Доклад о формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в опытно-исследовательской деятельности
материал на тему

Муратова Шемснур Аметовна

Доклад о формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в опытно-исследовательской  деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №2 «ИВУШКА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Доклад на тему:

«Формирование познавательной

компетентности дошкольников

через педагогическое мастерство

в опытно-исследовательской

 деятельности»

Доклад подготовила:

Муратова Шемсынур Аметовна

                                               П. Красногвардейское

2016 г.

Направленность моей педагогической работы выстроена в логике детского восприятия и познавательного контекста. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека.

Основным содержанием воспитания в дошкольном возрасте является формирование у ребёнка начал экологической культуры, а формирование экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения к объектам окружающей природы; к людям, охраняющим и созидающим ее; это также отношение к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния ,окружающей природы; осознание своих умений созидательного взаимодействия с природой.

При ознакомлении дошкольников с миром природы особое место отводится методу наблюдения, которое я провожу как на прогулке, так и в группе. Я учу беречь  и охранять природу, с чуткостью относиться к ней, чувствовать и видеть красоту природы через художественное слово в этом мне помогает педагогический опыт  В. А. Сухомлинского, я углублённо изучаю его творческое наследие, через его произведения учу детей  замечать прекрасное, получать наслаждение от красоты, стремиться к встрече с ней. На минутках любования я учу детей понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства. Наблюдая в природе, ребёнок познаёт окружающий мир

В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Сущность наблюдений заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выявлять в них существенное и второстепенное, замечать в окружающем происходящие изменения, устанавливать их причины.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения 

Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему». Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить – значит, сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Так возникла идея создания кружка «Любознайка». Основной формой  детской экспериментальной деятельности являются опыты. Их я начала проводить как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности  с детьми, в режимных моментах. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

        Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Большую роль в формировании поисково-исследовательской деятельности играют экскурсии с детьми. Одно и тоже место я с детьми посещаю неоднократно, но с разными целями, каждый раз открывая что-то новое. Дети с удовольствием трогают, гладят окружающие предметы, внимательно рассматривают. Во время экскурсий я стараюсь разнообразить деятельность детей – раздаю им мешочки, коробочки и предлагаю собрать различные камешки, шишки, которые мы затем рассматриваем. В группе обсуждаем увиденное, я предлагаю детям по очереди вспомнить, что они видели во время экскурсии, что им больше всего запомнилось, рассматриваем предметы, которые нашли.

Я ставлю перед детьми познавательные задачи:

Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? Почему на листиках капельки росы? Почему по  утрам образуется туман? и т.д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Я выслушиваю и учитываю все предположения, обращаю внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их выдвигаю я сама.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.

Дети очень любят экспериментировать.

Немаловажное значение в развитии познавательной  активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации мною в группе создан исследовательский центр.

В нем представлены:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы  (безмен),  песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, керамика, разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
  • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
  • технические  материалы:  гайки,  скрепки,  болты,  винтики,  шурупы, детали конструктора и т. д.;
  •  разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки,  колбы,  деревянные  палочки, шприцы  (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность,  доступность расположения.

Ранней весной, мы высаживаем «огород   на окошке », где дети выращивают из семян фасоль, овес, ухаживают за посадками лука, моркови, петрушки, свеклы. В процессе работы разъясняю значимость труда, формирую у детей понятие взаимосвязи природа и люди, формирую представления о выращивании растений из семян, воспитываю бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.

Во время проведения опытов я брала на себя роль соучастника детских открытий, не спешила указывать им путь решения задач или проблемы, а тактично поддерживала дошкольников на пути самостоятельного поиска. Так, например, в процессе опыта «Плавающие, тонущие предметы» детям предложила выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет и почему?  

Ребятам было предложено положить в миску с водой предметы: пластилин, кусок дерева, камушек, металлические предметы (скрепки, кнопки), бумагу и посмотреть плавают они или нет. Что плавает? (дерево, бумага). Что утонуло? (пластилин, железо, камушек, скрепки, кнопки).

Затем показываю картинку с изображением корабля плавающего в море. Спрашиваю: «Что изображено на картинке? (Корабль). Ставлю перед детьми поисково-исследовательскую задачу: «Корабль железный, но он  не тонет. Почему?»

