МАСТЕР-КЛАСС "ЛЭПБУК - инновационная технология формирования познавательной компетентности дошкольников".
материал
Мастер-класс для педагогов "Лэпбук"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 28 «Колокольчик»
Режевской городской округ
МАСТЕР-КЛАСС
«ЛЭПБУК» - инновационная технология формирования
познавательной компетентности ребёнка-дошкольника»
Воспитатели:
Овчинникова Э.Ф., высшая квалиф. категория
Замятина Л.С., первая квалиф. категория
Реж 2018
Мастер-класс«ЛЭПБУК» - инновационная технология формирования познавательной компетентности ребёнка-дошкольника»Приветствуем вас, уважаемые коллеги. Разрешите представиться: воспитатель средней группы – Замятина Лариса Сергеевна и воспитатель старшей группы – Овчинникова Эльвира Фаязовна.
Наш мастер-класс посвящён теме формирования познавательной компетентности. «ЛЭПБУК» - инновационная технология формирования познавательной компетентности ребёнка-дошкольника.
"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Методика создания Лэпбука, как и проектная деятельность, была изобретена американцами, которые активно используют её для обучения детей на дому.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему, и ребенок может их доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Какое значение имеет использование Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования для ребенка? Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, расположенные в ней, и повторить пройденный материал. Лэпбук развивает познавательный интерес, способствует развитию творческого мышления, расширению и обогащению словарного запаса, развитию связной речи, развитию мелкой моторики детей. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога? Она способствует:
- организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- способствует творческой самореализации педагога.
Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и другие специалисты: логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.
Логопеды могут создавать Лэпбук на определенный звук, включив туда всевозможные задания на автоматизацию этого звука. В лэпбуках они могут объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи по какой-либо лексической теме.
Инструкторы по физической культуре могут в такой папке расположить информацию о каком-либо виде спорта, спортсменах, олимпийских играх и чемпионах, изображения с различными физическими упражнениями.
Создание Лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей и несёт в себе познавательную и развивающую функции. Лэпбук может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.
В процессе изготовления и использования Лэпбуков в образовательной деятельности возникает творческое взаимодействие между педагогами, детьми и их родителями. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, одной из таких форм является – изготовление Лэпбука.
Родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбуков, они отмечают, что совместная деятельность сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка, его интересы.
Преимущество лэпбука состоит в том, что он помогает:
- структурировать сложную информацию;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление;
- объединить всю семью, группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.
Лэпбук может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Использование лэпбука в совместной деятельности.
- Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится.
- Лэпбук - это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
- Ребенок старшего дошкольного возраста научится совместно со взрослыми собирать информацию по определённой теме.
- Лэпбук хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать такую коллективную книжку.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- содержательно-насыщенный (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме),
- полифункциональный и доступный: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его в любое время как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Изготовление лэпбука является культурной практикой, в процессе которой используются различные виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:
- планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Этапы изготовления лэпбука:
1этап: Выбор темы.
Тема папки может быть любая в зависимости от интересов и возраста детей в соответствии с комплексно - тематическим планированием. В младшем дошкольном возрасте это могут быть общие темы: «Времена года», «Животные», «Транспорт» и т.д. В старшем дошкольном возрасте лучше брать более узкие темы. Например, по теме недели «Животные» ребенок может выбрать любого понравившегося животного и дать подробную информацию о нем в своем лэпбуке.
Темами лэпбука могут стать:
-интересные события, происходящие с ребенком (отдых на море, появление домашнего питомца)
-темы комплексно-тематического планирования;
-решение проблемных ситуаций;
-литературные произведения;
-мультипликационные герои и т.д.
2 этап: Составляем план будущего лэпбука.
Лэпбук - это не просто книжка с картинками, это технология познавательного развития детей. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план. На слайде вы видите примерный план по теме «Бабочки».
Например, план по теме «Бабочки» может охватывать следующие информационные блоки:
- Откуда появляется бабочка?
2. Где они обитают?
3. Чем питаются?
4. Какую пользу или вред приносят?
5. Найти стихи, загадки о бабочках.
6. Подвижные игры.
7. Развивающие задания по теме.
3 этапа: Создание макета
Далее мы придумываем, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть, рисуем макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это размещается на разных элементах (в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.п.)
Потом все это рисуем на черновике: листе А-4, сложенном в виде лэпбука.
Макет лэпбука можно выполнить от руки, нарисовав его на бумаге формата А 4 или сделать в цифровом редакторе.
4 этап: Создание лэпбука. Лэпбук состоит из папки формата А3, сложенных по такому эскизу, который вы видите.
Обложка лэпбука отражает его тему.
Виды элементов лэпбука представлены на слайде (мини-книжечки, конвертики фигурные, кармашки, фигурные кармашки конвертики, пирамидки, книжки-гармошки, мобильные - вращающие круги, стрелочки и т.п.).
Материалы, необходимые для изготовления лэпбука вы видите на экране:
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (распечатанные шаблоны Лэпбука);
- цветная бумага;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
- скотч;
- безграничная фантазия.
Предлагаем вам с теоретического аспекта перейти к практическому и самостоятельно изготовить лэпбук по теме «Весна».
ЦЕЛЬ лэпбука по теме «Весна»: формировать обобщенные представления о времени года – весна, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, воспитывать эмоциально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
На ваших столах находятся шаблоны и материалы по теме «ВЕСНА» для изготовления лэпбука. Выберите шаблон и кармашки для вашего лэпбука, разложите их на готовом шаблоне. Затем подберите информацию по теме «Весна», распределите её по кармашкам и сделайте надписи на кармашках, какой материал в них находится.
- Мнемотаблица о весне
- Весенние загадки.
- Весенние приметы.
- Календарь наблюдений погоды на три весенних месяца
- Альбом с репродукциями русских художников о весне.
- Стихи о весне русских поэтов классиков
- Пословицы и поговорки по теме «весна»
- Задание «Обведи и раскрась первоцветы»
- Задание «Найди одинаковые цветы»
- «Отгадай, с какого дерева листок»
Педагоги изготавливают лэпбуки, используя представленный материал (звучит музыка по теме «весна»).
Итак, уважаемые коллеги, в рамках нашего мастер-класса мы с вами познакомились с развивающей познавательной технологией – ЛЭПБУК.
Чтобы подвести итоги нашего семинара и услышать от вас обратную связь, мы предлагаем вам оставить отзывы и пожелания о проведённом мастер-классе.
Спасибо за внимание! Желаем вам хорошего настроения и творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад о формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в опытно-исследовательской деятельности
Доклад о формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в опытно-исследовательской деятельности...

Формирование познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в разных видах деятельности.
Формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство и русское народное творчество в в разных видах деятельности.В детском саду №2 «Ивушка» я работаю с января ...

Аспекты применения инновационных технологий формирования эмоционального мира дошкольников с ОНР
Применение учителем-логопедом технологий формирования эмоционального мира детей с ОНР...

Консультация для педагогов. "Современные формы работы по формированию познавательной компетентности дошкольников".
Современные направления работы позволяет организовать воспитательно - образовательный процесс в детском саду бо...

Инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников
На современном этапе развития дошкольного образования уделяется особое внимание проблеме познавательного развития дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образов...

Опыт инновационной работы «Формирование познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования пуговиц»
Наше с детьми увлечение пуговицами началось с обычного момента. Воспитанники на ковре нашли пуговицу. Пока мы выясняли, чья она, Степан рассказал, что у его бабушки есть шкатулка, в которой много пуго...

Памятка "Эбру как инновационная технология развития познавательной деятельности дошкольников"
Памятка "Эбру как инновационная технология развития познавательной деятельности дошкольников"...



