Использование приема моделирования в словарной работе с дошкольниками.
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

         В настоящее время педагоги- практики отмечают не только тенденцию увеличения количества детей с нарушениями речи, но и выявляют другую закономерность – снижение уровня речевого развития детей, не имеющих речевой патологии. Как правило, детей с высоким уровнем речевого развития становится меньше. В связи с этим  возникает необходимость перестройки  работы по формированию лексики путем  целенаправленного действия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова, как элемента языка и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semanticheskie_polya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

         В настоящее время педагоги- практики отмечают не только тенденцию увеличения количества детей с нарушениями речи, но и выявляют другую закономерность – снижение уровня речевого развития детей, не имеющих речевой патологии. Как правило, детей с высоким уровнем речевого развития становится меньше. В связи с этим  возникает необходимость перестройки  работы по формированию лексики путем  целенаправленного действия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова, как элемента языка и речи.

Данной проблеме были посвящены исследования:

- становление лексико-семантической  системы в онтогенезе (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия)

- развитие лексической системности и организации семантических полей (З.А. Репина, Л.В. Серебрякова, Н.В. Лалаева)

          Иследования психологов (Л.С. Выготский, А.Р, Лурия и др.)  показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций, то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. Например, слово «кошка» может вызвать связи по звуковому сходству

( кошка-крошка, крышка-, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи ( кошка-молоко-мышка), и понятийные связи ( кошка-домашнее животное).

           Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова называется «семантическим полем» (А.Р.Лурия) .

         Наличие семантического поля позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди семантического поля. Из этого следует, что слова в норме группируются по каким-то определенным  типам, то есть хранятся в памяти языка упорядоченно: определенными семантическими полями  ( Л.С. Выготский, А.Р.Лурия и др.). Существование семантического поля показывает, что отбор слов  в процессе высказывания является для ребенка очень сложным процессом. Это есть не что иное, как «выбор ближайшего значения слова» (А.Р.Лурия). Задача педагога- организовать обучение таким образом, чтобы обеспечить семантическую точность использования слова ребенком.

           Иследования психологов показывают, что слово располагает аппаратом, который создает потенциальную возможность связи одних слов с другими словами. Связи, которые возникают между словами, принято называть валентностями слов ( А.Р.Лурия). В русском языке каждое слово имеет ограниченное количество валентностей.

          Словарная работа, проводимая по технологии формирования и расширения семантических полей, рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение лексического запаса родного языка. Процесс овладения ребенком лексикой родного языка включает в себя следующие моменты: объект (что развивать?); способ (как развивать?); результат (для чего развивать?).

          Развитие словаря  у  ребенка  происходит как в направлении  предметной соотнесенности слова, так и направлении развития значения.

К 3,5 – 4 годам предметная соотнесенность слова у ребенка преобретает устойчивый характер. Далее  в процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Параллельно с уточнением слова происходит и развитие структуры значения слова.  Понятийный или лексико-семантический компонент отражает формирование понятий, связей слов по семантике. Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются между собой разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему  семантических полей. По мере развития мышления, речи ребенка лексика не только обогащается, но и систематизируется, группируется в семантическое поле.

        Структура семантического поля состоит из ядра и переферии. Ядро семантического поля представлено «ядерным словом», переферия – концентрами. Первый концентр – это родственные слова; второй  концентр – слова, обозначающие действия предметов; третий  концентр – слова, обозначающие признаки предметов, четвертый – слова-синонимы; пятый – слова-антонимы; шестой – логические задачи.

         С целью развития логического мышления для обозначения концентров используются пиктограммы:

Гномик – для обозначения «ядерного слова»;

Изображение нескольких гномиков, взявшихся за руки – родственные слова;

Шагающий гномик – слова – действия;

Цветной гномик – слова – признаки;

Два гномика со знаком равенства – слова-синонимы;

Гномик, стоящий на голове и руках – слова-антонимы;

Клубок ниток со спицами- словесные логические задачи.

               Из графичекого изображения семантического поля видно, что ребенок не способен сразу смоделировать такое объемное семантическое поле. Оно формируется постепенно. Сначала дети учатся моделировать небольшое поле, связанное с «ядерным» словом, а затем его постепенно расширяют.

           В работе с детьми по формированию и расширению семантических полей и валентностей слов через ядерное слово используется иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки, схемы, пиктограммы). Реализуются этапы: использование предметных и сюжетных рисунков, отражающих слова-действия, слова-признаки: использование пиктограмм; отбор слов из «хранилища» языка без опоры на наглядность.

