Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    Тренинг для педагогов: Виды и роль эмоций в жизни человека

    Ольховик Алиса Витальевна

    Цель тренинга:

    Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

    Задачи:

    • создание комфортного психологического климата;
    • проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности педагога;
    • развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
    • тренировка профессионально-педагогических особенностей  вербальными и невербальными средствами.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vidy_i_rol_emotsiy_v_zhizni_cheloveka.docx27.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг для педагогов:

    Виды и роль эмоций в жизни человека

    педагог-психолог Ольховик А.В.

    Цель тренинга:

    Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

    Задачи:

    • создание комфортного психологического климата;
    • проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности педагога;
    • развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
    • тренировка профессионально-педагогических особенностей  вербальными и невербальными средствами.

    Материалы и оборудование: 

    2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-3, мольберт, ноутбук, проектор, доска.

    Ход тренинга

    1  упражнение « Приветствие».

    Здравствуйте! Мы рады Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы поделитесь с каким настроением вы пришли.

    Для того чтобы немного размяться после рабочего дня,  предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».

    Хлопните в ладоши те, кто сегодня в платье и юбке, топните те, у кого карие глаза; встаньте те, у кого есть сын; пощелкайте пальцами те, у кого  есть дочь. Улыбнитесь те, у кого сегодня хорошее настроение.

    Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаем соблюдать некоторые правила:

    1. Внимательно слушать друг друга.

    2. Не перебивать говорящего.

    3. Уважать мнение друг друга.

    4. Быть  активными.

    Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

    Хотим показать фильм, в котором наглядно показывается важность эмоций с самого раннего детства (Чувствительность детей к эмоциям).

    2 Упражнение « Ассоциации».

    Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

    1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

    2 злость (ярость, бешенство, негодование)

    3 страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

    4 удивление (изумление, интерес)

    5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

    6 спокойствие (умиротворение)

    Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

    3 упражнение «Интонация».

    Знаете ли вы, что произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Десяти из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» так, чтобы мы поняли и отгадали, с каким настроением вы произносите его.

    С пренебрежением

    С улыбкой

    С недовольством

    С отвращением

    С интересом (Удивлением)

    Со злостью

    С сарказмом

    С ужасом

    Со скукой

    С любовью

    Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.

    4 Упражнение «Произнесите текст».

    Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

    «Зайку бросила хозяйка»

    1. Шепотом.
    2. С максимальной громкостью.
    3. Волнообразно.
    4. Как будто вы страшно замерзли.
    5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
    6. Как маленькая девочка.

    Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

    5 упражнение «Взгляд».

    Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

    Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

    Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

    Десяти из вас розданы названия взгляда, попробуйте показать взгляд так, чтобы мы поняли и отгадали. Продемонстрируйте ваш взгляд на нас:

    • с укоризной,
    • с настойчивым запретом,
    • с безмерным удивлением,
    • с гневом,
    • Со спокойствием,
    • С признанием,
    • Со страхом,
    • С изумлением,
    • С сожалением,
    • с ожиданием дальнейших действий.

    Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

    6 упражнение «Мимика лица». 

    Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.

    Посмотрите следующий фильм с фотографиями эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает (Эмоции SNKA).

    7 упражнение «Заколдованный человек».

    Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово «счастье» на бумаге. Вам нужно разделиться на две команды. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.

    Подведение итогов. Рефлексия. Просмотр фильма, где показаны все эмоции (Страшные аттракционы).

    Приложение

    Упражнение «Интонация».

    «Здравствуйте»

    С пренебрежением

    «Здравствуйте»

    С улыбкой

    «Здравствуйте»

    С отвращением

    «Здравствуйте»

    С ужасом

    «Здравствуйте»

    С недовольством

    «Здравствуйте»

    С интересом (Удивлением)

    «Здравствуйте»

    С сарказмом

    «Здравствуйте»

    Со скукой

    «Здравствуйте»

    Со злостью

    «Здравствуйте»

    С любовью

    Упражнение «Взгляд»

    Взгляд

    С укоризной

    Взгляд

    Со спокойствием

    Взгляд

    С настойчивым запретом

    Взгляд

    С признанием

    Взгляд

    С безмерным удивлением

    Взгляд

    Со страхом

    Взгляд

    С гневом

    Взгляд

    С изумлением

    Взгляд

    С ожиданием дальнейших действий.

    Взгляд

    С сожалением


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чувства и эмоции в жизни человека

                                         Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...

    Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

    Реферат по психологии на тему:  «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....

    Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ. Тема:«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».

    Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том,...

    Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"

    Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...

    Консультация для педагогов «Условия и роль воспитателя в обеспечении эмоционального благополучия и психологического комфорта ребенка в группе детского сада».

    Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.         Известн...

    Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»

    Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека,  способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления с...