Роль эмоций в жизни ребёнка
консультация на тему

Ткаченко Светлана Николаевна

          Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуа­ции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Роль эмоций в жизни ребёнка

          Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

      Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

     Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных   —   пресна   и бесцветна.

          Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого    человека    —    важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному   восприятию другого человека.

         В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них   выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая   их ни особую выразительность. Одна причин   возникновения   тех или к переживаний   ребенка -  его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное   благополучие, чувство   уверенности, защищенности. Обычно   в этих условиях у ребенка преобладает бодрое,

жизнерадостное настроение.

        Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к   деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.  

К   первой   группе   относятся настроения — более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие   исходный   фон   жизнедеятельности.    

Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету.

К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние   организма.  

Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая   потребность   в   положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих   ребенка   преобладает   радостное настроение.    Если   же    со    стороны близких людей   ребенок не   находит отклика, то настроение у него портится, он    становится    раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном    неблагополучии    ребенка, под которым   понимается   отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

         Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при   негативном   отношении   к   нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.  

         Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе—в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.

Реагировать   на   слова   и   поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок   научается в общении   со взрослым. В младенчестве   впервые возникает такое эмоциональное образование, как привязанность      к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со

взрослым  в середине второго года жизни.

      Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.

Наблюдая определенные игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре — доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают — положительные или отрицательные?

Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"

Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...

Роль эмоций в жизни дошкольника

Данный материал поможет родителя узнать больше об эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста....

Роль эмоций в жизни ребёнка

Консультация "Роль эмоций в жизни ребёнка"...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»

Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека,  способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления с...

Консультация для родителей " Роль эмоций в жизни ребёнка"

Консультация для родителнй " Роль эмоций в жизни ребёнка"...

Тренинг для педагогов: Виды и роль эмоций в жизни человека

Цель тренинга:Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.Задачи:создание комфортного психологического климата;проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности...

Консультация "Роль положительных эмоций в жизни ребёнка"

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимоде...