Энциклопедия стимулирующих ощущений.
консультация по теме

Успешность физического, умственного и эстетического воспи­тания и развития в значительной степени зависит от уровня сен­сорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двига­тельного), на основе которого формируются полноценные пред­ставления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Энциклопедия стимулирующих ощущений Подготовила: педагог-психолог ЦРР-д/с №50 Бузуверова Татьяна Анатольевна

Слайд 2

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощуще­ний» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Слайд 3

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсор­ных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Слайд 4

Этапы развитие визуального и акустического восприятия развитие кожно-кинестетической чувствительности

Слайд 5

Основная задача — это воспитание полноценных граждан, здоровых физически и психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни.

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка» детский сад № 50»

«Энциклопедия

стимулирующий ощущений»

Педагог-психолог:

Бузуверова Т. А.

Воронеж, 2015 г.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условия используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.

Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличии от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулом. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой
для зрительного и слухового восприятия. Посредством
осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму
предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Следующим этапом развития детей являются занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора широко используется библиотека лазерных дисков с различными записями. Для развития зрительных ощущений используют разнообразные игры со светооптическими нитями, шариками воздуха в трубке, наборами геометрических фигур.

Таким образом, все пособия и панели используются многофункционально и направлены на развитие всех видов восприятия (как в отдельности, так и в целом).

Чтобы эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно. На это уходит 2-3 занятия (в зависимости от возраста и уровня развития детей). Знакомство с сенсорной комнатой начинается без включения сенсорных панелей, постепенно, дети привыкают к незнакомым материалам, ощущениям, поверхностям.

После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе педагог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту.

Как установлено английскими учеными, «оккупация мозга» сенсорными стимулами наступает на 15-20 минуте пребывания в сенсорной комнате, затем наступает полная релаксация, поэтому каждое занятие составляет 15—20 минут, во время которых детьми активно осваиваются новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Состояние же расслабления является благоприятным фоном для психотерапевтической работы.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.

Работа с детьми  направлена не только на решение проблем обучения и воспитания детей. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача — это воспитание полноценных граждан, здоровых физически и психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни.

Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка» детский сад № 50»

«Энциклопедия

стимулирующий ощущений»

Педагог-психолог:

Бузуверова Т. А.

Воронеж, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Энциклопедия ума.

Афоризмы всемирной литературы (мысли, изречения, советы, мнения,меткие слова гениев всех времён и народов, исторических деятелей, мыслителей, философов и пр.) Способность предполагается заранее, но ...

ДИСКУССИЯ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

мАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. пРЕДЛОЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДМЕТОМСЕГОДНЯШНЕЙ ДИСКУССИЕЙ, КОТОРАЯ НАПР...

Презентация проекта "Создание книги "Краткой энциклопедии правил поведения на улице для детей и взрослых ""

В данной энциклопеции собраны правила безопасного поведения на улице. Презентация из-за ограничений объема разбита на несколько частей....

консультация для родителей "Я сам: энциклопедия капризов"

Трёхлетние дети не только забавные и смышлёные карапузы, но и вполне самостоятельные личности. Кризис трёх лет считается самым ярко выраженным. В это время поведение взрослых во многом определяет путь...

«Ощущения и виды ощущений»

Ощущения – начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и пр....

Пособие на развитие тактильных ощущений "Ящик ощущений"

Обогащать чувственный опыт детей различными сенсорными впечатлениями;Расширять словарный запас слов (мягкий, твердый, тяжелый, легкий, деревянный, маленький, большой и т.п.);Развивать мелкую моторику ...