Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога
консультация на тему

Субботина Алла Алексеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка – детский сад № 40 »

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА

И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: А.А.Субботина

высшая  квалификационная категория

Славгород - 2016  

1 –й слайд

Индивидуальные планы разрабатываются лично самими педагогами. Для того чтобы быстро и самостоятельно написать качественный индивидуальный план профессионального развития, педагогу нужно хорошо осознать собственные проблемы, предпочтения, особенности и склонности. Реализация плана -  это стремление к профессиональному совершенству.

2-й слайд

Планирование профессионального развития педагогов образовательной организации включает последовательное выполнение следующих шагов:

 1 – самоанализ и самооценку имеющегося уровня профессиональной компетентности педагога на основе требований к трудовым функциям, трудовым действиям, умениям, знаниям профессионального стандарта «Педагога»;

2 – выявление достижений профессиональной деятельности по результатам самооценки;

3 – выявление профессиональных дефицитов по результатам самооценки и построение индивидуального плана профессионального развития педагога;

4 – построение дифференцированной программы развития  профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации.

Я строила  свой индивидуальный план профессионального развития по результатам самоанализа и самооценки профессиональной деятельности на основе методических рекомендаций профессионального стандарта «Педагог».

3 –й слайд

При проектировании индивидуального плана профессионального развития использовала полученные результаты самоанализа и самооценки профессиональной деятельности, которые включают как мои достижения, так и выявленные  профессиональные дефициты.

Результаты представила в таблицы.

Таблица 1

Мои профессиональные достижения

Результаты работы по заполнению таблицы 1 помогают педагогу увидеть возможности в распространении своих достижений (опыта, практики) среди коллег, а руководителям образовательных организаций - использовать  успешный опыт педагога для организации внутриучрежденческого повышения профессиональной компетентности.

4-й слайд

Приведу  пример возможного заполнения таблицы 1:

 Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Педагог должен:

  • Знать программы обучения
  • Иметь высшее образование или среднее профессиональное по направлениям подготовки «Образование и педагогика» (Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности)
  • Уметь планировать и анализировать работу
  • Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.
  • Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей со специальными потребностями в образовании; одаренных детей; детей, для которых русский язык не является родным; воспитанников с ограниченными возможностями и т.д.
  • Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля
  • Владеть ИКТ-компетенциями.

5-й слайд

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Педагог должен:

  • Владеть организационными формами и методами
  • Владеть формами и методами воспитательной работы
  • Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство
  • Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
  • Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
  • Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
  • Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

6-й слайд

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Развивающая деятельность  (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

  • Готовность принять всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
  • Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь
  • Готовность к взаимодействию с другими специалистами
  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка

7 –й слайд

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»

  • Знать специфику дошкольного образования
  • Знать общие закономерности развития детей
  • Уметь организовывать ведущие виды деятельности
  • Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей
  • Владеть ИКТ- компетенциями

8 –й слайд

На следующем этапе я приступаю к работе с профессиональными дефицитами, выявленными в процессе самоанализа и самооценки своей деятельности. Я включаю в  перечень компетенции, оцененные баллом «1», но, требующие, на ваш взгляд, развития.

Результаты представлены в таблице 2

9 – слайд

Для проектирования индивидуального плана профессионального развития педагога важно определить цели. Для этого я ответила на следующие вопросы:

Я могу помочь коллегам по теме экологическое воспитание дошкольников.

Мне необходимо освоить навыки работы с ИКТ, т.к. это – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний по требованиям ФГОС.

Я  планирую  освоить психолого-педагогические технологии для адресной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, т.к. у большинства воспитанников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе воспитателя. 

10 –й слайд

Далее я заполнила таблицу 3 индивидуального плана профессионального развития, в которой  определяет пути устранения каждого из выделенных  дефицитов.

Таблица 3

План устранения дефицитов профессиональной деятельности

Для заполнения полей таблицы предлагаем выполнить следующие действия:

1. Во втором поле таблицы 3 запишите те компетенции (дефициты), которые вы планируете устранить.

 2. Для каждой компетенции определите планируемый уровень её развития в соответствии с критериями:

1 балл – если вы стремитесь достичь среднего уровня владения компетенцией: частичная самостоятельность при управлении трудовой или учебной деятельностью в стандартных ситуациях; владение технологиями проектирования и организации учебной деятельности школьников, выстраивание взаимодействия со специалистами, способность разрабатывать методические материалы по реализации ФГОС;

2 балла – если вы стремитесь достичь высокого уровня владения компетенцией: полная самостоятельность выполнения профессиональной деятельности; выбор альтернативных методов при решении (реализации) поставленных задач; осуществление мониторинга деятельности, рефлексии и коррекции поставленных целей в соответствии с изменениями условий.

3. В четвертом поле таблицы укажите реалистичный для вашей конкретной ситуации срок (месяц, год) достижения планируемого результата – определенного вами уровня развития компетенции. Мероприятия по развитию конкретной компетенции могут быть реализованы в течение одного года или нескольких лет в период 2016 - 2018 гг.

