Проект "Мой город"
проект (подготовительная группа) по теме

Никитина Татьяна Ивановна

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного и патриотического воспитания детей  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx75.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8 «Умка»

Проект «Мой город»

(подготовительная группа)

                                                         

Автор составитель:

Никитина Татьяна Ивановна

г. Урай, 2014 год

Пояснительная записка

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного и патриотического воспитания детей. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

 Опрос среди детей показал, что многие недостаточно знают о своём городе, его истории, людях, живущих в нём.  В связи с этим, появилась идея создать проект «Мой город».

Роль педагогов заключается в том, что бы помочь родителям осознать значимость их взаимосотрудничества с детским садом, а так же необходимость активного участия в создании традиций детского сада и семейного воспитания, поиск новых форм работы с детьми и семьями воспитанников в данном направлении.

Положительные эмоции, получаемые от совместной деятельности детско-взрослого сообщества, взаимопример, сохраняются в сознании ребёнка и переносятся в его дальнейшую взрослую жизнь.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной темы.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 1 год.

Тип проекта: групповой,  творческо – поисковый.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №8 «Умка».

        Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

        Задачи:

- Дать знания детям о родном городе: истории, символике, достопримечательностях,  экологической ситуации в городе;

-   Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

-   Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде;

-    Воспитывать любовь к родному городу, краю, интерес к прошлому и настоящему, умение видеть прекрасное, гордиться им;

-   Познакомить с творчеством урайских  художников, поэтов;

-    Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

-    Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Урай  на материале  преданий, экспонатов музеев, научной литературы;

-   Закрепить знания детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города;

-   Развивать бережного и созидательного отношения к городу.

        Ресурсное обеспечение:

•        перспективный план работы по проекту;

•        картотека дидактических и подвижных игр;

•        конспекты занятий, бесед;

•        настольно-печатные игры, раскраски;

•        иллюстрации, открытки, альбомы и фотографии для рассматривания и обсуждения;

•        подборка познавательной и художественной литературы.

Предполагаемый результат:

  1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о своём городе, предприятиях родного города и их значимости, символике города, достопримечательностях, климатических условиях, знать имена тех, кто основал  и прославил город.
  2. Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  3. Повышение интереса родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами и как следствие укрепление детско-родительских отношений.
  4. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

         Участники проекта:

  1. Дети подготовительной группы;
  2. Родители;
  3. Воспитатели подготовительной группы;
  4. Музыкальный руководитель.

         Формы организации проекта

Дети:

1. Опрос детей;

2. Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-имитации и т.д.);

3. Беседы;

4. Чтение художественной литературы;

5. Просмотр видео-диафильмов, тематических презентаций, иллюстраций, фотографий, альбомов;

6. Моделирование;

7. Продуктивная деятельность.

Родители:

1. Анкетирование;

2. Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации, взаимодействие  через интернет-сайт учреждения);

3. Фотовыставки, выставки рисунков;

4. Создание альбома «Урай! Урай! Земли Сибирский край»;

5. Изготовление макета «Мой любимый город»;

6. Памятки, буклеты, презентации для родителей.        

        Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Опрос детей: «Что я знаю о своём  городе, его истории, людях, живущих в нём?»;
  • Определение целей и задач проекта (разработка тематики занятий, экскурсий, подбор литературы, изготовление пособий совместно с родителями);
  • Анкетирование родителей по данной теме;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Организация уголка патриотического воспитания.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о родном городе, его истории,  почётных жителях, традициях и т.д.;
  • Работа с родителями;
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

III этап  - заключительный.

           Выявление уровня знаний детей о родном городе (крае) (Приложение 1);

           Итоговая беседа с использованием иллюстративного материала;

           Создание альбома «Урай! Урай! Земли Югорский край».

           

План реализации проекта

Этапы

Формы работы

Сроки

I этап. Подготовительный

Поиск, изучение и обработка информации

 1. Опрос детей: «Что я знаю о своём городе, людях живущих в нём?»;

 2. Анкетирование родителей;

 3. Создание необходимых условий для реализации проекта (систематизация);

Оформление игротеки настольно-дидактических игр.

20.09.2013 г -  02.11.2013 г.

II этап.

Основной

Работа над проектом

 Познавательно -  речевое развитие

1. Познавательные мероприятия:

  • «Мой город» (беседа)
  • «По улицам города» (составление альбома)
  • «Сибирь – мой край родной» (просмотр видеофильма)
  • «Растительный мир родного края» (рассказ)
  • «Животный мир Сибири» (чтение рассказов урайской писательницы О.Н.Гавриловой)
  • «Народы Сибири» (встреча с семьёй коренных народов «Уклад семьи ханты сегодня»)
  • «Путешествие по городам Сибири» (составление коллажа)
  • Экскурсии в музей
  • Экскурсии по городу.

