Главные вкладки

    Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста
    консультация на тему

    Губаева Любовь Леонидовна

    консультация для воспитателей "Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл figury1.docx16.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста

           С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В дошкольном возрасте развитие восприятия происходит очень интенсивно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют такие анализаторы, как

     зрительный

    тактильный

    речедвигательный 

    Увидев, например, предмет той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: “Это похоже на круг, а это на квадрат”. Процесс восприятия детьми геометрических фигур начинают формироваться в раннем дошкольном возрасте и проходит через следующие этапы:

    • На первом этапе - геометрические фигуры воспринимаются как целое, ребенок не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами.
    • На втором этапе - ребенок уже проводит анализ воспринимаемых геометрических форм и устанавливает отношения между ними. в результате которого выявляются их свойства.
    • На третьем этапе - ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и формой фигур.

    Переход от одного этапа к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения.

    Представление о форме предмета как границе между предметом и окружающим пространством возникает у детей очень рано. Исследования показывают, что грудной ребенок по форме бутылочки опознает ту, из которой он пьет молоко. Уже в раннем детстве знакомые детям предметы они опознают независимо от их пространственного положения.

    Значительную роль в познании формы предметов играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы. Дети  воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и, по аналогии с хорошо знакомыми бытовыми предметами, называют их именами этих предметов.

    Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в игре. Педагог правильно называет геометрические фигуры, но не стремится к тому, чтобы дети запомнили их. Важно, чтобы дети обследовали эти геометрические фигуры зрительным и двигательно-осязательным анализаторами. Для сравнения фигур можно использовать приемы наложения и приложения, но необходимо обязательно давать детям геометрические фигуры в паре.

    Алгоритм ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами:

    - педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;

    - предлагает детям показать такую же, назвать ее;

    - предлагает детям найти ее среди других;

    - предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;

    - предлагает детям назвать признаки геометрической фигуры;

    - предлагает детям сравнить ее с другими геометрическими фигурами;

    - предлагает детям выполнить практические действия с геометрическими фигурами.

    Рассматривание и сравнение геометрических фигур проводят в определенном порядке; Что это? Какого цвета? Какого размера? Чем отличаются? Чем похожи фигуры?

    Такой определенный порядок приучает детей последовательно рассматривать и обследовать геометрические фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств.

    Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.

    Взаимное наложение одной фигуры на другую: круг и квадрат; квадрат и прямоугольник; квадрат и треугольник; квадрат и прямоугольник позволяет детям четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

    Важно с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов геометрических фигур. Вершина - это точка. Дети показывают стороны и углы геометрической фигуры. Угол - часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки.

    Для закрепления и уточнения знаний дают различного рода задания на воспроизведение фигур. Дети вырезают плоские фигуры из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие. Используют упражнения в зарисовке геометрических фигур.

    Перед зарисовкой круга и фигур овальной формы можно предложить ребенку наложить круг на квадрат, фигуру овальной формы на прямоугольник, затем вырезать круг из квадрата, а фигуру овальной формы из прямоугольника - это поможет детям понять принцип зарисовки данной фигуры.

    В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.


    В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается:

    • логическое мышление и связная речь;
    • ориентация в пространстве, моторика.
    • наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
    • умение обобщать, классифицировать, выделять главное.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

    В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...

    Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

    В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

    Влияние дидактических игр на развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста

    Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, опери...

    Статья о содержании дидактических игр, направленных на развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста

    Статья о содержании дидактических игр, направленных на развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста...

    Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

    При использовании дидактических игр ребёнок учится правильным приёмам обследования формы предметов и развивается способность выявлять простейшие свойства геометрических фигур....