Проект "Хлеб всему голова"
проект (старшая группа) на тему

Бекетова Ольга Борисовна

Экологический проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

                                    города Нижневартовска

       Центр развития ребёнка – детский сад №44 «Золотой ключик»

Экологический проект «Хлеб — всему голова»

 

    Группы общеразвивающей направленности для детей 6 года жизни

                       № 13 «Югорка» на летний период 2014 г.

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 Бекетова О.Б.

                                                                               

                                         г. Нижневартовск


Экологический проект «Хлеб — всему голова»

                                                             

                                                           Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:

                                                           Хлеб наш насущный всегда был в почёте.

                                                           Низкий поклон мастерам урожаев,

                                                           Тем, кто зерно в закромах умножает,

                                                            И хлебопекам-умельцам искусным,

                                                            Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

                                                                                                               А. Гришин

 Актуальность: Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Без хлеба не обходится ни один приём пищи, хлеб сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ни чем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

             В беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны тем, что к столу всегда получаем вкусный хлеб.

            Смутными и не совсем ясными были представления детей о труде людей, выращивающих хлеб.

            Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

 Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

 Цель: В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.

 Задачи:

 • развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность;

 • изучить историю возникновения хлеба;

 • расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении;

 • познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

 • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

• воспитывать желание делиться полученными знаниями;

• научиться месить тесто;

• испечь булку хлеба в хлебопечке.

 Разработка проекта:

- Донести до участников проекта важность данной темы.

-  Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

-Подобрать материал для продуктивной деятельности.

-Составить перспективный план работы.

 Ожидаемые результаты:

 • сформировать у детей представления о ценности хлеба;

 • получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

 Подготовительный этап:  июнь.

Практический этап: июль.

 Методы исследования:

• сбор информации (модель трёх вопросов) ;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент;

• анализ.

 Интегрируемые области:

• коммуникация;

• чтение художественной литературы;

• художественное творчество (лепка, рисование) ;

• познание;

• социализация.

 Перспективное планирование:

- Виды деятельности

-Формы и методы организации деятельности

-Беседы: «Как я ходил в магазин», «Из чего делают белый хлеб, а из чего чёрный? », «Как испечь хлеб дома? ».

 -Чтение художественной литературы

 сказки: «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный»; белорусская сказка «Легкий хлеб»; белорусская сказка «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; В. Ремизов «Хлебный голос»; «Пшеница» Я. Аким; «Ломоть хлеба» Т. Шорыгина; Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; из книги «О растениях» Л. Кон; Я. Тайц «Все здесь»; загадки о хлебе; заклички «Дождик», «Солнышко, выгляни».

 -Художественное творчество (рисование, лепка.) Рисование рисунков, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, лепка хлебобулочных изделий из пластилина.

 Познание Наблюдения и рассматривание альбомов;

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр видеоролика «Жатва». Знакомство с профессиями: пекарь, мукомол.

Социализация Сюжетно-ролевая игра: «Семья»;  «Магазин»

 Дидактические игры:

-«Что сделано из муки? »

-«Что из какой муки испекли»

-«Что сначала, что потом»

-«А какой он, хлеб»

-«Что нужно для работы хлебороба»

-«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

-«Кому что нужно? »

 Игры с мячом:

 -«Подбери признак» (Хлеб: какой? Мука: какая)

-«Назови профессию»

 Исследовательская деятельность 

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

 Опытно – экспериментальная деятельность

 Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка). Проращивание зёрен. Посадка зёрен в землю. Замешивание теста, выпечка хлеба в домашних условиях.

 НОД «Откуда к нам приходит хлеб»; составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»; «Кем бы ты хотел стать» (профессии хлебороба, пекаря)

 рисование: техника села

 аппликация: сбор урожая

 лепка: хлебобулочные изделия.

 Этапы работы над проектом

 Поисковый. Уточнение представлений у детей о хлебе. Диагностика детей по теме. Знакомство с новыми словами.

 Модель трёх вопросов:

 1. Что мы знаем о хлебе?

 2. Что мы хотим знать о хлебе?

  3. Где мы можем узнать?

 Практический. Расширить первоначальные представления детей. Накопление новых знаний о хлебе посредством наблюдений, опытно – экспериментальной деятельности, организованной системой НОД, игр и различных бесед. Учить анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

 Беседы: «Как я ходил в магазин», «Из чего делают белый хлеб, а из чего чёрный? », «Как испечь хлеб дома? ».