2. Творческие рассказы  на тему:  «Город, в котором я живу».

3. «Сочиняем  стихи и сказки о  нашем городе». Словотворчество детей и родителей.

4. Составление кроссвордов о птицах, растения, животных.

5. Чтение художественной литературы.

6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».

7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

8. Заучивание стихов известных урайских поэтов.

9.  Экологическое воспитание:

  • Беседа о климатических условиях города, области.
  • Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
  • Мероприятия по охране окружающей среды.

Викторина «Что я сделал для родного города» (чистота, уют).

  • Экскурсии в парковую зону.

Игровая деятельность

1.  Игротека  

  • С какого дерева лист?
  • Назови друзей леса.
  • Кто лишний.
  • Найди животных нашего края.
  • Когда это бывает.
  • Грибная поляна.
  • Кто живёт в реке.
  • Кому, что нужно для работы.
  • Что нам нужно взять в поход.
  • Что перепутал художник.

2. Сюжетно – ролевые игры:

  • Пожарные
  • Нефтяник.

3. Подвижные, речевые игры народов Сибири.

4. Оформление игрового уголка объёмных игрушек: животные, птицы, рыбы Сибири.

Трудовая деятельность

  • Конкурс на лучшую кормушку для птиц;
  • Конкурс на лучшую ледяную постройку;
  • Поделки из природного материала;
  • Изготовление макетов зданий города, улиц;
  • Изготовление символики города.  

Изобразительная деятельность

Рисование:

  • Животные, птицы, растения Сибири;
  • Улицы родного города;
  • Рисование национальных костюмов народов Сибири;
  • Человек труда.

Лепка  животных, птиц:

Конструирование из бросового материала зданий  и объектов города.

Здоровье и физическое развитие

Игры народов Сибири

Беседы:

  • «Полезные привычки»
  • «Лечебный чай»
  • День здоровья.
  • Альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха»

Спортивные праздники, развлечения.

Социальное развитие

  • Встречи с почетными людьми города
  • Посещение выставок художников города, края
  • Экскурсия в библиотеку.

Музыкальная деятельность

Прослушивание песен о родном городе.

Взаимодействие с родителями

  • Оформление стенда «Воспитываем патриотов и достойных граждан нашего города»
  • Фотоальбомы «Мой город», «Красная книга Югры»
  •  Семейная стенгазета «Я живу в Урае»
  • Помощь в организации экскурсий
  • Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.

05.11 2013 г  – 30.04.2014 г.

 

III этап.

Заключительный

 1. Оформление  альбома «Урай! Урай!  Земли сибирский край»;

 2. Презентация  макета «Мой любимый город» для детей старших групп.

 3. Обработка результатов по реализации проекта (Приложение 2,3)

 4. Презентация проекта (освещение опыта работы на педагогическом   совете и персональном сайте).

04.05.2014 г. -  30.05..2014 г.

Бюджет проекта:

№№

Наименование

оборудования

Цена в рулях

Имеется

Требуется в рублях

11

Распечатка иллюстрированного материала

       150

150

22

Познавательная литература

+

33

Художественная литература

+

44

Настольно-печатные игры

       300

300

Итого

450

Итоги проекта

Реализация проекта способствовала овладению детьми  знаниями о родном городе, истории, символике, достопримечательностях,  экологической ситуации  в городе.

Дети узнали  имена тех, кто основал и прославил город первооткрывателей шаимской нефти - Урай. У учащихся появился интерес к историческому прошлому и настоящему города Урай на материале преданий, экспонатов музеев, научной литературы. Дети  познакомились с творчеством урайских  художников, поэтов.

Сформировалась экологическая культура у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Так же дети стали бережно и созидательно  относиться к родному городу, гордиться им. Родители были активно вовлечены в совместную творческую деятельность. Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость бережного отношения к своему городу, традициям, обычаям. Данный проект позволил сделать процесс ознакомления детей с родным городом более интересным, доступным, значимым.

Дальнейшее развитие проекта

Планирую  дальнейшую работу по формированию у детей чувства любви к родному городу, его жителям, традициям, обычаям. Так же буду обогащать предметно - развивающую  среду группы, распространять опыт работы на разных уровнях.

Перспектива - разработка проектов «История земли Югорской», «Профессия – нефтянник».

Список литературы

  1. «Мой город Урай». Пособие по воспитанию гражданско - патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом  детей старшего дошкольного возраста под руководством научного руководителя Т.Н. Дороновой.
  2. «У истоков Сибирской нефти. Аура Урая». Автор составитель Н. Балмышева, М. Синельникова.
  3. Этномир: образование и культура. Сборник научно-литературных работ. Выпуск №1 Ханты – Мансийск «Полиграфист» 2007 год.
  4. Лев Либов  Гимн Конде, Урай  2010. Фрагмент из исторического повествования: «Город – единый на свете».
  5. Литература Югры 1930  - 2000. Поэзия. Антология часть 1. Н.И. Конаев, 2001г. И. Ф. «УНИСЕРВ», 2001 год.
  6. Оттиск. Городской литературно – художественный журнал 2006 год, Урай.
  7. О.Н. Гаврилова Мой край родной, 600 вопросов и ответов о природе Ханты-мансийского автономного округа г. Урай, 2000год.

 

 

 

Приложение 1

Викторина «Знатоки Урая»

Программное содержание: обобщить знания детей об истории возникновения города Урай, его социально - значимых объектах города.

Ход викторины:

Ведущий: Сегодня мы проведём викторину «Знатоки Урая».  Но прежде чем начать её, скажите, чем дорог вам город Урай? (дети отвечают, ведущий обобщает их ответы). Он дорог нам потому, что:

- прежде всего, место, где мы родились;

- дом, где мы живём, дома, где живут наши друзья;

- детский сад и улица, по которой мы ходим;

- наша малая Родина.

Ведущий: Итак, начинаем викторину. Для этого нам нужно разделиться на две команды: «Архитекторы» и «Строители».  По очереди ведущий задаёт вопросы каждой команде. За каждый правильный ответ, команды получают жетон, победителем считается команда, набравшая большее количество жетонов.

«Архитекторы»

«Строители»

1. На какой реке стоит наш город? (Конда).

2. Что было раньше на месте нашего города? (Хантыйское поселение, посёлок).

3.Чем город отличается от поселения, посёлка? (В городе живёт больше людей, построены многоэтажные дома, разные красивые здания).

4. Какое животное изображено на гербе нашего города? (Соболь).

5. Какое главное здание в нашем городе?  (Здание администрации).

6. Какие ещё здания находятся на улице Ленина?  (Телеком, банк Югра, старая церковь, музыкальная школа, дом Быта, школа №1, магазин Урай).

7. На какой улице находится наш детский сад?

8. Какое самое красивое здание в нашем городе?  (Храм Покрова Пресвятой Богородицы).

1. Какая река делит наш город на две части? (Сайма).

2.Как раньше назывался Урай? (Посёлок, юрты).

3. Сколько жителей было в первом  хантыйском поселении?  (14 человек, 2 двора).

4. Какие цвета присутствуют на флаге нашего города?  (Зелёный, белый, чёрный).

5. На какой улице находится здание администрации? (улица Ленина).

6.Какие ещё здания есть в нашем городе?  (больницы, поликлиники, спортивные комплексы, школы, детские сады).

7. Какие здания находятся в нашем микрорайоне?

8. Какие памятники есть в нашем городе? (Памятник воину-освободителю, памятник первооткрывателям Шаимской нефти, памятник 500 млн. тонн нефти).

Каждая команда подсчитывает количество жетонов, полученных за правильные ответы. Объявляется победитель викторины.

Приложение 2

Итоговая беседа с использованием иллюстративного материала с целью      выявления знаний, умений, навыков детей о родном городе.

  1. Знаёшь ли ты, как называется наш округ?
  2.  Что было раньше на месте нашего города?
  3. можешь ли назвать имена первых геологов и нефтяников, открывших  шаимскую нефть.
  4. Можешь ли описать первые дома нефтяников или вспомнить как они назывались?
  5. Как называется одежда коренных народов Севера?
  6. Какие достопримечательности нашего города ты знаешь?
  7. Каким бы ты  хотел видеть город, когда вырастешь?
  8. Люди, каких профессий живут и работают в Урае?
  9. Каких поэтов нашего города ты знаешь.
  10.  Тебе нравятся хантыйские сказки? Назови, какие, тебе нравятся больше всего.
  11.  Назови, какие подвижные хантыйские игры ты знаешь.
  12.  Ты любишь свой город?
  13.  Покажи герб и флаг города.

Приложение 3

Итоги освоения детьми подготовительной группы знаний о родном городе в процессе реализации проекта «Мой город».

Уровень

2013 – 2014 учебный год

Высокий:

у ребёнка достаточный запас знаний о родном городе: истории,  культуре, достопримечательностях, экологической ситуации; проявляет интерес, обосновывает свои суждения; эмоционально выражает своё отношение к будущему.

68%

Средний:

с помощью взрослого правильно отвечает на вопросы о родном городе: истории,  культуре, достопримечательностях, экологической ситуации; проявляет интерес, но затрудняется в обосновании своих суждений.

32 %

Недостаточный

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Город мой, город таежный"

Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)

Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого  городского  педагогического марафона, на котором была предложена программа  меропр...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...