Неделя психологии 2016г.
методическая разработка на тему

Лагерева Анастасия Сергеевна

Неделя психологии 2016г. в МБДОУ № 11 "Теремок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                                                        Утверждаю:

                                                                                                                                           Заведующий МБДОУ

                                                                                                                                           д/с комбинированного вида

                                                                                                                                           №11 «Теремок»

                                                                                                                                    «____»____________2016г.

                                                                                                                               ____________Н.М.Фалисова 

План мероприятий «Недели психологии»

с 21ноября по 25 ноября 2016г.

Дни недели

Тема дня

Участники

Название мероприятия

Понедельник

21.11.2016г.

«День объятий,

добра и улыбок»

Воспитатели и дети  1-й младшей  группы.

Творческий коллаж «Разноцветные ладошки».

Воспитатели и дети  2-й младшей  группы.

Игровая образовательная ситуация

«Моя любимая игрушка».

Воспитатели и дети старшей и подготовительной групп.

Поделка с элементами аппликации «Подарок другу».

Педагоги-психологи ДОУ, родители.

Выставка развивающих игр,  психологической литературы.  

Вторник

22.11.2016г.

«День цвета»

Дети всех возрастных  групп, воспитатели, специалисты, родители.

Техника «Калейдоскоп настроения».

Воспитатели и дети старшей и подготовительной групп.

Аппликация  «Оживи кляксу».

Воспитатели,

сотрудники ДОУ, педагог-психолог.

Сказкотерапевтическая техника «Волшебные краски».

Среда

23.11.2016г.

«День счастья»

Воспитатели и дети средней группы.

Социально-коммуникативное общение «Моя семья».

Педагог-психолог,

дети старшей и подготовительная группы.

Мульттренинг «Особый ребенок Дима».

Родители, дети, сотрудники.

Техника «Забор психологической разгрузки».

Родители и дети   детского сада.

Конкурс рисунков «Папа, мама, я – счастливая семья».

Родители,

педагоги-психологи.

Интервью родителей «Что самое главное в воспитании детей?»

Родители,

педагоги-психологи.

Буклет «Секреты воспитания».

Четверг

24.11.2016г.

«День мечтаний»

Сотрудники, родители, дети.

Плакат «О чем я мечтаю?»

Педагог – психолог, дети компенсирующей группы с ТНР (подготовительная).

Открытое  занятие по социально-коммуникативному развитию «День рождение».

Сотрудники, родители, педагоги-психологи.  

Акция «Волшебная шкатулка».

Родители,

педагоги-психологи.

Памятка родителям от ребенка.

Пятница

25.11.2016г.

«День комплиментов»

Сотрудники, родители.

Игра для педагогов  «Тайный друг».

Дети средней, старшей и подготовительной групп, воспитатели, педагоги-психологи.

Акция  «Лучший комплимент дарю я тому, кого люблю».

Воспитатели и дети 1-й младшей группы, педагог ДО по изодеятельности.

Игровая ситуация с элементами аппликации «Бусы для куклы».

Воспитатели и дети старшей и подготовительной групп, сотрудники.

Рисуночный флешмоб «Детский сад моей мечты».



Предварительный просмотр:

С 21 ноября по 25 ноября  в детском саду пройдёт

 «Неделя психологии»

Просьба, принять всем

активное участие:

 родителям, детям, сотрудникам ДОУ.

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

«ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ ДОБРОТОЙ»

Цель:  Создание благоприятного психологического климата в детском саду.

Задачи: 

- сформировать общее настроение оптимистической тональности, настрой на «психологическую волну»;

- стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у родителей и сотрудников сада;

- сохранение и укрепление эмоционального благополучия  всех участников образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

ЗАБОР

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАбо

РАЗГРУЗКИ



Предварительный просмотр:

«Дети никогда не слушают старших, но никогда не ошибаются, когда копируют их»

Дж. Болдуин

«В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали»

Педагогическая мудрость

«Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой».

Антоний Регульский

«С детством полным любви, можно вынести всю жизнь»

Песталоци

 «Помни, рано или поздно твой ребенок последует твоему примеру, а не твоим советам»

Народная мудрость

ВАШ РЕБЕНОК БУДЕТ ВЕЖЛИВ И ВОСПИТАН,

ЕСЛИ ВЫ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ:

  1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более, по отношению к своим детям.
  2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына (дочери), не кричите на ребенка, не говорите при нем, или, обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
  3. Не делаете бесконечных замечаний по пустячным поводам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
  4. Предъявляете к детям единые требования и, даже если кто-то из Вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете это в отсутствии ребенка.
  5. Уважаете достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».

  1. Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к самим себе, не забываете говорить ребенку «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Приятного аппетита», «Извини меня пожалуйста», «Благодарю за помощь».
  2. Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.



Предварительный просмотр:

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_3c183bc0.png



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

От Вержинии Сатир

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители будете соблюдать  следующие правила:

  • Ведите себя деликатно по отношению к окружающим и в том числе к своим детям.
  • Никогда не оскорбляйте человеческого  достоинства сына или дочери, не кричите на  ребенка не говорите при нем грубые слова ни в коем случае не принимайте в качестве  воспитательной меры физические наказания.
  • Не делайте бесконечных замечаний по пустяковым поводам, где это возможно, поощряйте самостоятельность ребенка
  • Предъявляйте к детям единые требования. Если кто-то из взрослых не согласен с замечаниями другого, то осуждайте это в отсутствии ребенка.
  • Уважайте достоинство маленького человека, исключив в речи выражения: « Ты еще мал»,
  • « Тебе еще рано».
  • Не забывайте говорить ребенку: « Доброе  утро!»,                        « Спокойной ночи»,      « Благодарю за помощь».
  • Правила культурного поведения прививайте  детям систематически, а не от случая к  случаю.



Предварительный просмотр:

Советы Дороти Нолти для родителей.

Если ребёнок живёт в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребёнок живёт в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребёнок живёт в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребёнок окружён жалостью, он учится жалеть самого себя.
Если ребёнок окружён насмешками, он учится робеть.
Если ребёнок окружён ревностью, он учится завидовать.
Если ребёнок живёт с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребёнок живёт в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если ребёнок живёт в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.
Если вокруг ребёнка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребёнок живёт среди честных и справедливых людей, он поймёт, что такое правда и справедливость.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.
Если ребёнок окружён дружелюбием, он узнает, что мир - прекрасное место для жизни.
Если вы живёте в состоянии душевного равновесия, ваш ребёнок будет жить с миром в душе.
А в какой обстановке живёт ваш ребёнок?




Предварительный просмотр:

Тренинг «Волшебные краски»

Сказкотерапевтическая техника

Цель: актуализация ресурса жизненной силы, формирование нравственного иммунитета, отреагирование и сублимация деструктивных чувств, подавленного напряжения; командообразование.

Задачи: развитие воображения, творческого мышления, коррекция эмоционально-волевой регуляции: способности конструктивно договариваться, сотрудничать, находить компромисс. Диагностика доминирующей стратегии поведения в нестандартной ситуации: избегание, компромисс, конфронтация, сотрудничество, конкуренция.

Основной приём – спонтанное рисование: наносится множество слоёв краски, пока художника не удовлетворит результат. Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою «объёмность».

Материалы:

  1. Лист фанеры или плотного картона (для совместного рисования большой лист, для индивидуального – для каждого участника).
  2. Клеёнка, тряпки, салфетки, фартуки или халаты (средства защиты).
  3. Миски 0,5 – литровые (будущие «волшебные горшочки»).
  4. Мука (из расчёта чуть меньше половины миски на одного человека).
  5. Соль крупная (одна горсть или 2-3 столовые ложки на одного человека).
  6. Масло подсолнечное или иное растительное из расчёта половина чайной ложки на одного человека.
  7. Клей ПВА (минимум 4 столовые ложки на одного человека, можно больше).
  8. Краски ГУАШЬ (желательно свежая, 12 цветов).
  9. Вода (лучше, если у каждого участника будет своя мисочка или бутылочка; тесто постепенно разбавляется водой до густоты теста на оладьи или густые блины).

Символическое значение «волшебных ингредиентов»

Мука – хлеб, достаток, достаточное количество материальных возможностей для реализации задуманного, удовлетворённость, покой, гармония.

Соль – процесс поиска, познания сути вещей и явлений, кристаллы знаний, жизненного опыта.

Масло растительное – сок растения, синхронизация с происходящим, и, как следствие, удачное стечение обстоятельств. (Масло добавляется немного, чтобы «не поскользнуться»).

Вода – энергия жизни во всех её многоаспектных проявлениях.

Клей – восстановление целого из частей.

Краски – многообразие жизненных проявлений и опыта.

«Волшебные горшочки» - символическая Чаша, вместилище нового опыта.

Ход тренинга

Знаете ли вы, дорогие друзья, что в сказочном мире называют «волшебным горшочком для красок»? Позвольте вам рассказать.

Так вот, жила, давным – давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать о всех её чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.

Она прочла заклинание, и…. очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг неё бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир потерял краски и стал чёрно – белым!

Несколько минут на месте вздорного короля привели волшебницу в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени в камине показались ей какими-то скучными и блеклыми.

«Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть всё чёрно – белым и противным, как можно сохранить в своём сердце Любовь и Доброту?! Что же делать?!» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»

Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»

По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми;  другие – что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни всё шло «как по маслу»; для четвёртых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с лёгкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали «склеить» разбитые отношения….

«Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы. Потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни; затем  я капну масла, чтобы дела людей шли удачно. Замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки между пальцев, чтобы не было в жизни  людей обид и ссор. А когда моё волшебное тесто станет достаточно жидким, таким, из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».

Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у неё! Небо прислало ей голубой цвет, лес – зелёный, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.

Что же было дальше, спросите вы. А дальше, волшебница и её помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.

С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовят их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну.

Вот такая история, дорогие друзья! И сегодня мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить волшебную страну.

Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его в руках, я расскажу вам, как готовить основу для красок. Итак, сначала вы наполовину (или чуть меньше) заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать её пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья. Затем, вы добавляете горсть соли и перемешиваете её с мукой, помня о том, что соль помогает познать тайны. Далее, вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Но помните, что чрезмерное «умасливание» приводит к совершенно противоположному эффекту! Поэтому добавляйте не более половины чайной ложки масла. Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто. Перетирая комочки между пальцев, потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно 2-3 столовые ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте. Если тесто сильно загустеет, его можно чуточку разбавить водой. Последовательность ведущий говорит поэтапно, по мере выполнения действий.

Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, кто какой цвет будет создавать в своём горшочке. Создавать страну мы будем общими красками. Итак, в путь!

В процессе приготовления красок ведущий оказывает участникам помощь. Если при распределении цветов возникают трудности, можно подчеркнуть важность сотрудничества и взаимопонимания между начинающими волшебниками.

Когда краски будут готовы, ведущий помогает участникам разложить большой картон (или лист фанеры, или ДВП) и показывает, как рисовать волшебными красками.

Ведущий, наблюдая за процессом рисования, может неоднократно повторять, что создаётся сказочная страна, поэтому она должна быть красивой, интересной и необычной.

Анализ и интерпретация хода тренинга.

Участников тренинга 8 человек, из них 7 - обучающиеся на художественном отделении в возрасте от 11-13 лет, один преподаватель.

 Участники внимательно слушали рассказ о символическом значении «волшебных ингредиентов», о доброй волшебнице.

Трудности начались во время приготовления основы для красок: «волшебного теста» и конфликтная ситуация при создании цветов.

В основу для красок одни  участники добавляли меньшее количество ингредиентов, другие большее, чем звучало в инструкции ведущего. Процесс создания основы хотя и вызывал положительные эмоции и нравился сам необычный процесс замеса в ручную, сопровождался внутренним сопротивлением всех участников в приготовлении качественной однородной основы без комочков:  желанием остановиться, а некоторые продумывали более лёгкий путь, предлагали механизировать процесс. И в результате пришли к решению, что процесс создания основы с использованием миксера был бы уже ни таким увлекательным и весёлым, потому что через руки мы передаём свою энергию, свои мысли, свою силу, эмоции.

С участниками, кто добавлял с большой неуверенностью ингредиенты стоит поработать или провести беседу на тему доверия к себе и собственным действиям. С участниками, кто добавлял ингредиентов больше, чем надо – над чувством меры.

При создании цветов одна из участниц использовала всю белую краску, совершенно осознанно понимая, что остальная группа не сможет без белого цвета создать необходимую цветовую палитру. Ребята были предусмотрительно предупреждены преподавателем. Её действия оказались провокационными. Спровоцированный конфликт не остался незамеченным. Группа отреагировала по-разному: одни с чувством сожаления, что белая краска ушла безвозвратно (проявили в поведении «избегание» конфликтной ситуации). Другие с желанием помочь, найти компромисс. Преподаватель пытался найти белую краску в собственном арсенале, но безуспешно. Один из участников готов был отдать собственную краску, но его никто не услышал. Конфликт разрастался стремительно. Поведение и монолог в адрес «провокатора» одной из участниц  напомнило разъярённого быка, которого выпустили на арену корриды. Затем последовало выливание в раковину приготовленной краски, бросание «волшебного горшочка» и громкий выход из кабинета.

