Статья на тему " Педагогическая поддержка развития воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования"
статья (средняя группа) на тему

Косарева Анжела Олеговна

Педагогическая поддержка развития воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt24.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогическая поддержка развития творческого воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования

ФГОС ДО в пункте 1.4. называет основные принципы дошкольного образования, среди которых указано построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; необходимо содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Особенности психических процессов ребенка, степень их развития, несомненно, составляют важную часть его индивидуальности. Среди этих процессов заметную роль играет воображение. Эта человеческая способность позволяет творчески перерабатывать накопленные в сознании индивида представления с целью создания новых образов. Процесс воображения тесно связан с другими психическими процессами, такими как память и мышление, что еще больше повышает его значимость. Особенности данного процесса раскрываются в трудах по общей психологии, например, у таких авторов как А.Г. Маклаков, Р.С. Немов и другие.

Дошкольный возраст является важным периодом становления творческого воображения. На это обращают внимание детские психологи. Особенности детского воображения исследовали Л.С. Выготский,  А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и многие другие. Особенности развития воображения дошкольников достаточно полно раскрываются в работе  В.С. Мухиной. По ее мнению, именно в этом возрасте возникает произвольное воображение, которое становится основой практической деятельности, предваряя ее. Целенаправленность воображения как психического процесса проявляется в появлении у ребенка возможности управлять своим воображением. Важная задача педагога – поддержать ребенка на данном этапе.

Принципы педагогической поддержки ориентируют воспитателя на создание для ребенка условий, при которых развитие воображения станет его личной потребностью, а не навязанной педагогом необходимостью. Такую возможность предоставляют нетрадиционные техники рисования. Они позволяют создать ситуацию радости и удивления своими неожиданными открытиями, стимулируют самостоятельную творческую активность ребенка. Такие авторы как Р. Г. Казакова, А.В. Никитина, Г.Н. Давыдова, Т.А. Цквитария и другие описывают различные техники работы. Нетрадиционные техники рисования – широчайшее поле для детского экспериментирования, рождения новых идей, основанных на комбинировании различных методов изображения. Стремление освоить открывающиеся возможности позволяет ребенку развивать воображение, учиться контролировать его и направлять. Таким образом, развивающий потенциал нетрадиционных техник рисования позволяет использовать данные методы с целью формирования воображения дошкольников. В свою очередь, особенности метода, связанные с использованием ситуации неожиданности, удивления, позволяют использовать его в рамках принципов педагогической поддержки для создания условий развития дошкольников.

В современном мире воображение является необходимым элементом творческой деятельности в любом из ее направлений, включая художественное, научное и техническое творчество, что подтверждает актуальность выбранной нами темы.

В соответствии с законом «Об образовании», принятым в 2012 году, дошкольное образование должно быть направлено, в том числе на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств» (ст. 64.1). Учитывая данный приоритет образовательные программы дошкольного учреждения должны быть нацелены на разностороннее развитие дошкольников. Особо подчеркивается необходимость индивидуального подхода и использования «специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» (ст. 64.2).

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, основанный на федеральном законе «Об образовании», включает в себя такие принципы как «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей», а также «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Под субъектом понимается полноценный участник образовательных отношений. Взрослые как участники образовательных отношений должны осуществлять поддержку инициативы детей в различных видах деятельности. В соответствии с задачей «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» ФГОС ориентирует педагогов на сотрудничество с детьми, создание развивающей образовательной среды. В том числе – для развития воображения и творческой активности, являющихся необходимыми элементами познавательного развития. Среди условий реализации определенных ФГОС задач можно выделить поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

••••••• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

••••••• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

••••••• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

••••••• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.

Формирование субъектно-субъектных отношений является главной проблемой, которую необходимо решать, формируя учебно-воспитательный процесс. Замена директивного управления недирективной помощью, поддержкой позволяет построить отношения с детьми на новой основе. Провозглашенные ФГОС ДО принципы предполагают смену позиции «педагогического требования», как доминирующей в педагогической практике на позицию «педагогической поддержки», что поможет строить подлинно гуманные отношения с ребенком. Однако прежние методы обучения ориентированы в большей степени именно на управление ребенком, а не помощь ему в развитии.