 4;

 3. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г

 4. Виноградова Н. А. «Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие» / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - М.:Перспектива, 2011;

5. Волосовец Т.В. «Разработка спецификаций развивающей  предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования» [электронный ресурс]//. – http://goo.gl/VhpiUr;

 6. Комарова  О.А.; 9. «Обеспечение вариативности развивающей среды»// Справочник старшего воспитателя - 2014г.- №8;

7. Комарова О.А. «Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями»//Справочник старшего воспитателя - 2014г. - №8

8. Максимова Г. Ю. «Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития»// Актуальные проблемы педагогики:

сборник научных трудов. Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова. - Владимир: ВГПУ, 2000; 9 . Новоселова С. Л. «Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах» /   С. Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995г..

10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в соответствии с приказом  МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста соответствии с ФГОС.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.Развивающая предметно-пространственная среда &nd...

Презентация организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста соответствии с ФГОС.

Оформление предметно-пространственной среды  для детей раннего возраста в детском саду – задача не простая, потому что это первое место, где малыши проводят время без мамы. Это самый сложны...

«Организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС »

Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспита...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...