Психологическая гостиная "Жить здорово!!
методическая разработка на тему

           «Есть люди, которые связывают профессиональную деятельность с тяжелой работой, с обеспечением своего существования, и не видят радостей. Как следствие страдают и компетентность, и самооценка, и, конечно же, наше отношение к жизни, пропадает желание узнавать что-то новое, создавать, творить».

Вирджиния Сатир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gostinaya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая гостиная для  педагогов ДОУ «Жить здорово!»

Психологическая служба детского сада «Солнышко»

                      «Есть люди, которые связывают профессиональную деятельность с тяжелой работой, с обеспечением своего существования, и не видят радостей. Как следствие страдают и компетентность, и самооценка, и, конечно же, наше отношение к жизни, пропадает желание узнавать что-то новое, создавать, творить».

Вирджиния Сатир.

Цель: создание благоприятных условий для работы,  осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи:

- сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

- способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.

Вед: В начале нашей работы мы хотим провести два упражнения на умение сотрудничать с коллегами,  координировать совместные действия, проявлять сплоченность.

 1. Упражнение «Созвездие».

2. Упражнение «Сквозь кольцо».

Описание упражнения: участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

Обсуждение: что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

Вед: В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении. Общеизвестно,  что труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью человека, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей дошкольников, оказывает сильное влияние на характер профессионального общения педагога.

         Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению образовательным процессом, оказанию необходимой помощи, становлению профессионального коллектива. Поэтому актуальной задачей работы психологической службы  в рамках Недели психологии являлось получение информации о том:

- с каким настроем вы приходите на работу;

-что вас раздражает;

-степень готовности к общению и взаимодействию с коллегами.

С целью оценки микроклимата в коллективе проведено тестирование по методикам:

  •  «Цветовой тест Люшера» на установление зависимости между предпочтением человеком определенных цветов и его текущем психологическим состоянием;

Получение информации о текущем психологическом состоянии проводилось в два этапа: первичный и вторичный. Полученные результаты по каждому цвету отражены на экране. Хочется отметить, что такие цвета как черный, коричневый и серый в нашем коллективе не встречаются и это очень радует. Как мы видим доминирующие цвета  выбора  зеленый и желтые.

  • Желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. Желтый цвет говорит о способности человека принимать и обрабатывать значительный объем информации. Люди, использующие желтый цвет, любознательные и ищущие. Обычно это педагоги, воспитатели, специалисты. Гармоничное расположение желтого встречается у людей самостоятельных, ответственных, выдержанных, дипломатичных, в меру тщеславных.
  • Зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство. Зеленый цвет наделен природными качествами к самокоррекции. Он проницателен, склонен к сотрудничеству, эмоционально отзывчив, способен выслушать  и понять собеседника.
  • Красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение. Красный – признак неустойчивого психоэмоционального состояния, гнетущего настроения.
  • Синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность., олицетворяет покой, стремление человека к стабильности и равновесию.
  • Фиолетовый – символизирует тревожность, стресс,  огорчение. Чаще фиолетовый  встречается у трудоголиков, а так же у людей, которым важны их самореализация и самовыражение

Молодых педагогов тестировали на определение педагогической стрессоустойчивости.  У 72% молодых педагогов сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге»(каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет  Вам учиться у более опытных коллег и успешно работать по выбранной специальности. Стрессоустойчивость – нормальная.

Так же проводилось тестирование для опытных педагогов на определение эффективности работы, в категорию опытных педагогов вошли педагоги, работающие более 10 лет.  Педагоги в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно- развивающей и культурно – просветительской функции воспитателя, обладают собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.

В экспресс оценке эмоционального выгорания в коллективе приняло участие 35 человек. Полученные результаты говорят о том, что 62% педагогам необходимо отключиться от рабочих дел, либо взять отпуск, но так как до отпуска далеко рекомендуем использовать практические рекомендации по способам эмоциональной саморегуляции о которых вы узнаете чуть позже.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

 — усталость, истощение;

 — недовольство собой, нежелание работать;

 — усиление соматических болезней;

 — нарушение сна;

 — плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

 — агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

 — негативная самооценка;

 — пренебрежение своими обязанностями;

 — снижение энтузиазма;

 — отсутствие удовлетворения от работы;

 — негативное отношение к людям, частые конфликты;

 — стремление к уединению;

 — чувство вины;

 — потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);

 — снижение аппетита или переедание.

         Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.

Вед: Как и во многих других случаях, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным дискомфортом нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния.  А помочь при этом могут следующие способы… (слайд).

 Способы  эмоциональной   саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • Занятие любимым делом – хобби

Способы борьбы с эмоциональным дискомфортом

  • Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию.
  •  Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков — это повышение степени риска развития СЭВ.
  •  Овладение умениями и навыками саморегуляции.
  • Профессиональное развитие и самосовершенствование.
  • Исключение ненужной конкуренции.
  • Эмоциональное общение.
  • Поддержание хорошей физической формы.

Вед:  Понимание своих ценностей это неотъемлемая часть своего личностного развития.  Давайте определим основные жизненные ценности. Возьмите лист бумаги  и  ответьте  на вопрос: «Что действительно важно для меня?». В процессе написания обязательно обратите внимание на свои ощущения и мысли. Определяясь со своими жизненными ценностями, вы получите колоссальный жизненный опыт и ощущения своего персонального роста.

Возможно, что вам будет затруднительно расставить приоритеты. Постарайтесь сделать это, сравнивая ценности по конкретным действиям и проявлениям этой ценности в жизни.

Процветание (карьерный рост)

Финансы (заработок)

Полезность

Личностный рост

Эффективность

Семья

Признание

Здоровье

Лидерство

Независимость

В дальнейшем, по мере достижения своих целей, ваши ценности будут меняться. Это значит, что процесс с определением своих главных ценностей будет время от времени повторяться, а список жизненных ценностей меняться. Мы хотим пожелать, чтобы вы постоянно держали в своем сознании свои главные жизненные ценности и руководствовались ими при постановке целей и в принятии решений.

Психологическое упражнение «Изобрази  животное»

(все участники, передвигаясь по помещению, должны найти такое же «животное», используя невербальные средства общения).

Вед:  Не  только педагоги, но и воспитанники детского сада были задействованы активно в проведении Недели психологии. А сейчас, мы предлагаем вам рубрику «Угадай-ка». Нужно угадать о каком воспитателе идет речь в комментариях детей.

Вед:   Одной из слагаемых профессионального имиджа воспитателя является его  педагогическое мастерство. Что такое педагогическое мастерство? (высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном его усовершенствовании). И следующая рубрика «Нет предела совершенству мастерства» посвящена именно творчеству. Сейчас мы предоставим слово ведущей мастер-класса, педагогу по изобразительной деятельности Спорышевой Светлане Юрьевне.

Вед:         Подводя итоги проведенной Недели психологии, нам важно знать ваше мнение о наиболее значимых  для вас эпизодах. Что вам больше всего понравилось?

Кроме того, мы хотим поблагодарить за активное участие и проявленное творчество в проекте «Жить здорово!» и вручить каждому сладкий приз.

В завершение психологической гостиной очень хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем тренинге общения. Для этого просим  вас заполнить анкету «Обратная связь».

Анкета «Обратная связь»

1. Степень включённости 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

2. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

3. Что тебе не понравилось на прошедшем тренинге? Почему?

4. Твои замечания ведущим (по содержанию, по форме занятия и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков

В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения ...

Психологический тренинг "Здоровье".

Профилактика эмоционального самовыгорания у педагогов....

Психологический день здоровья

День психологического здоровья«Поделись улыбкой своей»группа «Лучики» 14.10.15г.ЦЕЛЬ: сохранение психологического здоровья ребёнка в условиях ДОУ и профилактике отклонений в развитии ребёнка....

Психологический тренинг «Здоровый педагог - здоровый ребенок»

тренинг для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания...

Психологический час "Здоровый педагог - здоровый ребенок"

Что значит быть здоровым? Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим. Конспект психологического ча...