Главные вкладки

    Проект "Наши Любимые мультфильмы" (старшая группа).
    проект (старшая группа) на тему

    Нуркатова Елена Борисовна

    Цель проекта - создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник продуктивной деятельности..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_nashi_lyubimye_multfilmy.docx25.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект, посвященный году кино,

    «Наши любимые мультфильмы».

    Составил и провел воспитатель МДОУ д/с № 20 «Буратино» г. Волжского Волгоградской области Нуркатова Елена Борисовна.

    Введение:

    Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

    Цель проекта - создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник продуктивной деятельности..

    Задачи:

     Образовательные:

    1. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.

     2. Познакомить детей с процессом, средствами и техниками анимации.

     3. Расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор.

     Развивающие:

    1. Развивать творческое мышление и воображение.

    2. Формировать художественные навыки и умения.

    3. Развивать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства.

    4. Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления проекта.

    5. Развивать мелкую моторику.

    6. Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному

    решению любых вопросов.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.

    2. Прививать ответственное отношение к своей работе.

    3. Воспитывать у детей умение работать в малых группах со сверстниками и взрослыми. 

    4. Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при

    взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.

     Вид проекта – информационно-творческий.

    Продолжительность проекта –  одна неделя.

    Участники проекта – воспитатель, родители, воспитанники старших дошкольных групп.

    Планируемые результаты:

    1. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности.

    2. Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ.

    3. Интерес детей к разнообразной продуктивной деятельности.

    4. Умеет передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активно включен в процесс творчества.

    5. Ребенок получил возможность совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

    6. Повысился уровень информационной культуры.

    Этапы работы:

    Подготовительный этап:

    • Определение объекта изучения.
    • Сбор информации, подбор мультфильмов, иллюстраций, художественного слова, музыки и т.д.

    Основной этап:

    • Вхождение в игровую ситуацию.
    • Беседы.
    • Просмотр мультфильмов.
    • Различная продуктивная деятельность.

    Заключительный этап:

    • Мини-музей мультипликации.
    • Мульт - выставка «Стоп кадр».

    Работа над проектом:

    Вид  деятельности

    Тема

    Сроки

    Беседа с детьми.

    «Чему нас учат мультфильмы?»

    Понедельник.

    Рассматривание иллюстраций с героями мультипликации.

    «Волшебный сундучок».

    Понедельник (2 половина дня).

    Мульт – выставка «Стоп кадр».

    «Мультипликационная студия».

    Вторник.

    Рисование.

    «Мой любимый мультфильм».

    Вторник (2 половина дня).

    Просмотр мультфильмов.

    Просмотр любых старых советских мультфильмов.

    В течение всего срока.

    Беседа с детьми.

    «Такие разные мультфильмы» (виды мультипликации).

    Среда.

    Рисование.

     «Не скучные раскраски»».

    Среда (2 половина дня).

    Лепка.

    «Чебурашка».

    Четверг.

    Театрализованная деятельность.

    «Мы играем в мультфильм».

    Четверг (2 половина дня).

    Прослушивание песен из мультфильмов.

    «Музыка детства».

    В течение всего срока.

    Аппликация.

     «Весёлый Винни-Пух».

    Пятница.

    Консультация для родителей.

    «Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей».

    В течение всего срока.

    Создание мини – музея.

    «Союз – мультфильм».

    В течение всего срока).

                                    Консультация для родителей.

    Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей.

    Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

    ФГОС определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Поэтому перед нами встал вопрос о том, какие средства использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучение стало для него без принуждения?

    Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиасреды. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Действительно, одни из первых и важных представителей медиапространства для дошкольников – мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиасреды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

    Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

    — расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

    — показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

    — формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

    — развивают эстетический вкус, чувство юмора;

    — мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

    Это подчеркивают Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф. Однако в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

    В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.

    Более того, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.

    Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ овосвоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.

