АЛГОРИТМ РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ С. НАСАУЛЕНКО «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВАЛЬС»(методическая разработка)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мясникова Ирина Юрьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 390 Московского района, Санкт – Петербурга.

 

 

 

Люблю тебя, Петра творенье,

 Люблю твой строгий, стройный вид,

 Невы державное теченье

 Береговой ее гранит…»

                                        А.С. Пушкин.

 

   

 

АЛГОРИТМ РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ С. НАСАУЛЕНКО «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВАЛЬС»

 

Выполнила: музыкальный руководитель                                                                                  высшей категории

Мясникова Ирина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург. 2016 г

«Прекрасное пробуждает доброе»

Д.Б. Кабалевский

Мы живем в одном из красивейших городов мира – Санкт – Петербурге – Северной столице России. Гуляя по проспектам, площадям, паркам, не перестаешь восторгаться талантом и трудолюбием умельцев, создавших наш город. Одна только прогулка по набережной Невы, способна заставить нас навсегда влюбиться в эту красоту. Очень хочется, чтобы наши дети понимали, какое счастье жить в таком городе; любили его и берегли.

 Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Знакомясь с песней и исполняя ее, дети становятся более чуткими, восприимчивыми к красоте, эмоционально отзывчивыми. Постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.

О песне «Петербургский вальс».

         Выбранная  песня относится к настоящей эпохе, написана современным композитором; доступна: голосовой диапазон соответствует возрасту,  интересные слова тонко сочетаются с контиленной  музыкой, мелодическими оборотами. Насыщенная гармония аккомпонимента поддерживает легкую, изящную мелодическую линию. Сложность представляет трехдольный размер, чередование поступенного и скачкообразного движения мелодии.  Не смотря на контиленность мелодии, песня исполняется с движением, в умеренном темпе.

Цель: развивать и закреплять певческие навыки.

Используемые технологии: здоровье сберегающая технология, социально - коммуникативная технология.

Задачи:

·       вовлечь детей в совместную деятельность с музыкальным руководителем;

·       воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен, музыкальную культуру, расширять музыкальные впечатления;

·       учить детей выразительному исполнению песни: петь звонким голосом, напевно, легким, подвижным звуком коллективно и индивидуально;

·       создать положительный эмоциональный настрой при исполнении песни.

Участники: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Социально - коммуникативная», физическая, познание.

Процесс разучивания песни имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание.

I ЭТАП РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи:

·       познакомить детей с композитором, автором слов, временем создания;

·       подготовить восприятие содержания и смысла песни;

·       создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа.

Методы и приемы работы: рассказ о Санкт-Петербурге, чтение стихов,  рассматривание иллюстраций (презентация, сопровождаемая стихами, упомянутыми в песне).

Прослушивание песни

Задача: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик к песне, Санкт – Петербургу, определить понимание детей содержания  и музыкальной характеристики песни.

Методы и приемы работы:

·       личное исполнение музыкального руководителя,  включение танцевальной импровизации.

Требования: создание ситуации общения, условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, активизация словаря.

II ЭТАП РАБОТЫ НАД ПЕСНЕЙ

Задачи: развивать певческие навыки детей.

 К певческим навыкам относится обучение:

- правильному звукообразованию;

- правильному дыханию;

- хорошей дикции;

- чистоте интонаций;

- ансамблю – стройному согласованному пению.

    Добиваясь правильного звукообразования, учу детей петь естественным голосом – легко, звонко, напевно -  «тянуть звук».  Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и. Использую следующие упражнения из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: « Труба» (кварта), песню Е. «Тиличеевой «Вальс» (слог «ля» - поступенное  движение мелодии вверх, вниз). С трудными ходами (ля I-ре II) помогают справиться пение гласных звуков «ау!», упражнение «Эхо» муз. Е. Тиличеевой (кварта, секста). Для чистого интонирования восходящих и нисходящих звуков (секунда) – упражнение «Лесенка» из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной; упражнение «Я пою, хорошо пою» - «похвалить себя» с транспонированием мелодии.  В работе над певческим дыханием использую дыхательные упражнения:

(Приложеие 2):

 

 

  Важным условием хорошей дикции и выразительного пения  являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова («Посмотрите, красивый наш город какой…», «А у самой Невы Медный всадник стоит»…). Слаженность детского пения – ансамбль. Чувство ансамбля требует слухового внимания, умения слушать друг друга. В пении хором стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, слежу, чтобы ни один голос не выделялся. Избегаю установки: «пойте громко»; главное, чтобы дети поняли смысловое значение оттенков, нюансов, подчеркивающих содержание песни. Стараюсь добиться стройного, чистого пения в унисон, целостности, слитности звучания – основы ансамбля.

Приемы работы над песней:

·        Исполнение песни музыкальным руководителем;

·        Пение мелодии на слог «ля»;

·        Проговаривание текста в ритме песни с использованием мелкой моторики (постукивание пальцами по коленям);

·        Произнесение текста шепотом;

·        Подгрупповое, индивидуальное пение;

·        Пение «цепочкой»;

·        Групповое пение;

·        Пение a\capella

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ПЕСНЕЙ – ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ.

 

Исполнение песни для детей других групп, коллег.

Задача: создание необходимого эмоционального настроя, выразительное исполнение песни.

Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении, вдохновляющие слова, на исполнение песни.

На музыкальный отыгрыш дети, по желанию, танцуют – исполняют свободные легкие  движения в характере музыки.

