Семинар-практикум «Нетрадиционные виды аппликаций в детском саду»
учебно-методический материал

Чальцева Ирина Александровна

Цель: способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками аппликации, показать приемы и этапы нетрадиционной аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_seminara_no3.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум №3

«Нетрадиционные виды аппликаций в детском саду»

Дата: 12-13 февраля 2025 года.

Цель: способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками аппликации, показать приемы и этапы нетрадиционной аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Повестка дня:

  1. Теоретическая часть
  • Сообщение «Виды и роль традиционных и нетрадиционных аппликаций в ДОУ» (ст.воспитатель И.А. Чальцева)
  1. Практическая часть
  • Мастер-класс по изготовлению аппликации в нетрадиционной технике «торцевание». (воспитатели С.И. Корнилова и А.Е. Вихрева)
  • Мастер-класс по организации занятий по аппликации цветными опилками. (ст.воспитатель И.А. Чальцева)
  1. Упражнение «Рефлексивная мишень»

Ход:

  1. Теоретическая часть

«Виды и роль традиционных и нетрадиционных аппликаций в ДОУ»

Добрый день уважаемые коллеги!

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей можно различными способами, в том числе с помощью различных техник аппликаций.

Аппликация (от лат. application– прикладывание) - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, бисера, войлока, сухих листьев и т.д. при помощи прикладывания или присоединения к основе выступающей фоном для картинки.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго - третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умения составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем - то действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей дошкольного возраста. Результаты наблюдений и экспериментов доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребенка.

Традиционные виды аппликации:

По тематике:

• предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

• сюжетная, отображающая те или иные события;

• декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

По форме аппликация бывает объемной и плоской.

По цвету — одноцветная и многоцветная.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение!

Роль и значение аппликаций:

•        Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

•        Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

•        Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, песок, соль.

•        Помогает выучить цвета и формы.

•        Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Нетрадиционные виды аппликации:

  • Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки.

Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

• возможность создавать шедевры без ножниц;

• развитие мелкой моторики маленьких ручек;

• развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

• широкие возможности для проявления креатива.

  • Аппликация из ваты и тополиного пуха

С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

  • Аппликация из крупы

Техники «Посыпание» – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона). В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой.

Техника «вдавливание»

1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.

2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.

3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т. п.) – вдавить их в пластилин.

4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева.

Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.

  • Аппликация из засушенных растений (листьев)

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Аппликация из резанных шерстяных ниток

Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

  • Аппликация из конфетти

Нарисуйте контур рисунка, нанести клей на всю поверхность рисунка и густо посыпать весь лист бумаги конфетти, затем стряхнуть лишнее с листа бумаги. Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

  • Аппликация из песка и соли

Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

  • Аппликация из ватных дисков

Ватные диски чрезвычайно удобны в использовании и являются отличным материалом для творчества: их можно использовать целиком или делить на части, вырезать из них любые заготовки и красить в любые цвета. Красить ватные диски можно обыкновенной гуашью и кисточкой. Красить ватные диски можно до начала работы, а потом вырезать из них нужные детали, а можно покрасить и уже готовую работу.

А сейчас мы переходим к практической части нашего семинара, и коллеги познакомят вас с еще одним видом нетрадиционной аппликации.

  1. Практическая часть

•        Мастер-класс по изготовлению аппликации в нетрадиционной технике «торцевание». (воспитатели С.И. Корнилова и А.Е. Вихрева)

Спасибо, коллеги. А я сейчас вам расскажу о другом виде нетрадиционной аппликации, который можно использовать в детском саду.

•        Мастер-класс по организации занятий по аппликации цветными опилками. (ст.воспитатель И.А. Чальцева)

Одна из удачных находок – «Аппликация цветными опилками». Материал прост и совершенно экологичен, опилки разных размеров можно приобрести в магазине и легко приготовить самостоятельно в любом количестве. Опилки можно окрасить в любой цвет и, в зависимости от их размера, получить разную текстуру – от мелко-бархатной до крупно-лохматой. Это позволяет значительно расширить диапазон выразительности творческих работ. Аппликации цветными опилками выглядят, как настоящие произведения искусства, несмотря на то, что их изготовление не составляет больших трудностей. Аппликация цветными опилками – это необыкновенно красивое и очень полезное творчество. При работе с опилками задействованы одновременно зрительный и кинестетический каналы восприятия. И сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только детей, но и взрослых. Цветные опилки – материал, который позволит ребенку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и отдохнуть от трудных занятий и настроиться на «спокойную волну». Наблюдая за тем, как пересыпаются цветные крупинки, ребенок учится сосредоточенно и вдумчиво работать.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

1. У детей формируется навык работы с опилками, пробуждение интерес к творчеству;

2. Дети осваивают новые приемы и создание с их помощи сюжетные картины;

3. Идет обучение ориентироваться на листе бумаги;

4. Ознакомление с окружающим миром;

5. Развитие эмоций и фантазий;

6. Развитие мелкой моторике, координацию движений рук, глазомер, воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

7. Способствует снятию мышечного напряжения;

8. Развивает детское воображение, побуждает к самостоятельности.

В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий.

Прежде чем приступить к работе, следует окрасить древесные опилки гуашью или пищевыми красителями:

Как приготовить цветные опилки:

☼ Подготовить опилки нужного «размера». Чем мельче, тем выразительнее и эстетичнее получится работа. При необходимости, опилки можно просто просеять через сито или дуршлаг.

☼ В миску поместить гуашь или пищевой краситель нужного цвета и немного развести водой до достаточно яркой концентрации.

☼ Поместить опилки в раствор, перемешать до полной пропитки.

☼ Выложить на бумагу или поднос и поставить сушиться в сухое место.

☼ После окончательного высыхания, поместить творческий материал в прозрачные баночки.

Как работать цветными опилками:

☼ Для детей младшего возраста лучше использовать готовый контурный рисунок. Бархатная бумага – идеальная основа для работы.

☼ Старшие дети могут проявить самостоятельное творчество, выбрать трафарет и обвести его или создать самостоятельный рисунок. Можно ребенку дать совет, что крупные фрагменты будут выглядеть выразительнее.

☼ Для детей 2-3 лет воспитатель сам наносит клей на нужный фрагмент рисунка. Дети постарше учатся сами «закрашивать» кисточкой с клеем нужный для окрашивания фрагмент. Для начала используем только один цвет опилок, приобретая навык техники. А затем можно создавать и комбинированные цветовые аппликации из опилок разного цвета.

☼ Посыпать опилками нужно так: пальчики держим щепоткой, высыпаем струйкой, как соль. Показывайте детям захват четырьмя пальцами, а не двумя. После того, как рисунок засыпан опилками нужного цвета, излишки нужно стряхнуть на тарелочку. А на листе остаются четкие и ровные «закрашенные детали».

☼ То же проделываем с остальными фрагментами рисунка поэтапно, меняя цвет.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Для того чтобы наша работа была более продуктивной, предлагаю объединиться за одним столом.

За окном мы видим снежные картины: деревья в инее, сугробы, переливающийся на солнце снег. В групповых комнатах мы постоянно останавливаем взгляды на ярких игрушках для детей. В коридорах на подоконниках любуемся комнатными цветами. Для аппликации цветными опилками, предлагаю вам выбрать готовый шаблон или сделать свой собственный шаблон, для этого все необходимое стоит на столе.

Так как время ограничено, я вам приготовила готовые окрашенные опилки.

Можно приступать к работе.

РЕФЛЕКСИЯ.

Уважаемые коллеги, прошу Вас выразить эмоции по методике «эмоциональное письмо»

- Вам все было понятно и все удалось, если у Вас сейчас хорошее настроение, то нарисуйте улыбающийся смайлик.

- А если у Вас возникли затруднения или Вам что-то не понравилось, то нарисуйте грустный смайлик.

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за активное участие в мастер – классе, за чудесные картины.

  1. Упражнение «Рефлексивная мишень»

Сегодня мы с вами познакомились с многообразием нетрадиционных техник аппликации, которые можно использовать в своей педагогической деятельности в соответствии с возрастом детей.

В завершении семинара точными «выстрелами» по мишени оценить нашу работу на сегодняшнем семинаре.

Все педагоги по очереди ставят отметку фломастером на мишени в разных секторах: «полезность информации», «буду применять на практике», «настроение после семинара».

Спасибо за продуктивную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Музыкально - театральный ринг" (для педагогов детского сада)

Цель: систематизация знаний педагогов по организации музыкального воспитания и театральной деятельности детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"...

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"...

Семинар - практикум "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду"

Методические рекомендации к семинару - практкуму по экологическому воспитанию....

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».

Цели использования экспериментирования в работе с детьми:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.Развитие наб...

Конспект образовательной деятельности по аппликации из пуговиц на тему: «Расцвела в саду сирень» (нетрадиционные техники аппликации в детском саду)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.Задачи:Воспитательные:Формировать потребность в...