         Смоделировать структуру семантического поля в предметно-развивающей среде можно с помощью модулей фирмы «АЛЬМА», подручного материала (картона, фанеры, плотной ткани и т.п.).  Последовательность работы выглядит следующим образом, например,

к слову «кот» подбираются родственные слова (котик, котище, котенок, кошечка и т.д.). Затем дети подбирают слова- действия.

Что делает  кошка в жизни и в сказках? Лакает, ест, охотится, убегает, догоняет, прыгает, ловит, крадется и т.д.

         С целью облегчения поиска точных слов педагог предлагает картинки, отражающие действие объекта или предмета, признак или качество.

        По одной и той же картинке дети подбирают несколько слов (например, кошка спит, смотрит, размышляет, думает).

       Далее проводится работа по развитию валентностей слов:

- Кошка лакает что? (молоко, кефир, сметану, суп, бульон)

- Кошка лакает как? (быстро, медленно, не торопясь, жадно, с аппетитом)

- Кошка играет с кем ( с чем?) (С хозяином, собачкой, мышкой, с мячиком, с лентой, с хвостиком, с клубком)

- Кошка играет как? (весело, шумно, долго)

- Кошка играет где? (на диване, на крыше, в саду, под столом)

Подобным образом выстраивается работа со словами-признаками, установлением их валентностей:

- Кошка какая? (шустрая, смешная, ласковая, озорная, умная, пушистая)

- Что можно сказать словом кошачья? (спинка, лапка, шерстка, мордочка, игра, добыча, пища).

- Что можно сказать словом кошачий? (глаз, хвост, голос, дом, ум, сон)

      После формирования концентров со словами – действиями и словами-признаками педагог переходит к работе по подбору слов-синонимов, слов-антонимов:

- Подбор противоположных значений:

веселая кошка – грустная кошка, умная кошка – глупая кошка, молодая кошка – старая кошка, кошка засыпает – кошка просыпается, кошка ловит – кошка выпускает.

        Далее дошкольники приступают к решению словесно-логических задач. Это могут быть загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, игры.

Объяснить значение пословиц: Кот в мешке. Знает кошка чье мясо съела; не существующих в природе  ситуаций: Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.

          Формирование словарного запаса детей в структуре семантичекого поля осуществляется в двух формах: обучение на занятиях, обучение в процессе жизнедеятельности д/с. Например, при подготовке к приему пищи можно формировать семантическое поле лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания».

Например, подбираются слова-действия к слову «морковь»:

- Морковь что делает? (растет, прорастает, созревает, наливается соком, радует, обогащает витаминами, кормит).

Что делают с морковью? (высевают, высаживают, переносят, перевозят, режут, грызут, заготавливают).

- Из моркови готовят что? (суп, пюре, котлеты, варенье, пирог, икру).

                 Таким образом, система работы педагога по развитию лексики ребенка – дошкольника на основе формирования и расширения семантических полей и валентностей слов через «ядерное слово»: позволяет актуализировать большое количество слов из «хранилища» словаря; обеспечивает  появление способности к саморазвитию; улучшает  отбор и оперирование языковыми знаками в процессе обучения, создает благоприятные условия для структурирования словосочетаний, предложений, программирования связного высказывания, оказывает положительное влияние на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

 

 

Консультация для воспитателей

Использование приема моделирования

в словарной работе с дошкольниками.

                                                            Учитель-дефектолог:

                                                             Хайбуллина А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приема моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Интегрированное занятие с детьми средней группы по сказке «Теремок».Используемые технологии: моделирование, метод ассоциации, здоровьесберегающие технологии. К занятию представлена презентация п...

Циклограмма работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению составлению описательных рассказов с использованием приемов моделирования.

Циклограмма работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению составлению описательных рассказов с использованием приемов моделирования....

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Презентация «Приемы и методы Тико-моделирования в работе с дошкольниками»

Цель: создание условий для развития конструктивного мышления у детей через применение технологии ТИКО-моделирования...

Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...

Викторина «Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками»

Данное мероприятие направлено на повышение компетентности педагогов в вопросе применения методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Консультация с презентацией опыта работы для педагогов на тему: "Использование приемов эйдетики в работе с дошкольниками".

Консультация с презентацией опыта работы для педагогов на тему: "Использование приемов эйдетики в работе с дошкольниками"....