4. В пятом поле пропишите те формы, с помощью которых вы предполагаете развивать профессиональную компетенцию, при этом старайтесь избегать формального перечисления всех известных вам форм обучения, самообучения или взаимообучения, указывайте именно те из них, которые наиболее эффективны для вас лично.

Например:

самостоятельное изучение научной и методической литературы (укажите автора и название книги, которую планируете основательно проработать);

семинары (внутришкольные, муниципальные, краевые МО), вебинары  (укажите темы, вопросы, которые помогут вам в достижении поставленных целей);

изучение успешного опыта педагога вашей школы, стажировка, работа с наставником (укажите конкретные имена педагогов, адреса лучших практик, которые считаете важным освоить в рамках своего профессионального развития);

повышение квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования (постарайтесь сформулировать конкретные темы своего обучения).

5. В последнем поле таблицы запишите формы, с помощью которых вы планируете продемонстрировать результат работы по овладению компетенцией на более высоком уровне, например:

мастер – класс (тема),

открытый урок (тема),

методическая выставка (тема),

могут быть подготовлены также стендовый доклад, рефлексивно – аналитический доклад и другие выступления на мероприятиях вашей образовательной организации, на районных и краевых конференциях, форумах.

РАЗДЕЛ 5

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Раздел плана «Анализ результатов выполнения индивидуального плана профессионального развития» ориентирован на осуществление рефлексивно – аналитической функции по результатам работы за год и позволяет педагогу определить степень достижения целей собственного профессионального развития, запланированных на учебный год. По результатам анализа педагогом ежегодно проводится корректировка индивидуального плана профессионального развития.

Результаты анализа фиксируются в таблице 4.

Таблица 4

Анализ результатов выполнения индивидуального плана профессионального развития

Планируемый результат развития компетенции

Фактические результаты развития компетенции

Различия между фактическими и запланированными результатами развития компетенции. Причины различий

Выводы

1

2

3

4

Для заполнения полей таблицы 4 предлагаем выполнить следующие действия:

1. В первом поле дублируются планируемые результаты развития компетенции, зафиксированные вами в таблице 3 (см. поле 3).

2. В поле 2 предлагаем зафиксировать мероприятия, проведенные вами, которые подтверждают повышение уровня владения компетенцией. Например: «24.03.2016 провела открытый урок для педагогов муниципального МО по теме «Организация текущего оценивания предметных и метапредметных  образовательных результатов обучающихся на уроке математики» и т.д.

3. В поле 3 занесите различия между фактическими и запланированными результатами развития компетенции. Эти различия могут быть указаны относительно уровня овладения (например, планировала довести до уровня, оцениваемого баллом «1», а реально удалось получить результат, оцениваемый баллом «2»), а также относительно форм предъявления результатов овладения компетенцией (например, «планировала провести  открытый урок по теме «…», но вместо этого провела …., потому что…).

4. В поле 4 рекомендуем прописать вывод об уровне сформированности рассматриваемой компетенции, подтвержденном внешней оценкой  (например, «овладела компетенцией «разработка программ учебных дисциплин» до уровня полной самостоятельности выполнения, что подтверждается протоколом обсуждения  на школьном МО составленной рабочей программы по русскому языку для 3 класса»).Аналогично  может быть оформлен план на последующие 2 года.


Таблица 2

Мои профессиональные дефициты

Компетенции
(трудовые действия), оцененные баллами «0»или «1»

Распределение дефицитов по степени актуальности их восполнения

Примечание

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Трудовая функция «Педагогическая деятельность
по реализации программ начального общего образования»

Цели моего профессионального развития

Цель 1 – распространять успешный опыт (практику) реализации следующих компетенций:

- …

- …

- …

Цель 2 – осваивать (развивать) следующие компетенции:

- …

- …

Таблица 3

План устранения дефицитов профессиональной деятельности

Трудовые

функции

Компетеции

(трудовые действия),

овладение которыми

актуально для меня

Планируемый

результат развития компетенции

Планируемые

сроки в 2016г.

(2017- 2018гг)

Формы работы

по  преодолению дефицитов

Формы предъявления результатов овладения компетенцией

1

2

3

4

5

6

«Обучение»

«Воспитательная деятельность»

«Развивающая деятельность»

«Педагогическая деятельность
по реализации программ начального общего образования»


Таблица 4

Анализ результатов выполнения индивидуального плана профессионального развития

Планируемый результат развития компетенции

Фактические результаты развития компетенции

Различия между фактическими и запланированными результатами развития компетенции. Причины различий

Выводы

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития педагога

Цель профессионального развития: построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской....

Индивидуальный план профессионального развития педагога Будько Ирины Вадимовны.

Приобритение профессиональных компетенций педагога  в соответствии с требованиями ФГОС....

Консультация на тему: Проектирование индивидуальной программы профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации

Индивидуальная программа профессионального развития педагога (далее ИППР) - локальный и индивидуальный нормативный документ, который является средством организации непрерывног...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:-  создать...

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...