Главные вкладки

    «Формирование позитивных установок у детей 3-4 летнего возраста в бережном отношении к природе и польза в общественно полезном труде в природе».
    статья (младшая группа) на тему

    Сагалакова Марина Михайловна

    Мои наблюдения и рассуждения за долголетнюю работу воспитателем как софрмировать у детей позитивные установки в бережном отношении к природе и их посильным вкладом в общее дело.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx20.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование позитивных установок у детей 3-4 летнего возраста в бережном отношении к природе и польза в общественно полезном труде в природе».

    Сагалакова М. М., воспитатель

    МБДОУ «ЦРР – Д/С «Хрусталик», г. Абакан

       Душа маленького человечка еще чиста, а помыслы невинны и чтобы эта душа с возрастом не очерствела, уже в столь раннем возрасте надо приложить немало усилий для ее облагораживания и самосовершенствования. Поэтому мы, воспитатели и существуем: воспитывая, направляем, вкладываем и развиваем этапы формирования души наших детей. Начинать нужно с малого, показывая, наблюдая и разъясняя ребенку элементарные понятия «хорошо», «плохо», «надо», «нельзя» и почему именно нельзя. Малыш – подражатель, чему научишь, то и получишь. Моя задача, как воспитателя раскрыть перед детьми духовную сторону мира, показать, что и от их добрых дел многое зависит, даже такие малыши как они, уже привносят свою крохотную лепту в гармонию построения мира. На каждом этапе развития детей, учитывая их возрастные особенности, проводится определенная работа.

       Работа воспитателя начинается с простого общения с детьми через рассматривание картинок о природе, животных, рассказах  коротких случаев из своей детской жизни или примеров бывших воспитанников. Тем самым  выявляется отношение каждого ребенка к окружающей действительности, ко всему живому на земле. Как правило, все дети разные, но уже со своими небольшими понятиями и суждениями. При правильном воспитании, через позитивные установки родителей, вижу внутреннее состояние целостности души каждого ребенка. Почти все дети в возрасте 3-4 лет полны любви ко всему живому, а вот интереса, сострадания, желания помочь сделать, что-то благородное с каждым годом замечаю в детях все меньше и меньше. Причины всем известны, нет смысла на них акцентировать внимание. В моей долголетней практике встречались среди группы детей и такие малыши, которым хотелось лишь использовать что-то или  кого-то только для себя, во благо себе, не подозревая тем самым, что они поступают плохо.

       Был такой случай в моей группе, рассказывала детям о бабочках, порхающих и перелетающих с цветка на цветок на лесной полянке. Рассказывая о них, я как бы рисовала образ каждой бабочки, воспроизводила  живую картинку перед детьми, опираясь на свои детские впечатления, на свои ощущения, мысленно вдохновляла малышей увидеть и погрузиться в это место, почувствовать и вообразить себя этими бабочками. Наблюдая за детьми, видела, как широко раскрылись глазки детей, во взгляде появилась нежность, а напряженные выражения лиц сменились расслабленностью: я знала, мое воодушевленное состояние передалось малышам. И тут один мальчик произнес фразу, сразившую меня своей формулировкой наповал. «А я бы всех этих бабочек поймал и убил». Я была поражена, откуда в столь малом теле и юном возрасте взялось столько ненависти и желании истреблять, а не созерцать и облагораживать. Стала искать все мыслимые доводы, чтобы хотя бы немного переубедить ребенка в искаженном сознании по отношению к этим несчастным бабочкам. После убедительных слов о хрупкости  этих красивых созданий, их столь короткой жизни для того, чтобы мы могли прикоснуться к красоте глазами, помогла ребенку понять, что его мысли неправильны и недопустимы. Длительное время пришлось «лечить» душу этого мальчика и успешное переосмысление  его взглядов со временем изменилось в лучшую сторону.

       Чтобы не допустить таких ситуаций и повторений с другими детьми,  на протяжении всех лет провожу беседы о природе, о жизни животных, но учу детей видеть не глазами людей, а глазами живых существ, их образами, и мыслями. Выстраиваю свою работу по таким примерно  темам: «Как некрасивая прожорливая гусеница превратилась в красивую бабочку». Обязательно раскрываю перед  детьми другую сторону жизни гусеницы, почему она вынуждена много есть: чтобы завернуться в плотный кокон, выжить в холодную зиму и став прекрасной, радовать всех нас своей красотой. Аналогичные темы: «Я очень хочу домой, там меня ждут», «Я тоже живой и хочу жить».

       Часто рассказывая или читая детям о разных обитателях в природе, заставляю их думать иначе, мыслить нестандартно, вживаться в образ или примерять их жизнь на себя. Обязательно говорю детям, что посещая лес, бывая на прогулках, отдыхе на природе соблюдать тишину, убирать после себя мусор, не ломать деревья и кусты, не рвать цветы охапками. Учу представлять, воображать,  что каждое существо может чувствовать, плакать, горевать, страдать, если ему плохо, и радоваться, незримо благодарить если хорошо. Стараюсь «оживить», наделить разумом все живое и неживое, как бы ненавязчиво заставить  детей понять сущность бытия каждого предмета или живого существа, о которых говорю, например, наши цветы боятся, когда их хотят сорвать, умирают, когда срывают и, бросая, забывают, им больно, они хотят пить, когда жарко. И только дети, которые умеют тонко чувствовать, сопереживать, воображать понимают, о чем я им говорю, и с удовольствием поливают, поят, защищают и оберегают каждый цветок.

       В нашем саду у каждой группы есть своя клумба, за которой  мы ухаживаем все лето. Весной после посадки цветов во время прогулки мы с детьми поливаем растения, берем маленькие леечки, ведерки, кто-то носит воду, кто-то поливает, а потом, любуясь на проделанную работу, говорю, какие мы молодцы, напоили каждый цветок. Напоминаю малышам, что поливать цветы нужно ежедневно, если нет дождя. Когда на клумбе появляются сорняки, показываю детям, как проводить прополку, рыхление. Позднее, научившись отличать цветы от сорняков, привлекаю  детей помогать полоть клумбу. Наблюдая с детьми за насекомыми, обязательно делаю акцент на то, что каждый  жучок, букашка могут быть чьими - то сыночком или дочкой, а может родителями, которые ждут своих деток, поэтому мы не можем их у себя держать, а должны отпустить.

       Таким образом, сравнивая все живое в природе и проводя параллель с человеком можно научить детей задумываться и относиться ко всему бережно: щадя, заботясь, не уничтожая, не ломая и не истребляя.

       Изучая тему птиц, например через беседу «О чем думает замерзающий воробушек» особенно в зимние холода, раскрываю перед  детьми весь цикл жизни птиц. Как им приходиться трудно, и холодно даже не столько от мороза, сколько от голода, когда птичка может просто не выжить, а погибнуть, взываю в детях внутреннюю ответственность перед самими собой, чтобы ребенок захотел, именно захотел кормить птиц до наступления теплых дней. Еще начиная с осени, привлекаю родителей смастерить кормушки вместе с детьми, на что они охотно откликаются и подходят к изготовлению творчески. А так же прошу деток по возможности приносить различную крупу, семечки. Собираясь на прогулку, мы берем с собой корм, который они принесли, хлебные крошки и идем сначала кормить птиц. На улице возле кормушек раздаю детям в ладошки корм, а затем они сами насыпают его в кормушки. Каждый ребенок делает это с удовольствием, и  потом мы все вместе наблюдаем за шумной компанией.

       Летом до самой осени мы с детьми убираем на нашей территории различные камушки, палочки, сухие ветки. Привлекаю к этому труду через игру, например, «Кто больше всех найдет и соберет камушек», «Собери и посчитай» и т д. или через игровые установки (например, сегодня на нашем участке появился мусор, кто поможет мне его собрать?) Аналогично убираем осенью сухую листву, помогая дворнику собирать листья в кучи.

       Читая стихи, рассказы, потешки, сказки о самых разных событиях и явлениях, помогаю детям раскрыть, донести до их сознания основную суть, заключенную, казалось бы, в обычных словах. Отрадно видеть и знать, что занятия, беседы, наблюдения не проходят для моих детей даром, я точно уверена, что они оставляют свой след в душах детей, помогают им правильно мыслить и поступать в соответствии со своей совестью.

       Многолетняя работа и практика в моем случае приносит лично для меня свои результаты, я вижу взросление моих воспитанников. Общение с ними и их родителями вне стен детского сада доказывает, что мои взгляды и принципы в воспитании и личном подходе к раскрытию данных понятий как труд в природе, отношение к окружающей действительности систематично, верно и необходимо. Об этой теме можно говорить много, раскрывая и развивая свою концепцию в воспитании и подаче материала детям, так как пока мы живы – мы каждый день чему-то учимся, развиваемся, воспитываемся и самосовершенствуемся. Для меня самое важно донести до детей, что все мы взрослые и  каждый пусть даже маленький ребенок, пришедшие в этот мир, несем ответственность за свои действия и поступки. Научить не только детей, но и их родителей мыслить иначе, нестандартно, позитивно и стараться творить доброе и жизненно важное. Не зря гласит пословица «Относись и поступай с другими так, как хотел бы, чтобы относились и поступали с тобой».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через экологическую сказку.

    В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности...

    Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

    Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к позхнавательной самореализации и бережного отношения к природе. Именно природоведческие экскурсии в детском саду могут сформироват...