Главные вкладки

    "Технология разноуровневого обучения в детском саду" доклад на педсовете
    консультация на тему

    Ирина Алексеевна Кузнецова

    В докладе раскрываются основные особенности и сущность разноуровневого обучения. Предлагаются варианты использования данной технологии в условиях детского сада. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологии разноуровневого обучения дошкольников

    Подготовила: Кузнецова И.А.

    2015 – 2016 уч.год

    Технологии разноуровневогообучения дошкольников

    В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей.

    Преодолению неуспешности у детей дошкольного возраста предшествует не только своевременная диагностика развития ребенка, выявление трудностей и их причин, продуманная система развивающей работы, но применение технологий разноуровневого обучения, дифференцированный подход в образовании.

    Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

    Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

    • психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
    • сетевое планирование;
    • разноуровневый дидактический материал.

    Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

    Данная технология основывается на следующих научных идеях:

    • разуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности;
    • уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей;
    • в структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

    Таким образом, технология разноуровневого обучения позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

    В условиях целенаправленного процесса обучения технология разноуровневого обучения реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

    Теоретический анализ исследований Т.И.Бабаевой, Л.С.Выготского, Т.Н.Захаровой, Я.И.Ковальчук, Н.Н.Поддъякова, М.Г.Синяковой, Н.М.Шахмаева и др. позволяет выделить педагогические условия дифференциации в обучении детей:

    — учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;

    — особенности восприятия познавательного материала;

    — знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;

    — умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;

    — составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам и отдельным детям;

    — осуществление оперативной обратной связи;

    — соблюдение педагогического такта.

    Технология разноуровневого обучения невозможна без наличия дифференцированного подхода, сущность которого заключается в организации учебного процесса с учетом индивидуально – личностных и возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании  содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. С точки зрения А. А. Кирсанова, дифференцированный подход – это особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам.

    Дифференцированное обучение, как говорит В.В. Сериков, не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательно-воспитательного процесса. Предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

    Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Между фронтальным изложением материала воспитателем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала конкретным ребенком.

    Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

    Реализация разноуровневого и дифференцированного подходов в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    Успех применения технологии разноуровневого обучения во многом зависит от того, как происходило дифференциация на группы. Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы.

    В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь (содержательная, грамматически правильная, выразительная); усвоение программы идет в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли. Воспитатели для таких детей:

    • усложняют программные задачи;
    • создают проблемные ситуации;
    • обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
    • стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
    • дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.  

    Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.

    Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.

    Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:

    • дают образцы правильного выполненного задания;
    • задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
    • закрепляют материал через дидактические задания и игры;
    • воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.

    Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.

    К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.

     Для них воспитатели:

    • создают условия для овладения ребёнком способами действий;
    • готовят облегчённые варианты заданий;
    • дают больше наглядного материала, схем – подсказок;
    • обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;
    • уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их;
    • готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;
    • используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи;
    • включают сюрпризность;
    • избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».

    Подгруппы детей

    Подход к ребёнку

    I  

    подгруппа

    • Усложнять программные задачи и задания.
    • Увеличивать объём заданий.
    • Давать дополнительный познавательный материал.
    • Предлагать разнообразные варианты заданий.
    • Осуществлять разнообразные приёмы.
    • Давать задания для развития творческой инициативы и мышления.
    • Приучать детей делать самостоятельные открытия.
    •  Пользоваться приёмом самоконтроля и самооценки заданий детьми.
    • Давать индивидуальные карточки-задания с учётом развития ребёнка.
    • Предъявлять более высокие требования к ответам детей, к качеству выполнения заданий.
    • Поощрять ответы детей.

    II  

    подгруппа

    • Постепенно усложнять программные задачи и задания.
    • Обеспечивать продвижение детей в их развитии.
    •  Проводить предварительную работу  перед предстоящим занятием.
    • Осуществлять постепенность и последовательность в подаче материала.
    • Настраивать детей на предстоящее занятие.
    •  Подбирать такие формы, методы, приёмы работы с детьми, которые способствуют дальнейшему развитию умственных способностей детей.
    •  Использовать дидактические игры на развитие логического мышления и других психических процессов.
    • Привлекать  детей к раздаче дидактического материала для занятий.

