Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста"
    материал (младшая группа) на тему

    Бушманова Мария Васильевна

    Нестандартное оборудование для развития мелкой моторики

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное

    образовательное учреждение

    «Тохтуевский детский сад»

    Мастер-класс для родителей

    «Использование нестандартного оборудования для  развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

                        Выполнил: воспитатель

                                             МАДОУ "Тохтуевский детский сад"

                                     Бушманова Мария Васильевна

    2016 г.

    Мастер-класс

    Тема: «Использование нестандартного оборудования для развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста»

    Актуальность: В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

    Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

    Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но  образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.

    Участники: Мастер-класс для  родителей дошкольников.

    Цель мастер-класса: Расширение представлений участников мастер класса об использовании нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Раскрыть актуальность темы.

    2.  Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

    3.  Поделиться с родителями  своими разработками по этой теме.

    4. Развивать творческий потенциал участников мастер-класса.

    Ход проведения мастер – класса:

    Представление.

    - Здравствуйте, уважаемые родители!

            Я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх.

            Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. 

            Учёные придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Доказано, что тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Во время игры с пальчиками возникает доверительный и эмоционально тёплый контакт родителей и ребёнка.  

                    Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но  образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.

            С одним  оборудованием мы познакомимся теоретически, а с другим практически.

    Одним из материалов, который я применяю в своей практике, это крупа.

    Игра №1  Игры  с крупой

    Цель: развитие мелкой моторики, чувственного восприятия, фантазии и воображения.

    Оборудование: контейнер, крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа); бобовые (горох, фасоль); макароны; орехи; Ситечко для просеивания; мелкие игрушки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов; набор мерных ложечек.

    Ищем клад

    В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы.

    Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его  в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить!

    Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.

    Думаю, не стоит говорить о правилах безопасности: оставлять малыша наедине с мелкими предметами ни в коем случае нельзя!

    Сеем — посеем

    Насыпаем в емкость манку и несколько (десять – двадцать крупинок) гречки, макарон или риса.

    Просим малыша с помощью сита просеять всю манку и найти гречку.

    Юный сортировщик

    Сортируем макароны и фасоль.

    Для этого насыпаем в большую емкость несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки.

    Количество видов макарон и бобовых зависит от возраста ребенка. Для самых маленьких подойдут всего два вида: макароны и фасоль.

    Сыпучее занятие

    Пересыпать крупу из одной емкости в другую. Например, располагаем перед ребенком две емкости: одну полную гречки, а другую – пустую. Просим его с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.

    Массаж рук разными материалами, так же развивает мелкую моторику (бигуди, карандаш, ролик, палочки)

    А вас я хочу поближе познакомить с техникой Су-Джок

    Игра №2 "Массажные шарики - су джок"

    Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

    Оборудование: Су - Джок шарик - массажёр.

    Ход игры: СКАЗКА «Ежик на прогулке»

    Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

    Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

    Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

    Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

    Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

    Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

    2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

    Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

    Вышли пальцы погулять, 

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    На правой руке:

    Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

    Этот малыш-Ванюша, (указательный)

    Этот малыш-Алеша,    (средний)

    Этот малыш-Антоша, (безымянный)

    А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

    На левой руке:

    Эта малышка-Танюша, (на большой палец) 

    Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

    Эта малышка-Маша,   (средний)

    Эта малышка-Даша,   (безымянный)

    А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

    Игра №3 "Игры с пинцетом"

    Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.

    Оборудование: пинцет, 4 тарелочки  желтого, красного, зелёного и синего цвета, кубики нарезанные из губки для мытья посуды 4-х цветов.

    Ход игры: детям необходимо с помощью пинцета разложить кубики в соответствии с цветом тарелки.

    Игра №4 "Термомозаика"

    Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности, усидчивости, точности движений, закрепить знание цветов.

    Оборудование: термомозаика, пинцет, (утюг для воспитателя, калька)

    Ход игры: Выложить рисунок на основе, с помощью пинцета. После чего воспитатель (родитель), проглаживает утюгом через кальку. Термомозаика - замечательное развлечение для детей и взрослых. Набирая из разноцветных маленьких фишек-бусинок яркие картинки, можно создать новые детские игрушки или затейливые украшения интерьера.

    Игра №5 "Накорми животное"

    Цель:  развитие мелкой моторики и точности движений.

    Оборудование: картонная коробка с наклеенным рисунком кошки или собачки, около рта сделать небольшое отверстие; бумажные  рыбки, косточки.

    Ход игры: Дети кормят животное бросая бумажные рыбки и косточки.

    Игра № 6 "Сюрпризики"

    Цель: развитие мелкой моторики.

    Оборудование: мелкие игрушки, яйцо от киндер-сюрприза, разные фантики, бумага, пакетики.

    Ход игры: Взрослый запаковывает игрушку в киндер-сюрприз,  фантики, различную бумагу, пакетики. Ребёнку необходимо самому всё открыть и получить долгожданный приз.

    Игра №7 "Цветные камушки"

    Цель: развивать точность движений, творческое воображение.

    Оборудование: цветные камни, картон, схемы выкладывания.

    Ход игры: Сначала предложить детям работать по простым схемам (выложить по прямой, по спирали и т.д), затем выложить рисунок по желанию.

    Игра № 8"Цветные резиночки"

    Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цветов. Учить работать по схеме.

    Оборудование: небольшие цветные резинки для волос, схемы нанизывания резинок.

    Ход игры: Для начала дети учатся одевать резинки на свои пальчики в произвольном расположении. Затем можно предложить работу по схеме.

    Игра №9 "Гелиевые шарики"

    Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

    Оборудование: гелиевые шарики, которые набухают в воде; ёмкость для шариков, мелкие предметы, ложка, тарелка.

    Ход игры: Для того чтобы начать играть с гелиевыми шариками, их необходимо замочить в воде, для того, чтобы они набухли. Как только шарики увеличились в размере, можно поиграть в игру "Найди клад"(ребёнок ищет его руками), перекладывание шариков в другую ёмкость с помощью ложки. 

    Спасибо за внимание, желаю вам творческих успехов!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

       Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

    «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

    Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

    Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

    Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

    «Использование нестандартного оборудования в развитии двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста»

    Младший дошкольный возраст – период пристального наблюдения за развитием ребёнка, что находит отражение в медицинских картах развития детей. Все дети по состоянию здоровья распределены по медици...

    Мастер-класс для педагогов «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития реб...

    Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

    Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

    Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста....