Главные вкладки

    Тема: «Я – пешеход, я - пассажир». Отчет по самообразованию
    материал (старшая группа) на тему

    Улица для ребенка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx30.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Я – пешеход, я - пассажир».

    Выходя на улицу,

    Приготовь заранее,

    Вежливость и сдержанность,

    А главное, внимание!

    Введение.

    Актуальность. Улица для ребенка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому  проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.  

    Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

      Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

      Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

    Цель:

    Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать  работу по формированию  знаний о ПДД   у детей старшего возраста.

    Задачи:

    1. Развивать мыслительную деятельность детей.

    2. Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения.

    3. Стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.

    4. Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.

    5. Научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города.

    6. Воспитывать культуру поведения.

    В настоящее время в детских садах совершенствуются формы, методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах. Успешно реализуются разные  инновационные общеобразовательные программы.

    Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.

    Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, нои умению творить, думать.

    Этапы работы:

    1,Работа по теме «Я – пешеход, я - пассажир» запланировала в три этапа:

      1.Организационно – ознакомительный этап.

         На данном этапе  была определена тема самообразования, изучена научно – методическая литература, нормативные документы, составлен план работы, материал по работе с родителями, педагогами, был изготовлен дидактический материал.

      2.Основной этап.

    На втором этапе создана предметно – развивающая среда, разработано перспективное планирование с детьми по данной теме, диагностический материал по соблюдению правил дорожного движения, составлен перспективный план по работе с родителями и педагогами, картотека игр и пособий по ПДД. Реализовала дидактические игры в совместной деятельности. Также по данной теме подготовила долгосрочный проект

     «Я – пешеход я - пассажир».

    Использовала следующие формы работы с родителями воспитанников:

    -консультации

    -беседы и рекомендации

    -папки – передвижки

    -выставка дидактических игр

    -памятки

    -рисунки и аппликации.

    3.Заключительный этап.

    На третьем этапе продолжу работу по данной теме.

    Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма параллельно велась с педагогами и родителями воспитанников. Для педагогов была организована выставка – аукцион  дидактических, подвижных ,настольных  игр и пособий по ПДД., консультации, разработаны памятки «Это должен знать каждый»и.т.д.

    При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

    -Ребенок – пешеход

    - Ребенок – пассажир городского транспорта

    - Ребенок – водитель детских транспортных средств.

    В связи с этим работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах  проводилась планово, она  охватывала  все виды деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

      Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду.

    В своей работе  старалась обозначить задачи по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах.

    1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона

    2. Прививать правила пользования маршрутным транспортом

    3. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров и т. д.

    4. Учить детей распознавать знаки

    5. Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода и т. д.

    Большую воспитательную ценность имели организованные целевые прогулки, на которых дети наблюдали за движением транспорта, передвижением пешеходов и т.д. Упражняться в поиске верных способов решения проблемных ситуаций на дороге, закрепление правил поведения в общественном транспорте помогали игровые тренинги: «Правила для пешеходов», «Переходи дорогу правильно», «По дороге в детский сад» и др. Для закрепления ПДД были организованы игры на макетах: «Наш микрорайон», «Наша улица», а также рассматривание и обсуждение схем, чертежей, маршрутных карт безопасных дорог к детскому саду и от него.

    Для обучения правилам дорожного движения использовала все доступные формы и методы работы, в том числе и чтение художественной литературы, заучивание стихов. За данный период дошкольников ознакомила с произведениями А. Барто, С. Михалкова, С. Баруздина, З. Александровой, Н. Калинина, И. Серякова, В. Драгунского, Б. Нойсе, Б. Житкова .

    Знания детей правил дорожного движения закреплялись в ходе подвижных игр: «Поезд», «Воробушки иавтомобиль», «Стоп!», «Найди свой гараж», «Светофор», «Цветные автомобили», «Мотоциклисты» и др.,

    В настольных дидактических играх: «Светофор», «Что лишнее?», «В воздухе, на воде и на суше», «Наши друзья – дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Пешеходы», «Водители» и т.д., В ходе развлечения и викторины «Знатоки ПДД».интересными для дошкольников были такие виды деятельности, как проигрывание проблемных ситуаций, как в групповой комнате, так и на улице во время прогулки.

    Интересно и познавательно прошли занятия: «В царстве Светофора», «Зеленый огонек», где дошкольники выполняли  различные задания, упражнения, решая проблемные ситуации, учились сами и учили сказочных героев правилам дорожного движения.

    На первом этапе работы с детьми был разработан долгосрочный  проект «Я -  пешеход я – пассажир!». Для детей были подготовлены: картотека «Дидактические и подвижные игры»,наглядный и демонстрационный материал, сюжетные картинки, загадки, стихи про дорожные знаки, песни про дорожные знаки, пословицы и поговорки, раскраски «Виды транспорта», «Дорожные знаки».

     Совместно с детьми и родителями были изготовлены «Мини - книжки» и ситуационные  дорожные знаки.

    Яркие впечатления от развлечений, конкурсов, посвящённых правилам дорожного движения, отразились в рисунках и плакатах наших воспитанников. Работы юных художников украшали вернисаж при входе в группу «Радуга».

    В течение года были изучены:

    Нормативные документы (ФГОС  ДО, Сан – Пин, Закон «Об образовании Российской Федерации»), «Детство», примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

    Для осуществления работы по данному направлению изучала следующую методическую литературу, касающейся по ПДД.

    1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
    2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
    3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
    4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
    5. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
    6. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
    7. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
    8. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
    9. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
    10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
    11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
    12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
    13. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.

    Для оценки усвоения детьми знаний и умений  дважды в год проводится мониторинг качества усвоения знаний дошкольниками..

    Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по соблюдению ППД

    5-7 лет

    Начало года

    Конец года

    Высокий

    50%

    60%

    Средний

    30%

    30%

    Низкий

    20%

    10%

         Сравнительный анализ мониторинга на начало и конец учебного года свидетельствует о том, что в группе проводится систематическая работа по вооружению детей знаниями умениями, навыками.

    Все мероприятия были проведены на достаточно высоком уровне и послужили основой для дальнейшей мотивации дошкольников по изучению правил безопасного поведения на дороге. 

    Вывод:Таким образом, понимая значимость цели, системность, последовательность в работе, созданные педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют глубокому освоению и закреплению детьми знаний ПДД.

    Вывод: Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма.

    Перспектива: планирую повышать свое профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение новой методической литературы. Продолжить работу по самообразованию, используя другие направления, методы  и приемы в работе. Участвовать и делиться своим практическим опытом в сетевых  сообществах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Безопасность» направленное на формирование основ безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

    Данный материал поможет педагогам спланировать совместную и образовательную деятельность с детьми по образовательной области «Безопасность» в рамках формирования "Основ безопасности дорожного движения...

    сценарий мероприятия "Мы - пешеходы, мы - пассажиры"

    Цели мероприятия: охрана жизни и здоровья детей, формирование у воспитанников устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения; практи...

    "Я - пешеход, я - пассажир"

    Викторина по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»

    Цель: Закрепить у детей знания правил дорожного движения.Задачи:Закрепить представления детей о назначении светофора и его сигналах (красный, жёлтый, зелёный).Познакомить детей с дорожными знаками (ук...

    Протокол родительского собрания на тему: " Пешеходы, водители, пассажиры"

    Создание  в  родительском  коллективе атмосферы  значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».  Повышение  уровня  их компетент...

    занятие по теме "Какие мы пешеходы и пассажиры"

    конспект занятия по плану реализации проекта "Школа пешеходных наук"....