Семинар - практикум "нетрадиционные виды аппликации"
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Одинцова Юлия Александровна

Материал для воспитателей по нетрадиционным видам аппликации для всех возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezent.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

Семинар – практикум

«Использование нетрадиционных техник аппликации в работе с дошкольниками»

Выполнила: Одинцова Юлия Александровна,

воспитатель

г.  Семенов

2016 г.

Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребёнка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных технологий. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.

Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.

Мозаика из яичной скорлупы.

Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.

Аппликация из резанных шерстяных нитей.

Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

Аппликации из ваты


 В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме. 
С помощью аппликаций из ваты можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты  - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и  фантазии увеличится в несколько

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

  • Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Оригами

Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

  • Аппликация из соломы

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из поролона


Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон.
Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить воображение или складывать дерево на клей из кусочков сразу.

Аппликация из песка или соли


Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными.
Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет.

Коллаж

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.

Ребенку необходимо помочь освоить различные виды коллажа, дать понятие о разнообразии материала, используемого для создания коллажей.

       Материал, используемый для создания коллажа, доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту: бусинки, пуговицы, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д.

     Для первых коллажей малышей можно использовать простые и доступные материалы: цветные ватные (косметические) шарики, вырезанные из цветного поролона формы, каштаны, жёлуди, Основное требование: ребёнку должно быть удобно брать предмет в щепотку всеми (или тремя) пальцами. По мере развития ловкости пальцев в качестве изобразительных средств можно предложить малышу ватные диски, бумажные розетки, крупные фасолины, коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. В качестве материала для коллажа можно использовать незавершённые рисунки детей. Из отдельных образов создать коллективную работу.

    Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать более разнообразный материал: мешковину, фольгу, пенопласт, глину, пластмассу, проволоку, нитки, природный материал, ткань и т. д.

Основа, на которой создаётся коллаж, может быть из любого материала: лоскута ткани, закреплённого на деревянной планке, куска керамической плитки или картона, стекла, пенопласта, старой сумочки, бумажной тарелки, старого сапога, виниловой пластинки. Закрепление деталей на основе можно осуществлять путём приклеивания, пришивания, прикрепления с помощью проволоки. Для малышей для основы, на которой создаётся коллаж, достаточно изготовить планшет с липкой поверхностью (малярный скотч), можно использовать фланелеграф, магнитную доску с набором магнитов, планшет.

    Можно создать коллаж как пособие для работы с детьми: составь сказку, рассказ, предложения по картинке, назови только растения, или только животных, назови слова со звуком «С» и т.д.

Виды

  1.  Знакомство с новой технологией можно начать с изготовления предметного коллажа. Определим тему предметного коллажа. Проработаем фон композиции. Теперь подберем предметы, соответствующие выбранной теме. Например, если мы выбрали тему «Школа», такими предметами могут быть: мел, шпаргалка, указка, компас, кнопки, вырванный лист из тетради (все предметы должны быть натуральными и соответствовать одной теме). Затем необходимо все подобранные предметы разместить на фоне, составив из них композицию. Приклеим или прикрепим проволокой предметы к картону. Доработаем композицию художественно 
  2.  Тематический коллаж. Главное – определить тему будущего произведения. Как пример, выберем тему «В здоровом теле – здоровый дух». За основу возьмем сюжет или ситуацию: спортом можно заниматься в любом возрасте. Теперь поищем журнальные иллюстрации, созвучные с сюжетом нашей композиции, и вырежем их. Когда иллюстраций наберется достаточно, попробуем составить из них композицию или  единую картинку. Для того чтобы идея нашей работы была более понятна зрителям, найдем среди газетных и журнальных заголовков фразу  «В здоровом теле – здоровый дух» или составим ее из отдельных слов и наклеим поверх созданного изображения
  3.  Коллажный портрет. При создании портрета с использованием бросового материала иногда удается добиться удивительной схожести образа. Вместо глаз используем пуговицы и бусины. Ресницы можно сделать из кусочков цветной бумаги или кожи. Для носа подойдет кулек или пробка от флакона. Резинка для волос красного цвета исполнит роль губ. Кудри сделаем из цветной пряжи. В качестве украшений можно использовать бусы. Осталось только закрепить все это на основе. Это можно сделать, пришив элементы к основе или приклеив их 
  4.  Для создания коллажа-аппликации нам понадобятся: лист бумаги, старые цветные журналы,  клеящий карандаш, ножницы, ткань, мех. Попробуем создать интерьер детской комнаты с видом из окна. Для этого возьмем лист цветного картона, на котором будем размещать все необходимые объекты. Будущую «стену» мы должны оклеить обоями, которые можно сделать из обрезков обоев. Основные предметы в комнате окно, цветы, кошки. Из журнала вырежем прямоугольник с видом природы и поместим его за окном. Окно и подоконник сконструируем из полосок белой бумаги. На подоконнике будут сидеть кошки и стоять комнатные цветы
  5.  Очень неожиданно смотрится рисунок с использованием коллажа. Изображая что ли красками на бумаге , не заставляйте детей вырисовывать кистью маленькие фигурки, животных. Позвольте им вырезать всех этих героев из журналов и газет. Вырезав и наклеив их на подготовленный пейзаж, дети получат оригинальные и увлекательные работы. Подобным образом могут быть созданы портреты и пейзажи, натюрморты и фантастические композиции
  6. Фотоколлаж – комбинирование рисунка, фотографий, вырезок из журналов позволяет создать оригинальный подарок. Попробуем сделать подарок папе. Вырежем из журналов различные модели автомобилей и приклеим фотографию папы или ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация , виды аппликации

Аппликация , виды аппликации...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД ТВОРЧЕСТВА. ВИДЫ АППЛИКАЦИИ»

Значительные потенциальные возможности для развития творчества у старших дошкольников содержит изобразительная деятельность, в частности такой ее вид, как аппликация....

Пробная публикация Аппликации для детей. Виды аппликации.

Аппликации для детей – это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон. Аппликация является одной из разнов...

Нетрадиционные виды аппликации. Аппликация из круп. Старшая группа.

Нетрадиционные виды аппликации. Аппликация из круп «Ёжик». Старшая группа.Цель: ознакомление детей с техникой рисования крупами.Задачи:Образовательные: ознакомление детей с техникой изобра...

Нетрадиционные виды аппликации. Аппликация из круп «Ёжик». Старшая группа.

Нетрадиционные виды аппликации. Аппликация из круп «Ёжик». Старшая группа.Цель: ознакомление детей с техникой рисования крупами.Задачи:Образовательные: познакомить детей с техникой изображ...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Цель: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.Задачи: Познакомить педагогов с нетрадицио...