    III

    подгруппа

    • Проводить предварительную работу перед предстоящим занятием.
    • Постепенно усложнять программные задачи и задания, обеспечивать продвижение детей в их развитии.
    •  Постепенность и последовательность в подаче материала.
    • Создавать специальные ситуации, чтобы настроить детей на предстоящее занятие.
    • Постепенно вводить в тему занятия  элементы предстоящей работы.
    • Чаще использовать индивидуальные дидактические карточки-задания.
    • Разнообразить вариативность, доступность наглядного материала: игрушек, картинок, иллюстраций, схем, таблиц, пиктограмм, других средств обучения.
    • Использовать игровые приёмы, больше сюрпризности на занятии.
    • Давать  задания, предполагающие ответ в действии (найти, показать, выбрать, принести).
    • Чередовать хоровые ответы с индивидуальными.
    •  Больше времени давать на обдумывание задания, застенчивых и робких детей не спрашивать первыми.  
    • В случае необходимости менять форму проведения, темп занятия и объём материала.
    • Осуществлять повторение трудных тем.
    • Умело оказывать детям прямую и косвенную помощь.
    • Поддерживать инициативу ребёнка.
    • Стараться понять внутренний мир ребёнка, чувствовать его настроение, учитывать интерес и желание заниматься.  
    • Проявлять выдержку такт, терпение.
    •  Не делать отрицательных сравнений, чаще

    подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.

    • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «будь внимателен», «посмотри на образец», «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя всё получится», «ты умный», «ты способный».

    Применение дифференциации на группы на основе интеллектуально – личностных особенностей воспитанников позволит разнообразить группы по составу. Это, с одной стороны, потребует от педагога большей подготовке к занятию, расширению методического арсенала, с другой стороны, позволит повысить эффективность и качество усвоения материала воспитанниками.

    При реализации разноуровневого обучения каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цель и задачи. Содержание учебного материала должно быть научным и вместе с тем доступным детям. На каждом занятии перед детьми ставятся  конкретные задачи, при этом педагог старается добиться от каждого ребёнка (в зависимости от его возможностей) их реализации.

    В ходе занятий необходимо использовать различные варианты дифференцированного подхода:

    • по уровню сложности – например, дидактические упражнения и игры, позволяющие  индивидуализировать работу,  то есть давать задания с учётом речевых, умственных и психофизических возможностей ребёнка, максимально развивая его способности;

    • по  уровню творческих способностей - задания подразумевают работу с геометрическими фигурами, со счётными палочками, верёвочками, иллюстрациями.  При этом можно использовать коллективную работу с элементами индивидуализации.

    Примеры реализации разноуровневого обучения:

    • Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.
    • Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй  – из 4 палочек; третьей  – из 6 палочек.
    • При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
    • Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:

    Детям первой группы – продолжить ряд;

    Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.

    Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.

    • На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры  - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы.  Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.
    • «Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.
    • Педагог зачитывает детям предложения. Одна группа детей определяет, быль это или небылица. Вторая группа должна переставить слова местами, а третья группа – воспроизводит предложение, заменяя одно или два слова.
    • При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.
    • Используя дидактические игры такие, как “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.
    • При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
    • Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.
    • Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия  еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии. 
    • Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.
    • Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.
    • Для закрепления знаний о числеи соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такимим детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать считалки со всеми детьми.

    В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного подхода, поскольку сама проблема разноуровневого обучения носит творческий характер. Однако именно разноуровневое обучение позволяет воспитателю помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

    Разноуровневые программы для детей делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника.

    Библиография

    1. Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы // Педагогика. – 2002. № 2.
    2. Давидчук А.П. Индивидуально-ориентированное обучение детей 3-5 лет. – М., 2000.
    3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М., Просвещение, 1985.
    4. Мартьянова         С.В.,         Докукина         Е.В.         Особенности дифференцированного обучения. – М., 2000.
    5. Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ. Организационно-методический аспект. – М., 2005.
    6. Степанова О.А. Индивидуализация как принцип современного дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. №7.
    7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1990.
    8. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
    9. Цымбалова        Е.Н.         Индивидуально-дифференцированное обучение дошкольников. – Н., 1999.
    10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2000.
    11. Современные технологии обучения дошкольников. Е.В. Михеева.- Волгоград, издательство «Учитель», 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология разноуровневого обучения

    Технология разноуровневого обучения – это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одног...

    Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

    Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

    Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".

    Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...

    Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

    Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

    Технология проблемного обучения в детском саду

    Технология проблемного обучения...

    Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие в сказку» с использованием технологии разноуровневого обучения.

    Цель:уточнить и закрепить имеющиеся математические знания посредством игры.   Образовательные задачи:- закрепить умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов;- продо...

    Конспект НОД «Математическое путешествие» с применением технологии разноуровневого обучения в подготовительной группе

    Задачи: Обучающие: закрепить счет в пределах от 0 до10;- упражнять в умении решать примеры в одно или два действия;                    ...