Реакция «провокатора» - торжество! Участники в недоумении, некоторые со страхом в выражении глаз наблюдали за происходящим, другие с грустью.  Преподаватель мужественно сдерживал порывы вмешаться. Наступила пауза и тишина. Ведущим был задан вопрос: «Что же на самом деле сейчас произошло. И как можно было этого избежать?» Звучали ключевые слова: «можно было спокойно попросить, а не кричать», а участнику, кто использовал всю краску – «вспомнить о том, что мы создаём один рисунок и один мир общими усилиями». Размышления ребят были глубокими и даже философскими. «Провокатор» почувствовал себя некомфортно и в полном одиночестве. Тихо и почти незаметно во время дискуссии вернулся обиженный участник. Далее процесс пошёл в команде. Ребята делились красками. И в результате создали «свой мир». Преподаватель, как истинный наставник, понимая, что смешивание всех цветов красок без разбора приведёт к получению темного или грязного цвета, оставлял  яркие цвета и добавлял их в созданный волшебный мир. Ребята были удовлетворены работой.

Участники вместе навели порядок. Порядок понадобилось наводить и после процесса приготовления красок. Затем вместе с участниками, расположившись вокруг своего создания провели обсуждение.

Интеграция. Обсуждение.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Дорогие друзья, каково быть волшебником, создавать новый мир, новую страну?
  2. Что было легко, а что трудно?
  3. Как опыт приготовления волшебных красок и совместного создания сказочной страны будет полезен нам в реальной жизни?
  4. Какой опыт заберём с собой в реальную жизнь, а что оставим?

Оказалось, что волшебником быть очень нелегко и особенно создавать новый мир: «замесить однородную основу для красок без комочков», которая всё равно получилась у многих с комочками, а как все старались их размешать и растереть! В результате после высыхания во многих местах потрескалась.

 На вопрос ведущего: «А в реальной жизни, когда вы над чем-то трудитесь всё и всегда получается «без комочков»? И какие качества людям помогают, что бы в их жизни было как можно меньше комочков?  В ответе прозвучали ключевые слова: «трудиться», «быть терпеливым», «не кричать и уметь слушать», «быть внимательным», «наблюдательным», «уметь договориться», «найти компромисс», «сдержать бурю эмоций».

Легко, весело и увлекательно для большинства участников прошёл совместный процесс создания,  увлекал конечный результат, интрига: «А что же получится!?»

На третий вопрос ребята ответили: «точно научимся делать оладьи», «быть наблюдательными», «внимательными».

На четвёртый вопрос. Заберём детство, творчество, хорошее настроение, компромисс,  чувство команды, а оставим конфликт, обиду, плохое настроение, ссору, непонимание.

Резюмирование.

После обсуждения ведущий подводит итог.

Итак, дорогие ребята (друзья), сегодня мы с вами познали первый урок волшебства, который гласит: «Волшебство – это творчество». Мы узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И, самое главное, смогли приготовить их сами, и создать новую сказочную страну. Давайте заберём с собой из нашего путешествия детство, творчество, хорошее настроение, чувство команды, опыт нахождения компромисса, умения договариваться, а ещё ощущение доброго волшебника, способного творить.

Рекомендации:

  1. Провести беседу на тему: «Что есть конфликт. Энергия конфликта».
  2. Продолжать психолого-педагогическое сопровождение в направлении конструктивного использования моделей поведения. Беседы, групповые занятия или тренинги на следующие темы:

 «Стратегии поведения в конфликте».

 «Противостояние манипуляциям. Провокатор – манипулятор в современной жизни».

 «Как сказать нет».

«Тема доверия к себе и собственным действиям. Самоуважение»

 «Чувство меры».

  1. Через некоторое время провести тот же тренинг, на котором участники могут создать каждый свой мир, используя совместно приготовленные краски. Сказочную предысторию, возможно, модифицировать или заменить на другую.
  2. Провести занятие, серию занятий по игре – программе «Дорога в страну Изобилия».

Литература.

  1. Раздаточный материал семинара «Базовый курс подготовки сказкотерапевтов», Краснодар, 2011 год.
  2. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии. С-Пб, 2001.
  3. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии.С-Пб, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии

Неделя психологии...

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Отчет о Неделе психологии и логопедии "Радужная неделя"

С 20 по 24 января 2020 года в МАДОУ ДС №6 "Василек" прошла Неделя психологии и логопедии. Мы назвали ее "Радужная неделя". Вашему вниманию представляю краткий фотоотчет....

Неделя психологии «Дружим с психологией», (рекомендации)

Будет неправильно полагать, что решение детских конфликтов — это сугубо личное дело ребенка и без вас он лучше разберется. Родители должны помочь осознать маленькому человечку, что быстрей и над...

Викторина по психологии для педагогов( ДОУ) для недели психологии

Это занимательная викторина по психологии для педагогов(Разработана для  взрослых специалистов, непсихологов).Проводится в рамках недели психологии, для привлечения внимания к науке психологии, п...