Поощрение: аплодисменты.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

Подбор  стихов к презентации:

·       Невская волна быстра,

Подгоняет катера.

Много трудится Нева,

Людям всем она нужна.

                                      (Иллюстрация «Нева»).

·       Площадь эта главная

Площадь эта славная.

 

Побывать на ней все рады:

Тут проводятся парады,

Проходят демонстранты,

Играют оркестранты.

Бывают здесь гуляния,

На лошадях катания.

 

Хотя она и старая,

Но выглядит, как новая,

Площадь наша главная,

По имени… (Дворцовая)

                      (Иллюстрация «Дворцовая площадь)

·       Петропавловка не спит,

Ангел город наш хранит.

Пушка в полдень возвещает:

День. Двенадцать. Каждый знает.

                                    ( Иллюстрация «Петропавловская крепость»).

·       Памятник из бронзы:

Честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер конь,

Тянет удила.

 

На коне сидит герой,

Он красивый, молодой.

Это – память в честь Петра,

  Много сделал он добра.         

                                               (Иллюстрация «Медный всадник»).

 

Загадка:         

 Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

     Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец,

Кто был царь тот – удалец?

                                      (Петр I).

  Приложение 2

 

Дыхательные упражнения:

 

«Цветок» («Листочек»)

 

Дети делают вдох носом - нюхают аромат цветка (можно представить цветком кисть руки, собрав все пальцы вместе или предложить нюхать настоящий, искусственный цветок); подуть на листочек – положить на ладошку.

 

Рекомендация: Следить за правильным вдохом «низом живота».

 

Выдох ртом – сдуваем лепестки (представляем, что лепестки лежат на руке и ветерок их сдувает или можно предложить детям подуть на «цветок - вертушку»); пособие «Листочки».

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 «Чашечка» - подуть на «горячий» чай (пособие «Чашечка»)

Рекомендация: Следить за активным  длинным выдохом, губы собраны трубочкой, при выдохе низ живота подтягивать, воздух выталкивает живот.

 

 

 

Приложение 3

 

Распевание. Упражнения. Попевки (описание):

 

·        Упражнение «Я пою» (скачкообразное движение мелодии -5-3-1 ступени, поступенное -5-1 ступени) с транспонированием;

·         

·        Дидактическое пособие «Лесенка» муз.Е.Тиличеевой - двухфразовая попевка (поступенное движение мелодии вверх-вниз) с использованием жеста – «тянуть» верхний звук (гласный «е»), нижний (гласный «и»).

Девочка поднимается и спускается по лесенке и поет:

Вот иду я вверх,

Вот иду я вниз.

Ребенок играет мелодию на металлофоне и поет.

 

·        Попевка «Эхо», «Труба» муз. Е. Тиличеевой (поем и показываем звуковысотность: «ау!» -кварта, секста)

·         

·        Е. Тиличеева «Вальс» - учить напевному голосоведению (на слог «ля»), выполнять динамические оттенки.

 

 

Приложение 4

 

Дидактические пособия (фото):

·        «Лесенка» из 5 ступеней (деревянная);

·        «Листочки» (на развитие дыхания);

·        «Чашечка» (на развитие дыхания);

·        «Солнышко – тучка» (оценка – стимул);

 

Наглядные пособия:

·        Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга;

·         слайд: №1 «Нева, чайки;

·         слайд  №2 памятник Петру первому «Медный всадник»; 

·        слайд №3 «Петропавловская крепость»;

·        слайд №4 «Музеи»» («Эрмитаж»);

·        слайд №5 «Мосты»;

·        слайд №6 «Дворцовая площадь».

 

Технические средства обучения:

Ноутбук, экран.

 

Атрибуты для импровизации (музыкальный отыгрыш):

газовые шарфики – детям (по желанию).

 

 Приложение 5:

 

Текст песни  «Петербургский вальс»

слова и музыка С. Насауленко

мелодия отыгрыша И. Лысенкова

1.    Посмотрите, красивый наш город какой,

Чайки с криком летят над широкой Невой,

А у самой Невы Медный всадник стоит,

И на нас Петр Первый глядит.

 

2.    Солнце вдруг засветило над тихой Невой,

Петропавловский шпиль засиял золотой,

В нашем городе столько музеев, дворцов,

И так много красивых мостов.

 

 

3.    Основал Петр Первый наш город большой,

Чтобы жили мы в нем очень дружно с тобой,

Чтобы город любили, его берегли,

Чтобы им любоваться могли! 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Алгоритм разучивания песни"

разработка включает в себя метод работы над правильным певческим дыханием с детьми средних и старших групп....

Алгоритм разучивания песни

Консультация для воспитателей. Данный материал раскрывает порядок разучивания песни с дошкольниками....

Методическая разработка "Алгоритм разучивания песни "Манная каша" Л. Абелян

Подробный алгоритм разучивания песни с приложением....

Методическая разработка Алгоритм разучивания песни «Золотые капельки»

Методическая разработкаАлгоритм разучивания песни «Золотые капельки»Музыка Н. Жемойтук Слова А. Адлер Разработала : Музыкальный руководитель Красавцева М.С Текст...

Методическая разработка алгоритма разучивания песни

Данная разработка дает подробный разбор и алгоритм разучивания песни "Осень милая, шурши!" (музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева)...

Методическая разработка "Алгоритм разучивания Песни "Кудряшки"

Данная методичекая разработка поможет грамонто познакомить детей с песней и разучить данную музыкальную композицию. В конце алгоритма даны упражнения на дыхание для детей....