Тренинг для педагогов: Виды и роль эмоций в жизни человека
учебно-методический материал на тему

Ольховик Алиса Витальевна

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

  • создание комфортного психологического климата;
  • проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности педагога;
  • развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
  • тренировка профессионально-педагогических особенностей  вербальными и невербальными средствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_rol_emotsiy_v_zhizni_cheloveka.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов:

Виды и роль эмоций в жизни человека

педагог-психолог Ольховик А.В.

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

  • создание комфортного психологического климата;
  • проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности педагога;
  • развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
  • тренировка профессионально-педагогических особенностей  вербальными и невербальными средствами.

Материалы и оборудование: 

2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-3, мольберт, ноутбук, проектор, доска.

Ход тренинга

1  упражнение « Приветствие».

Здравствуйте! Мы рады Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы поделитесь с каким настроением вы пришли.

Для того чтобы немного размяться после рабочего дня,  предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».

Хлопните в ладоши те, кто сегодня в платье и юбке, топните те, у кого карие глаза; встаньте те, у кого есть сын; пощелкайте пальцами те, у кого  есть дочь. Улыбнитесь те, у кого сегодня хорошее настроение.

Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаем соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Быть  активными.

Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

Хотим показать фильм, в котором наглядно показывается важность эмоций с самого раннего детства (Чувствительность детей к эмоциям).

2 Упражнение « Ассоциации».

Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2 злость (ярость, бешенство, негодование)

3 страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

4 удивление (изумление, интерес)

5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6 спокойствие (умиротворение)

Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

3 упражнение «Интонация».

Знаете ли вы, что произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Десяти из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» так, чтобы мы поняли и отгадали, с каким настроением вы произносите его.

С пренебрежением

С улыбкой

С недовольством

С отвращением

С интересом (Удивлением)

Со злостью

С сарказмом

С ужасом

Со скукой

С любовью

Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.

4 Упражнение «Произнесите текст».

Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

«Зайку бросила хозяйка»

1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

5 упражнение «Взгляд».

Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Десяти из вас розданы названия взгляда, попробуйте показать взгляд так, чтобы мы поняли и отгадали. Продемонстрируйте ваш взгляд на нас:

  • с укоризной,
  • с настойчивым запретом,
  • с безмерным удивлением,
  • с гневом,
  • Со спокойствием,
  • С признанием,
  • Со страхом,
  • С изумлением,
  • С сожалением,
  • с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

6 упражнение «Мимика лица». 

Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.

Посмотрите следующий фильм с фотографиями эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает (Эмоции SNKA).

7 упражнение «Заколдованный человек».

Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово «счастье» на бумаге. Вам нужно разделиться на две команды. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.

Подведение итогов. Рефлексия. Просмотр фильма, где показаны все эмоции (Страшные аттракционы).

Приложение

Упражнение «Интонация».

«Здравствуйте»

С пренебрежением

«Здравствуйте»

С улыбкой

«Здравствуйте»

С отвращением

«Здравствуйте»

С ужасом

«Здравствуйте»

С недовольством

«Здравствуйте»

С интересом (Удивлением)

«Здравствуйте»

С сарказмом

«Здравствуйте»

Со скукой

«Здравствуйте»

Со злостью

«Здравствуйте»

С любовью

Упражнение «Взгляд»

Взгляд

С укоризной

Взгляд

Со спокойствием

Взгляд

С настойчивым запретом

Взгляд

С признанием

Взгляд

С безмерным удивлением

Взгляд

Со страхом

Взгляд

С гневом

Взгляд

С изумлением

Взгляд

С ожиданием дальнейших действий.

Взгляд

С сожалением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувства и эмоции в жизни человека

                                     Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ. Тема:«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».

Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том,...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»

Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека,  способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления с...

Презентация "Эмоции в жизни человека"

Базовые эмоции по Полу Экману. Сценарные реакции на гнев: подавление, неконтролируемый выплеск, работа с гневом. Конструктивные способы работы с гневом. Рациональные и иррациональные страхи. Что мешае...

Конспект занятия в старшей группе «Кто как видит. Роль зрения в жизни человека»

На занятиии дети вместе с педагогом узнают об особенностях зрения животных и птиц, а так же уточняют представления о роли зрения в жизни человека....