Ответы  детей были разнообразные:

  • Его волны  держат, он большой.
  • У корабля на дно привязывают дерево.
  • Потому, что у него есть моторчик и т.д.

Показываю детям брусок пластилина и вылепленную из пластилина лодочку. Как вы думаете, эти кусочки пластилина будут плавать или утонут?

Давайте проверим. Один кусочек утонул, а другой нет. Оба они из пластилина. В чём причина? Ставлю перед детьми задачу: как сделать так, чтобы и этот кусок пластилина не тонул? Корабли построены таким образом, чтобы не тонуть. Особая форма корабля позволяет держаться на воде, итак что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул? Придать ему форму. Таким оброзом дети усвоили, что корабли не тонут, потому, что они особой формы – у  них есть бортики.

Детям предоставляется возможность экспериментировать и играть с различным материалом, исследовать его, проводить  элементарные опыты

Мои воспитанники с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом. Перед началом опыта я ставила перед детьми проблему:  «Нужно слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки,  устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Подобный опыт провожу и с увлажненным песком».

По теме «Волшебница Вода» проводили  опыты: «Наливаем – выливаем», «Испарение воды», «Каким вещам вода на пользу, а каким во вред?».  

Детям также очень понравились опыты, на которых они знакомились со свойствами воды

  • Вода может переливаться из одной посуды в другую.
  • Вода впитывается в губку, в ткань.
  • Вода принимает цвет краски (окрашивается).
  • Вода «Волшебница» может превращаться в лёд.

Ребята с большим энтузиазмом освобождали бусинку от ледяного плена. Познакомились со свойством льда: (холодный, скользкий, прозрачный) Сквозь лёд видна бусинка. Смотрели, как тает лёд.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать и расширить реалистические представления о ней,  о её объектах и явлениях,  помогает чтение книг  и рассматривание картин познавательного характера. Краткие  художественные рассказы писателей, использую для более понятного объяснения детям проводимого опыта. На примере рассказа Л.Н Толстого «Умная галка» дети увидели как птичка,  принося, в клюве камешки и бросая, их в кувшин подняла  уровень воды наверх и смогла напиться. Таким образом,  на примере этого рассказа я показала, как камни,  занимая пространство сосуда, вытесняя воду, поднимали её вверх.

Проводила опыты с  магнитом и его свойствами. Так, в ходе эксперимента «Этот удивительный магнит» дошкольники определяли материалы, взаимодействующие с магнитом, знакомились с его свойствами, выявляли такие особенности магнита, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться. В ходе этого опыта я предлагала детям поднести магнит к скрепке и рассказать, что с ней произошло (скрепка притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Затем просила детей осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам и  выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Далее предлагала дошкольникам составить цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к раннее намагниченному предмету.

По теме «Воздух» я познакомила детей с понятием воздух, с его свойствами. Вместе со своими воспитанниками мы проводили опыты: «Можно ли поймать воздух?», «Чем пахнет воздух?», «Бывает ли воздуху холодно?». В ходе этих экспериментов дети пришли к выводу, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

По теме «Электричество» ставили опыты, где устанавливали с детьми  с помощью воздушного шарика и расчески причины возникновения статического электричества.

В процессе проведения опытов все дети принимали активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым у детей развивалась любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Все эти опыты  стимулировали познавательный интерес дошкольников.  Ведь намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

После проведенных опытов мои воспитанники с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же опыты дома.

Организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Познавательная деятельность детей – это такая работа, которая  выполняется как без непосредственного участия  воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."

В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснилось, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные ...

Формирование познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в разных видах деятельности.

Формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство и  русское народное творчество в в разных видах деятельности.В детском саду №2 «Ивушка» я работаю с января ...

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

"Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивочти - это семья: отношения к матери к отцу, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности&quo...

Консультация для педагогов. "Современные формы работы по формированию познавательной компетентности дошкольников".

                     Современные  направления работы позволяет организовать воспитательно - образовательный процесс в детском саду бо...

Презентация в формате Powr Point Консультация для воспитателей на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию»

Презентация разбита на 2 части, т.к. ее размер больше 3МБПлан:Актуальность2. Теоритическая часть•Социализация•Семейная социализация•Роль семьи в социализации ребенка•Социальная ком...