Главные вкладки

    Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
    материал (старшая, подготовительная группа) на тему

    Ревина Юлия Владимировна

    Аналитическая справка  «Создание развивающей предметно – пространственной среды  в старшей и подготовительной группе».

     

    Дата проведения анализа: 01.12.2016г.

    Краткая характеристика группы:

    Группу посещают воспитанники в возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа); от 6 до 7 лет (подготовительная группа) списочный состав – 25 детей, из которых 7 мальчиков и 18 девочек.

    Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно – пространственной среды:

     

    Ø безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

    Ø реализация ОП ДО  (отражение образовательных областей)

    Ø учет возрастных особенностей детей

    Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ.

    В своей работе воспитатели группы моделируют предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.  

    Развивающая среда, созданная  в группе «Радуга», обеспечивает  личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Аналитическая справка37.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    Аналитическая справка

    «Создание  развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

    Воспитатель: Лежнева Ю.В.

    Санкт – Петербург

    2016г.

    Аналитическая справка  «Создание развивающей предметно – пространственной среды  в старшей и подготовительной группе».

    Дата проведения анализа: 01.12.2016г.

    Краткая характеристика группы:

    Группу посещают воспитанники в возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа); от 6 до 7 лет (подготовительная группа) списочный состав – 25 детей, из которых 7 мальчиков и 18 девочек.

    Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно – пространственной среды:

    • безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе
    • реализация ОП ДО  (отражение образовательных областей)
    • учет возрастных особенностей детей

    Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ.

    В своей работе воспитатели группы моделируют предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.  

    Развивающая среда, созданная  в группе «Радуга», обеспечивает  личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

    Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе «Радуга» (старшая, подготовительная группа)

    Работа воспитателя Лежневой Ю.В. начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется; соответствует возрасту детей); доска для детского творчества.  

    Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей; в полной мере реализован принцип «от простого к сложному»: воспитание и обучение дошкольников,  их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье; предметно – пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятию: грамотное зонирование  обеспечивает зону условной изоляции («вижу, но не мешаю») тем детям, которым это необходимо.

    Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество  элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

    Цветовое решение интерьера не раздражающее (цветовой комфорт: крупные, «малоподвижные» предметы обстановки окрашены в спокойные тона, присутствие ярких предметов – игрушки, утварь,  яркие элементы отделки).

    В группе создана домашняя обстановка, визуальный психологический комфорт: в оформлении применены природные компоненты, обуславливающие взаимосвязь с окружающим миром (природный уголок, элементы растительного декора, природные выставки). Также в интерьер включены элементы оформления, создающие приятные, позитивные ассоциации у воспитанников (детские работы (рисунки, аппликации, композиции из пластилина); альбом семейных фотографий; альбом о жизни группы, атрибуты (обогащающие развивающую среду), которые воспитанники принесли из дома).

    Группе присущи гибкость, трансформируемость, вариативность: зоны активности мобильны. Есть возможность разнообразного использования составляющих предметной среды; игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности. Материалы полифункциональны: наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности.

    Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе; возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью: вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной); в уголках активности размещены знаки, напоминающие об аккуратном и безопасном обращении с тем или иным предметом; педагогом регулярно проводится инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).

    Все пространство предметно – развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности.

    Учет возрастных особенностей при создании развивающей среды

    для детей  5– 6, 6-7 лет.

    Физическое развитие детей этого возраста имеет свои особенности. В период с 5 до 6, с 6 до 7 лет у детей меняются все основные показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Здоровые дети при оптимальном здоровом образе жизни становятся более крепкими. Организм легче, чем в раннем возрасте, справляется с неблагоприятными погодными условиями, так как его функционирование становится более совершенным.

    Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Потребность детей в двигательной активности тесно переплетается с потребностью в общении, в совместной игровой и двигательной деятельности. Поэтому важнейшая задача – создание условий для удовлетворения этих потребностей детей. В группе размещён  уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

    В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова.

    Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам. Дети овладевают практически правильным произношением всех  звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений. Дети в этом возрасте становятся более самостоятельными, чаще проявляют инициативу в своих поступках, в познании окружающей действительности, себя. Их представления об окружающем мире интенсивно расширяются и углубляются.

    У детей появляются новые потребности, в том числе потребность в познании смысла поведения других людей. Дети начинают моделировать деятельность взрослых в различных видах сюжетно – ролевой игры. Сюжетно – ролевая игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка и оказывает существенное влияние на его психическое развитие. В сюжетно – ролевой игре дети  в игровой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, распределяя между собой соответствующие роли. Структура сюжетно – ролевой игры включает сюжет и содержание, роль, игровые действия, игровой материал и правила.

    В качестве игрового материала дети используют не только игрушки, но и другие предметы, часто неопределённого характера, и придают им любой необходимый для игры смысл.

    В этом возрасте у детей впервые в жизни начинают наблюдаться ситуация, когда некоторые мотивы поведения становятся ведущими и устойчивыми, и поведение детей становится более направленными. Также наблюдается развитие способности соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых и активное формирование самооценки, развитие умения воспринимать себя во временной перспективе. В дошкольном возрасте усиливается стремление ребёнка к исследованию окружающего мира.

    У детей развиваются навыки общения, появляется целый круг новых прав и обязанностей в отношении с членами семьи, другими людьми. В своём поведении дети во многом учитывают возможные реакции окружающих.

    В познавательной  сфере у детей наблюдаются следующие изменения: восприятие становится более осмысленным и произвольным; развивается способность более точно оценивать цвет, форму и величину окружающих объектов; благодаря развитию речи и познавательных интересов повышается концентрация, объем, устойчивость внимания, развивается произвольное внимание; память в дошкольном возрасте является доминирующим психическим процессом, благодаря ей дети в легкостью фиксируют самый разнообразный материал; к концу возрастного периода всё более активно начинает развиваться способность к произвольному запоминанию; в основе мыслительной деятельности всё большую роль начинают играть представления.

    Предметно – пространственная среда средней и подготовительной  группы «Радуга» содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на уголки, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Воспитанники группы знают, где  находится «Творческий уголок», в котором находится бумага, краски, карандаши, природный материал, и т.д.  где расположен «Уголок Ряжения»: костюмы, атрибуты для игр-инсценировок и т.д. и другие: кукольный уголок, строительный, транспортный. Дидактические уголки – книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, театрализованный (уголок ряженья), наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранный материал и оборудование.  
    Мебель и оборудование установлены так, что каждый воспитанник может найти удобное и комфортное место для деятельности. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая.
     За «рабочими» столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы. Оснащение группы помогает воспитанникам самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, активно участвовать в деятельности, используя различные предметы, игровые пособия и игрушки.  

    Реализация ОП ДО

    Предметно – пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ГБДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).

    В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор.

    Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

    Также в группе присутствуют игры и пособия, созданные воспитателями группы. Используются информационно – коммуникативные технологии: компьютер телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, что  предоставляет широкие возможности для коммуникации. Это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

    Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей). Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: уголок речевого развития, уголок дидактических развивающих игр, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок математического развития.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти зоны как при непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми.

    «Творческий уголок»  стимулирует воспитанников к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью создания уголка творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этом уголке дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели), папка с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин.

    Мини-библиотека или Книжный уголок  представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека размещена рядом со столами, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц в зависимости от  лексической темы образовательной программы.

    В уголке конструирования представлены различные наборы конструктора:  крупный и средний напольный, конструктор «ЛЕГО», мягкий конструктор, настольный конструктор и т.д.

    В театральном уголке или «Уголке ряженья»  имеются различные виды театров (перчаточный, пальчиковый, деревянный, настольный, на магнитах т. д.) предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из любимых сказок и мультфильмов.

    Рядом  находится уголок для экспериментирования, в котором представлены столы  и материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал: камни, ракушки, шишки; картотека игр – экспериментов.

    В уголке дежурств представлены специальные картинки-подсказки «Алгоритм дежурства по столовой», «График дежурств», «График поливки растений» и т.д.

       Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными  

    Воспитатели группы большое внимание уделяют работе с родителями (законными представителями) воспитанников (консультации, анкетирование, дистанционные средства).

    Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников: организованы уголки для мальчиков и девочек.

    Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    Вывод: развивающая предметно – пространственная среда в группе «Радуга» создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

    Реализация основной программы дошкольного образования организуется с помощью современного методического обеспечения:

    «Социально-коммуникативная область»

    1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)
    2. Петров В.И., Этические беседы с детьми 4-7 лет.

    Наглядно-дидактические пособия

    1. «Мир в картинках»: «Государственные символы России», «День Победы», «Защитники Отечества», «Москва. Кремль» и т.д.
    2. «Расскажите детям о …»: «О Московском Кремле», «О войне 1812 года», «О достопримечательностях Москвы».
    3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7лет)
    4. Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге: плакаты.
    5. Бордачева И.Ю. Дорожные знаки: для работы с детьми  4-7лет.
    6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа.
    7. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет

    «Познавательное развитие»

    1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
    2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).
    3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7лет).
    4. Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников 5-7 лет.
    5. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением 6-7 лет.
    6. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшаягруппа.
    7. Соломенникова О.А. Ознакомление детей с природой в детском саду. Сстаршаягруппа.

    Наглядно-дидактические пособия

    1. «Мир в картинках»: «Грибы», «Автомобильный транспорт», «Домашние и дикие животные», «Водный транспорт», «Мебель»,  «Космос», «Посуда», и т.д.
    2. «Расскажите детям о …»: «Расскажите о бытовых приборах»,  «Расскажите детям о космосе»,  «Расскажите детям о хлебе» и т.д.

    Плакаты:

    1. «Счет до 10», «Звуковой математический плакат», «Цвет и   форма».
    2. «Дикие и домашние животные».
    3. «Овощи и Фрукты», «Грибы и ягоды».
    4. «Животные средней полосы», «Животные в зоопарке».
    5. «Птицы», «Домашние птицы».

    Картины для рассматривания:

    1. «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Коза с козлятами»,  «Лиса с лисятами», « и т.д.

    «Речевое развитие»

    1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа
    2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте.

    «Художественно – эстетическое развитие»

    1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
    2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.
    3. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа.
    4. Хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома

    Наглядно-дидактические пособия

    1. «Мир в картинках»: «Дымковская игрушка», «Филлимоновская игрушка», «Хохлома и .т.д.

     «Физическая культура»

    1. Пензулаева  Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа.
    2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплекс упражнений для детей 3-7 лет.
    3. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры в детском саду


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"

    В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды  в соответствии с ФГОС...

    Экологическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС

    В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земл...

    Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе.

    Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, т...

    ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА в соответствии с ФГОС

    Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.В учебной ...

    «Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»

    Консультация для педагогов ДОУ «Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»...

    Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Организация работы в группе по пополнению предметно- пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО".

    Цель: анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....