 -Наблюдения и рассматривание альбомов;

 -подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

 - репродукций картин русских художников на заданную тему;

 -просмотр видеоролика «Жатва»;

 - совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли и хлеб не естся.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без соли стол кривой.

Без хлеба всё приестся.

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо.

 - взаимодействие с родителями.

                 

                        Библиографический список.

  Конспект НОД по экологии в старшей группе

                                «Откуда хлеб пришел»

 Цели и задачи:

 • расширять и обогащать знания детей о хлебе, его изготовлении и процессе выращивания;

• воспитывать бережное, уважительное отношение к хлебу.

 Предварительная работа: загадывание загадок, чтение произведений о хлебе, с пословицами и поговорками, беседы.

 Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

 Ход занятия:

 Воспитатель: Дети, я приглашаю вас совершать путешествие. А куда, вы догадаетесь сами. Сначала отгадайте загадку:

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкуснее и полезней нет.

 Дети: Это хлеб.

 Воспитатель: Так что за путешествие ждет нас, если говорить будем о хлебе?

 Дети: Путешествие хлеба с поля к нам на стол.

 Воспитатель: Сегодня мы с вами и поговорим о хлебе, и как он необходим людям.

 - «Хлеб – всему голова» - говорят у нас в народе. - Почему это так? Потому что человек может обойтись без многих вещей, а без хлеба жить не сможет.

- Вы, наверное, сейчас сидите и думаете, что хлеб можно легко купить в магазине.

-Многие из вас и не знают, чтобы вырастить хлеб, требуется огромного труда.

- Путь этот долог: от зернышка до каравая. Какое стихотворение мы выучили и сейчас хором расскажем.

 Дети:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют

Пашут каждую весну,

Подымают целину.

Сеют, жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.

                                               (П. Качанов)

 Воспитатель помещает на магнитную доску плакат с сельскохозяйственной техникой или показывает слайды.

 Воспитатель:- Где растёт хлеб? (в поле)

-Что делают люди в поле на тракторе?

 Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.

 Воспитатель: Кто управляет трактором?

Зачем нужны людям в поле сеялки?

 Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.

 Воспитатель: Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?

 Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.

 Воспитатель: И сеять надо правильно, по науке, в ладу с природой, не зря в народе говорят: «Каждому семени своё время». Дети, что это за букет у меня в руках?

 Дети: Букет из разных колосков.

 Воспитатель: Правильно вы заметили, колоски разные: это – рожь, это – пшеница, а это – овес. Колоски сухие, еще какие?

 Дети: Желтые, колючие, золотистые.

 Воспитатель: Что за машина помогает убрать хлеб с поля?

 Дети: Комбайн.

 Воспитатель: Вспомните сказку «Колосок» про Петушка и мышек Круть и Верть. Что Петушок с колоском сделал?

 Дети: Унес на мельницу.

 Воспитатель: Зачем?

 Дети: Сначала зернышки получить, а потом из зернышек – муку.

 Воспитатель: Вот посмотрите, у меня в чашечках зерно и мука. Можно потрогать. Какое зерно? А мука?

 Дети: Зерно твердое, а мука мягкая.

 Воспитатель: Получили муку, что дальше нужно делать?

 Дети: Затем муку везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

 Воспитатель предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ.

 Физ.минутка

 Бабочка божьей коровке звонила:

 (дети машут руками, набирают указательным пальцем номер, берут трубку)

«Тесто с утра я уже замесила, (изображают замес теста)

 В гости приди. Поболтаем часок, (делают пригласительные движения руками, одной рукой показывают на рот)

 Вкусный с капустою будет пирог, (складывают ладони как пирожок)

Чаю с нектаром попьем, (делают из кисти «кольцо» и подносят ко рту)

Песни душевные вместе споем» (делают из обеих кистей «кольца», сжимают и разжимают их) .

 Воспитатель: Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

 Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

 Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

 Загадки:

 Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

                                                       (Мука)

 Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят.

                                   (Пирог)

 Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

                                 (Тесто)

 Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

                                (Блины)

 Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

                             (Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки?

                           (Лапша)

 Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

                           (Макаронные изделия)

 Итог занятия

- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

-Послушайте стихотворение: Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселого в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

 Домашнее задание: детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...