Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»

    Жагарина Марина Александровна

    Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека,  способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления собственным эмоциональным состоянием, а так же снятию психоэмоционального напряжения, усталости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum.docx734.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для воспитателей детского сада № 214 ОАО «РЖД»

    «Виды и роль эмоций в жизни человека»

    Подготовила и провела: педагог-психолог Жагарина Марина Александровна

    Ход мероприятия:

    Упражнение-энергизатор  «Поменяйтесь местами те, кто…»

    Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

    Педагоги  сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого…(например, двое детей или день рождения летом)». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.

                    Мозговой штурм «Составление банка эмоциональных состояний»      

    Участники группы отвечают на следующие вопросы:

    1. Что такое эмоции?
    2. Какие эмоции испытывают люди?
    3. Какие эмоции чаще испытываете вы?

    Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

    Упражнение  «Карусель»

    Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты,  развитие эмпатии.

    В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Педагоги встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.

    • Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
    • Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
    • Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

    H:\Жагарина М.А\НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В НДОУ\ФОТО НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ\P1060721.JPG

    • После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
    • Перед вами человек, который не выполнил обещанного и подвёл вас…
    • Перед  вами ребенок, разбивший вашу любимую вазочку…

    Время на установление контакта и проведение беседы 1-2 минуты. Затем по сигналу  участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

              Для чего нам нужны эмоции? Ответы педагогов. 

    Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и продуктивное общение. В этом и заключается эмоциональный интеллект.

    Упражнение «Зеркало» 

    Цель: развитие умения распознавать чужие эмоции по мимике, жестам.

    Участники группы разбиваются на пары.

    Инструкция: «Один из участников пары будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения, выражения лица «обезьяны».

    Через три - четыре минуты партнерам нужно поменяться ролями.

    D:\МАРИНА\Работа 2014-2015\Неделя психологии в НДОУ ЖАГАРИНА\Семинар для педагогов ЭМОЦИИ\Педагоги,тренинг.JPG

    Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения? Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?

    Никому не нравится переживать негативные эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод.

            Давайте сейчас разобьемся на две группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния.

            Первая – обсуждает злость и грусть;

            Вторая – страх и апатию.

            По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.

            Подводим итоги обсуждения:

         1.        Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

         2.        Страх сигнализирует об опасности;

         3.        Грусть побуждает нас задуматься;

         4.        Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

    Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.

    Как вы боретесь с негативными эмоциями?

    В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.

    Антисоветы психолога педагогу

    1. Не обращай внимания на детей. Их много – ты один!
    2. Учение детей – дело рук самих детей. Не мешай ребенку учиться!
    3. Если кто-то падает – подтолкни его, и процесс ускорится.
    4. Если тебе плохо, то с какой стати кому-нибудь должно быть хорошо?
    5. Педагогика – замечательное дело! Только дети мешают.

    Сладкое воспоминание

    Провоцируйте конфликты.

    Пусть они трясут весь садик.

    А потом – коль доживете

    Вы до пенсии своей –

    Будет вам, что в жизни вспомнить,

    Лежа на больничной койке,

    И решить, что эти годы

    Были прожиты не зря.

    Развитие речи (к слову об интеграции деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда)

    Научите педагогов

    Очень крепко выражаться.

    Поливают пусть друг друга

    И ругаются с детьми.

    Через месяц убедитесь

    Как спокойно на работе.

    Речь активно развивая,

    Быстро стрессы победим.

    Упражнение «Звуковая гимнастика» (совместно с учителем-логопедом)

    Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

             Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звуки:

    1. А – воздействует благотворно на весь организм;
    2. Е – воздействует на щитовидную железу;
    3. И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
    4. О – воздействует на сердце, легкие;
    5. У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
    6. Я – воздействует на работу всего организма;
    7. М – воздействует на работу всего организма;
    8. Х – помогает очищению организма;
    9. ХА – помогает повысить настроение.

    Игровое упражнение «Песня»

    Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами поднимем настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».

    Упражнение «Ладошка»

    Цель: способствовать эмоциональному сближению членов коллектива.

                    Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник напишет свой ответ на мои вопросы:

    С каким временем года ассоциируется у Вас этот человек?

    С какой погодой?

    С каким животным?

    С каким цветом?

    С каким цветком?

    С каким сказочным или мультяшным героем?

    Отвечая на вопросы, мы будем передавать листы по кругу, пока они не вернутся к своим хозяевам.

    H:\Жагарина М.А\НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В НДОУ\ФОТО НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ\DSC06453.JPG

            Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.

    Рефлексия. Мнения педагогов о семинаре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чувства и эмоции в жизни человека

                                         Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...

    Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

    Реферат по психологии на тему:  «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....

    Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"

    Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...

    Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

    Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...

    Тренинг для педагогов: Виды и роль эмоций в жизни человека

    Цель тренинга:Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.Задачи:создание комфортного психологического климата;проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности...

    Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы "Витамины и их значение в жизни человека""

    Создание условий для формирования у детей представление о необходимости наличия витаминов в организме человека....