Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей
материал

Семечкова Наталья Николаевна

Проблема формирований представлений дошкольников о мире труда и профессий своих родителей и ближайшего окружения недостаточно разработана в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС ДО в образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" одно из направлений призвано формировать у дошкольников положительное отношение к труду через решение следующих задач:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (ФГОС 2.6)

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Проблема формирований представлений дошкольников о мире труда и профессий своих родителей и ближайшего окружения недостаточно разработана в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС ДО в образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" одно из направлений призвано формировать у дошкольников положительное отношение к труду через решение следующих задач:

Слайд №2

1. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

2. Воспитывать уважение к людям труда.

3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.

4. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых необходимо начинать с профессий людей, входящими в ближнее окружение детей. Постепенно переходить от профессий сотрудников дошкольной образовательной организации и родителей к ознакомлению с профессиями абсолютно незнакомых, чужих для ребят людей .

Наблюдая за трудом взрослых, необходимо концентрировать внимание дошкольников на самого человека, а не на трудовых действиях, орудиях труда, тем самым вызывая у детей чувство сопереживания, желания трудиться. В процессе наблюдения особое внимание необходимо уделять развитию у детей уважительного отношения к труду человека, акцентировать их внимание на нравственных, положительных деловых и личностных качествах людей, таких как ответственность, добросовестность, стремление принести пользу людям.

Необходимо доносить до детей социальную значимость каждого вида труда, его пользу и важность для человека. Для этого после наблюдений за трудом взрослых необходимо проводить обобщающую беседу, с помощью которой ребята могут подвести итог увиденных трудовых процессов, осмыслить их результаты, значимость и необходимость.

Слайд №3

Например, фермер сеет пшеницу, чтобы потом собрать урожай зерна, из которого сделают муку и выпекут хлеб, которым накормят много людей или привезут муку в детский сад, где повар из неё испечёт булочки.

В повседневной жизни, рассматривая иллюстрации, картинки с изображениями людей разных профессий, инструментов, предметов-помощников в труде, дети переживают положительные эмоции, что вызывает у них уважение к людям данных профессий.

Также необходимо обращать внимание детей на то, сколько времени и сил затратил человек на достижение результата труда, с какой любовью и творчеством трудился. Это дает возможность дошкольникам понять, то, что к итогам работы взрослых необходимо относиться аккуратно, с уважением. Необходимо заострять внимание дошкольников на том, что очень часто результат труда достигается усилием большого количества людей, т.е. является результатом коллективного труда, представителей нескольких профессий. Детям необходимо пояснить, что люди помогают друг другу в труде, аккуратно и старательно выполняют свои обязанности и поручения, так как от трудовой деятельности каждого в отдельности зависит конечный результат.

Для знакомства воспитанников с трудом взрослых в ходе образовательной деятельности используем специальные вопросы и указания, помогающие увидеть зависимость трудовых действий и конечного результата труда, определить значимость каждого вида труда, особенности трудовой деятельности, которые без помощи взрослого дети не в состоянии заметить.

У дошкольников возрастает заинтересованность к труду взрослых, если они имеют возможность принять в нем участие. Почувствовав удовольствие от трудовых действий, увидев реальные  результаты своих трудовых действий, они с особенным желанием продолжают потом трудиться, выполняя свои небольшие обязанности в детском саду и семье. Наблюдая с детьми, например, за трудом дворника, можно привлечь дошкольников к сбору опавших листьев, сломанных веток, к оказанию помощи взрослым в посадке кустов.

Для того, что закрепить полученные представления дошкольников о труде взрослых, их (представления) необходимо перенести в практическую деятельность ребенка, т.е. в игру, художественно-творческую и посильную трудовую деятельность.

Педагогу необходимо дать понять детям, что профессий большое количество, но для того чтобы профессия доставляла удовольствие, необходимо подобрать себе такую, чтобы в этой профессии была возможность достичь успеха, принести пользу другим людям, обществу, стране.

Таким образом, реализация указанных задач – актуальное и значимое направление работы педагогических работников. Основными методами по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых являются:

Слайд №4

- Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

-Наблюдения

- Совместная деятельность

- Игра

-Семья

-тематические беседы и рассказы о профессиях,

-рассматривание иллюстраций в книгах-энциклопедиях,

-просмотр презентаций, обучающих мультфильмов,

-чтение художественной литературы

Одной из форм работы в данном направлении мы выбрали проведение недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, мы планируем экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые в дальнейшем изучают ребята из других  групп. Родители привлекаются к проектной деятельности. Рассказы о профессиях сопровождаются стихами, загадками, беседами, сюжетно-ролевыми и дидактическими играми. Организовываем «Встречи с интересными людьми», изготавливаем альбом профессий, проводим тематический досуг "Кем быть" с участием родителей.

Слайд №5

В своей работе я стараюсь опираться на следующие принципы:

- личностно ориентированного взаимодействия

-доступности

-достоверности и научности знаний

 -открытости

- диалогичности

- активного включения детей в практическую деятельность

- рефлексивности

- регионального компонента

Слайд №6

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр создана предметно-развивающая среда, наполненая всеми необходимыми игрушками и атрибутами.

Слайд №7

Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Инструменты», «Больница», «Салон красоты », «Строители», «Кондитерская»,  «Аптека» и т. д.

Слайд №8

Подобран наглядный материал по теме «Профессии».(методические карточки). Дидактические игры: «Исправь ошибку», «Кто что делает?», «Собери картинку», «Назови профессию», «Кому что нужно», «Для чего нужен этот предмет?» и д.р.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В детском саду можно создать условия, максимально приближенные к настоящим. На территории детского сада совместно с родителями, летом  организовываются и подготавливаются прогулочные участки, на которых дети  ухаживают за цветами.

В первую очередь мы знакомим детей с профессиями людей, которые работают в детском саду.

Слайд №9

Ходим на экскурсию в кабинеты, где работники детского сада с удовольствием рассказывают и показывают «любознательным почемучкам», что им нужно для работы.

Слайд №10

 В своей работе мы с удовольствием используем метод исследовательских проектов, где родители сами активно принимают участие в работе с детьми, берут их на работу, знакомят  с трудовым процессом.

Также приглашаем  родителей, которые рассказывают о своих интересных профессиях: врач, учитель, металлург и т.д.

Слайд 11музей

В музее камня имени В. Дава, ( с которым у нас заключён договор) дети узнают много интересного, экскурсовод показывает мультимедийные презентации и знакомит детей с различными профессиями, в том числе с профессиями в историческом прошлом.  

Слайд №12пож.ч.

Ежегодно мы посещаем пожарную часть. Ребята знакомятся с работой  диспетчеров и спасателей,  с историей становления пожарного дела, видами спецодежды, оборудования, снаряжения и техники. У детей  формируется положительное отношение к вышеуказанным профессиям, понимания опасности и ответственности работы, развивается интерес и уважение к этим профессиям.

Главная задача – вызвать у детей чувство уважения к людям труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

Отчет по творческой теме "Формирование экологической куль-туры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства и в семье, и в ДОУ. Прежде всего мы сами, взрослые люди: воспитатели, чьи-то мамы и баб...

План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

Самообразование "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края" средняя группа

Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходи...

Статья "Формирование позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- период интенсивного развития ребёнка, период его социализации, воспитания направленности личности....