ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЗОЖ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Авторы: Сиркина А.И., Зотова М.В.
методическая разработка на тему

Cиркина Анна Ивановна

         Дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия, что помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПАНЕНТОВ  ЗОЖ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).         
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – это процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Важнейшее условие организации педагогического процесса в ДОУ - здоровьесбережение.


Принципы здоровьесбережения:

  • «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
  • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
  • Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и родителей. 

 

        Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия; 
  • самостоятельная деятельность детей; 
  • подвижные игры; 
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая); 
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки; 
  • физические упражнения после дневного сна; 
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; 
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион); 
  • физкультурные досуги; 
  • спортивные праздники; 
  • оздоровительные процедуры в водной среде. 

           

 Существующие  технологии  сохранения и                                   стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

        Дыхание – это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное дыхание, тканевое дыхание).
        Различают следующие виды дыхания: верхнее, среднее, нижнее, полное, обратное и с задержкой:

                Дыхательная гимнастика рекомендуется

 при заболеваниях:

  • астма и хронические заболевания бронхов и легких;
  • риниты (хронический насморк);
  • гаймориты,
  • бронхиты;  
  • пневмонии;
  • сахарный диабет и его осложнения;
  • неврозы и неврогенные заболевания;
  • гипертония;
  • астеноневроз с гипотонией;
  • язвенная болезнь (вне обострения);
  • заикание;
  • потеря голоса;
  • стенокардия;
  • ИБС.

                Дыхательная гимнастика способствует:

  •  повышению двигательной активности, подвижности тела;
  •  ликвидации венозного полнокровия в органах грудной и брюшной полостей;
  •  улучшению дренажной функции бронхов;
  • естественной коррекции различных   патологий в деятельности органов и систем;
  •  нормализации процессов возбуждения и торможения коры головного мозга, подкорковых структур, увеличению их биоэлектрической активности;
  •  активизации диафрагмы и грудной клетки, их тренировке и восстановлению функциональности;
  • восстановлению психоэмоционального состояния человека и увеличению его потенциальных волевых возможностей;
  • повышению общей сопротивляемости организма и его тонуса;
  • обеспечению вентиляции легких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости;
  • дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половых органах, кровеносных и лимфатических сосудах, органах зрения.

                Дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости. Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний.

                Упражнения активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков, страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным. Детям, отстающим в физическом развитии, гимнастика способствует правильному формированию всех органов и систем.

         В  дошкольном  учреждении  дыхательным  упражнениям  необходимо  уделять  особое  внимание.

             Правильное  речевое  дыхание – основа  для  нормального  звукопроизношения, речи  в  целом. Некоторые  звуки  требуют  энергичного  сильного  выдоха, сильной  воздушной  струи.

                При  занятиях  необходимо  соблюдать     следующие  требования: 

  • выполнять  упражнения  каждый  день  по  3-6 минут, в  зависимости  от  возраста  детей;
  • обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры;
  • заниматься  до  еды;
  • заниматься  в  свободной, не  стесняющей  движения  одежде;
  • дозировать  количество  и  темп  проведения  упражнений;
  • вдыхать  воздух  через  рот  и  нос, выдыхать – через  рот;
  • в  процессе  речевого  дыхания  не  напрягать  мышцы  в  области  шеи, рук, живота, груди (плечи  не  поднимать  при  вдохе  и  опускать  при  выдохе);
  • после  выдоха  перед  новым  вдохом  сделать  остановку  на  2-3  секунды.

                        Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания

«Задуй  упрямую  свечу» - в  правой  руке  держать  цветные  полоски  бумаги; левую  ладонь  положить  на  живот; вдохнуть  ртом, надуть  живот; затем  длительно  выдыхать, «гасить  свечу».

«Аист» - стоять  прямо, поднять  руки  в  стороны, одну  ногу, согнув  в  колене, вынести  вперед  и  зафиксировать  положение  на  несколько  минут, удерживая  равновесие; на  выдохе  опустить  ногу  и  руки, тихо  произнося  «ш-ш-ш»  (6-7 раз).

«Маятник» - сесть  по-турецки, руки  на  затылке; спокойно  вдохнуть  (пауза  
3 секунды), наклониться  вперед – выдох, возвратиться  в  исходное  положение – вдох (3-4 раза).

«Шарик» - представить  себя  воздушным  шариком; на  счет  1,2,3,4, сделать  четыре  глубоких  вдоха  и  задержать  дыхание. Затем  на  счет  1-5  медленно  выдохнуть.

«Покатай  карандаш» - вдохнуть  через  нос  и, выдыхая  через  рот, прокатить  по  столу  круглый  карандаш.

«Греем  руки» - вдыхать  через  нос  и  дуть  на  озябшие  руки, плавно  выдыхая  через  рот, как  бы  согревая  руки.

«Трубач» - поднести  к  губам  воображаемую  трубу.  Имитируя  движения  трубача, нажимая  пальцами  на  воображаемые  клавиши, на  выдохе  произнося  «ту-ту-ту» (10-15 секунд).

«Шину  прокололи» - сделать  легкий  вдох, выдыхая, показать, как  медленно  выходит  воздух  через  прокол  в  шине – «ш-ш-ш».  

        

                        Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.         В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Конспект развлечения для детей раннего возраста « Пчелка на лужайке » Авторы: Сиркина А.И., Зотова М.В.

В процессе разнообразной деятельности под руководством педагога ребенок развивается не только умственно, но и воспитывается эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы все, что ре...

Развитие трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Авторы: Сиркина А.И., Зотова М.В.

Основы трудового воспитания закладываются в дошкольном возрасте, именно в этот период ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Комплекс упражнений для детей по дыхательной гимнастике (Авторы Н. В. Рыжова, Г. А. Кошелева)

Комплекс упражнений для детей по дыхательной гимнастике(Авторы Н. В. Рыжова, Г. А. Кошелева)...

поиграйте дома с детьми. дыхательная гимнастика

  Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система  малыша будет развиваться правильно....

Сообщение к педсовету из опыта работы на тему: «Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»

Сообщение к педсовету из опыта работына тему:«Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»...