    С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

    Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Мы считаем, что мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

    Для использования мультфильмов в педпроцессе, в ДОУ проводилось исследование, которое показало:

    – наш детский сад уже имеет определённую материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов – ноутбук, видеопроектор, экран;

    – беседы с детьми, анкетирование и опрос родителей выявил: свободный доступ к просмотру мультфильмов имеют 75% детей; специальный отбор мультфильмов для просмотра их с ребёнком осуществляют 10% родителей; обсуждают с ребёнком просмотренные мультфильмы 5% семей, 100% не задумываются о том, что мультфильмы несут в себе воспитательный потенциал.

    Учитывая требования ФГОС, социальный заказ общества на воспитание и образование, изучив мнение родительской общественности, считаем, что созрела необходимость в обновлении методов образовательно-воспитательного процесса. И, думаем, что это возможно в случае активного использования воспитательного потенциала мультфильмов. В связи с этим, был разработан проект «Ура, мультфильм!».

    Цель проекта: создать систему социально-личностного развития воспитанников путём использования мультфильмов в педагогическом процессе ДОУ. Для этого мы обеспечили комплекс информационных, социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических условий. Провели экспертизу мультфильмов, для использования в социально-личностном развитии воспитанников. При выборе мультипликационных фильмов мы отдали предпочтение советским мультикам. Разработали модель педпроцесса по направлениям в соответствии с ФГОС. Составили расписание занятий в соответствии с САНПИНом в кабинете компьютерных и развивающих игр, в нем имеются интерактивная доска, проектор и экран. Дали необходимые семинары и консультации для педагогов по медиаобразованию и технологии работы с мультфильмами. Провели семинары-практикумы, консультации для родителей по данному вопросу, дали необходимые рекомендации. Осуществляем тесное взаимодействие с Городским центром информатизации «Эгида» посредством участия в городском пилотном проекте «Взгляд».

    Работа оказалась новой и очень интересной не только для детей, но и для педагогов. Здесь у воспитателей и их воспитанников при просмотре мультфильмов возникают совместное переживание за героев мультфильма, на их основе рождаются душевные беседы, происходит взаимопонимание. В итоге мультфильм пробуждает в ребёнке желание поразмыслить о собственном поведении, подумать: «А какой я?».

    В детском саду прошёл фестиваль «Лучшая образовательная деятельность с использованием мультфильмов». Педагоги с большим удовольствием посмотрели занятия своих коллег, поделились опытом друг с другом. Особое впечатление у педколлектива оставили занятия с использованием таких мультфильмов, как: «Почему ослик загрустил», «Самый большой друг», «Подарок для самого слабого», «Мойдодыр», «Так сойдёт», «Азбука вежливости», «Дудочка и птичка», «Просто так».

    Воспитатели сумели подобрать мультфильмы, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.

    Педагоги в работе над мультфильмом использовали такие методы, как:

    – метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;

    – метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;

    – метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

    Затем в игровой форме закрепили полученные впечатления и знания.

    Мы убедились, в том, что мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по программе "Истоки" "Любимое имя" младшая группа

    Помогать детям осознать себя и соотносить себя со своим именем и его производными, обогащать речь, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативность....

    Конспект занятия для первой младшей группы: «Моя любимая игрушка в группе детского сада»

    Программное содержание: 1. Побуждать детей играть в игрушки, которые находятся в группе. 2. Воспитывать бережное отношение и любовь к игрушкам. 3. Познакомить детей с правила поведения при игре с игру...

    Конспект занятия для младшей группы: «Моя любимая игрушка в группе детского сада»

    Цель: учить детей играть с игрушками, бережно обращаться с ними.Задачи:Образовательные:·        Познакомить детей с понятием «игрушки», расширить представление об иг...

    Конспект НОД для первой младшей группы на тему «Моя любимая игрушка в группе детского сада»

    Конспект НОД для первой младшей группы на тему «Моялюбимая игрушка в группе детского сада»(познание - формирование целостной картины мира, предметное и социальное окружение)Цель:1. Побуждать детей игр...

    ЗАНЯТИЯ – БЕСЕДА «Права ребенка, представленные в мультфильмах» (старший дошкольный возраст)

    Цель: дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение....