Психологический тренинг «Здоровый педагог - здоровый ребенок»
план-конспект занятия на тему

тренинг для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_trening_zdorovyy_pedagog-zdorovyy_rebenok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида Детский сад №9 «Аленушка» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Открытое мероприятие

 Психологический тренинг

«Здоровый педагог - здоровый ребенок»

Подготовила: педагог-психолог

Хасанова М.В.

27 ноября 2018г.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задачи: снять психоэмоциональное напряжение и усталость, развить экспрессивное поведение, межличностное доверие путем вербальных и невербальных средств общения, сплотить педагогический коллектив.  

Материалы и оборудование: компьютер для демонстрации презентации, листы А4, газетные листы, ведро для мусора, мешочек, ватман, стикеры в виде тучек и лучиков,  раздаточные материалы к упражнениям.

Участники: педагоги.

Продолжительность: 1,5 часа.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Педагог-психолог:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться. Порисуем и отдохнем, ведь нужно делать паузы в работе и выделять время для психологической разгрузки.

 II. Организационно-ориентировочный этап.

Ознакомление с правилами работы в группе

Цель:  установление принципов работы в группе, создание ощущения защиты.

Для свободного обсуждения и принятия ведущим предлагаются правила работы в группе:

1. Общение на основе доверия. Важно, чтобы участники максимально доверяли друг другу. Создание атмосферы доверия можно начать с предложения принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически ставит всех в равные позиции, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального статуса, жизненного опыта и т. д.

2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Важно говорить о своих актуальных чувствах и мыслях. Развитая рефлексия помогает человеку быть самокритичным, лучше узнать себя и собственные личностные особенности, а также понимать состояния других членов тренинговой группы. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что беспокоит их именно сейчас, и обсуждают происходящее с ним в группе.

3. «Я-высказывания». Для более откровенного общения во время занятий следует отказаться от безличной речи, которая помогает скрыть свою позицию и, тем самым, избежать ее осознания. Поэтому мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считает, что ....» - следующее: «Я считаю, что ...» и т. Это предполагает отказ от безадресных суждений о других.

4. Искренность общения. Все члены группы должны попытаться отбросить все роли, быть самим собой. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, лучше промолчать.

5. Конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, ни в коем случае не разглашается.

6. Активность, ответственность каждого за результаты работы в группе. Нужно помнить, что эффективность работы тренинговой группы зависит от вклада каждого ее члена и необходимости работать не только для себя, для решения собственных проблем, но и на других, так как помощь другому - способ познать себя.

7. Правило «СТОП». Тот член группы, который не желает отвечать на любой вопрос, участвовать в любой игре, процедуре из причин нежелания быть искренним, или по причинам неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп!» И таким образом исключить себя из участия в процедуре. Однако, это правило желательно использовать по возможности редко, так как оно ограничивает человека в самопознании себя.

8. Уважение к тому, кто говорит. Когда высказывается кто-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он желает. Не критикуем и признаем право на выражение своего собственного мнения. Право предусматривает невозможность прерывать говорящего.

III. Поисковый этап.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Участники сидят в кругу. Педагог-психолог просит называть как можно больше ассоциаций к слову «здоровье»:

- успех;

- покой;

- общение:

- уверенность:

- стабильность;

- общение с природой;

- жизнерадостность;

- гармония;

- хорошее самочувствие и тому подобное.

2. Информационное сообщение психолога (сопровождается показом презентации)

- «Самое главное в жизни здоровье!» - так, наверное, ответит чуть ли не каждый человек, если его спросить что для него главное в жизни. Особенно в вопросах сохранения здоровья должны быть осведомлены педагоги, для того, чтобы учить этому подрастающее поколение. Компетентное отношение к собственному здоровью включает в себя следующие составляющие:

соматическое здоровье, клиническое здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, уровень валеологических знаний.

    Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. В основном к ухудшению здоровья приводят стрессы. Стресс - нормальная реакция организма на угрозу, изменение внутреннего состояния, нарушения внутреннего равновесия. Наиболее опасным для жизнедеятельности организма является хронический стресс, который характеризуется постоянным нарушением внутреннего равновесия. Симптомы хронического стресса: нарушение памяти и концентрации внимания, бессонница, депрессия, чувство вины. Последствия - головная боль, псориаз, выпадение волос, повышенное давление, сердечные болезни.

   Виды стресса:

1. Эустресс  - это стресс, вызванный положительными стрессорами (непредсказуемая победа в соревновании, олимпиаде). Он активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интереса к жизни, заставляет действовать более интенсивно.

2. Дистресс  - вызванный негативными стрессорами (опоздание на важное мероприятие, проигрыш в соревновании и т.д.). Это разрушительный процесс, который дезорганизует поведение человека, активизирую глубинные адаптационные резервы организма. Такой длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.

Возможные реакции организма на стресс:

  • дезадаптация - человек пытается приспособиться к стрессовой ситуации, но ему это не удается;
  • пассивность - возникновение состояния беспомощности, безнадежности, депрессии;
  • активная защита от стресса - смена деятельности с целью достижения душевного равновесия (спорт, музыка, физический труд)
  • активная релаксация (расслабление) - повышает естественную адаптацию организма к стрессовой ситуации.

  1. Создание коллажа «Причины и методы борьбы со стрессом»

Педагог-психолог:

- Предлагаю обсудить, почему возникает стресс в нашей работе и как с ним бороться.  Попрошу участников назвать и записать на стикерах в виде тучки причины возникновения стресса. Наклейте стикеры на  ватман. Обобщите под заголовком «Причины стресса в работе педагога».

Педагог-психолог подводит итог:

- Мы испытываем стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагоги должны постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В работе возникают неожиданные ситуации с родителями и детьми, которые нарушают наше эмоциональное равновесие. Мы не уверены в своих силах, критикуем себя и боимся, что нас будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться. К стрессу могут привести проблемы в семье, а также социально-экономическая незащищенность педагога. Вынужденная подработка часто вызывает чувство усталости и ухудшает настроение.

Педагог-психолог раздает участникам стикеры в виде лучей. Просит записать способы, с помощью которых можно бороться со стрессом. Стикеры педагоги приклеивают на  ватман поверх тучек  по кругу, чтобы получилось солнце. В центре солнца заголовок «Методы борьбы со стрессом». После завершения коллажа делается вывод.

IV. Практический этап

  1. Упражнение «Опиши коллегу»

Педагог-психолог:

- Выберите каждый для себя участника, о котором вы будете говорить. По очереди называйте три качества выбранного коллеги. Задача остальных – угадать, о ком идет речь. Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я…» — и повторите сказанное только что вам и добавьте: «… а кроме того, я еще и…». в конце сделать вывод о том, как важно делать комплименты коллегам и самим себя хвалить.

 

 5.   Упражнение «Выкинь свои проблемы»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций

Психолог: представьте себе жизнь без такого ведра, когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обиды, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, страх, гнев. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства «я обижаюсь на…», «я сержусь на…»и т.д. после этого педагоги рвут на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

  1. Упражнение «Прощай напряжение»

Цель: освобождение от негативных чувств, снятие напряжения.

- Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Анализ – как вы себя чувствуйте? Расстались ли вы со своим напряжением? Ощущения до и после напряжения.

  1. Упражнение «Решим твою проблему»                                                                             
    Цель. Предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.                                                                       
    Содержание. Педагог-психолог предлагает участникам группы написать на листе бумаги свою проблему, которую он хотел бы решить. Для того чтобы снять возможное сопротивление, тренер может сказать, например, о том, что с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек - это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать авторство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво.      
    После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы - найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Педагог-психолог предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.

  1. Упражнение «Волшебный лес»

- Сейчас мы превратимся с вами в волшебный лес, где происходят различные чудеса, где всегда хорошо и приятно, где люди избавляются от своих проблем и болезней. Давайте поделимся на две шеренги по принципу «лес-роща». Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по лесу. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный и ласковый лес. а ветви будут поглаживать по головам, рукам, телу, избавляя от всего негативного что у вас накопилось.

Анализ: что вы испытывали, когда проходили по лесу и к вам прикасались участники группы?

  1. Упражнение «Лицензия на счастье»

Психолог рассказывает притчу: «Все в твоих руках»

Мудрец передавал своему ученику все тайны бытия. Это продолжалось много лет. Однажды ученик решил проверить мудреца, насколько тот мудрый. Тогда ученик подошел к учителю со сжатыми ладонями, в которых была живая бабочка, и спросил: «У меня в руках живое или мертвое?». Ученик решил, что если мудрец скажет, что живет, он сожмет ладони, и бабочка умрет. Если скажет, что мертвое, - он раскроет ладони, и бабочка улетит.

Ответ мудреца был такой: «Все в твоих руках».

Таким образом, только от Вас зависит, будет ли Ваше взаимодействие с другими живым, ярким, плодотворным, или наоборот.

Затем психолог обращается к участникам с предложением написать на выданных им листах бумаги то, что они имеют право делать, чтобы чувствовать себя счастливыми, при этом могут чувствовать, о чем думать, как себя вести. Сначала психолог предлагает написать имя участника, дату и выполнять работу.

После завершения работы психолог просит участников перевернуть листы, на которых они писали. Там (заранее) уже сделана надпись: «Лицензия на счастье»

Таким образом, каждый участник получает собственную лицензию на счастье.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Педагог-психолог:

- Уважаемые коллеги, я надеюсь, что сегодня вы получили положительные эмоции. Сейчас я предлагаю Вам дать оценку предложенному занятию и ответить на вопросы: Актуальная ли была подобрана тема занятия? Какова ее практическая значимость? Что нового именно для себя Вы взяли? Какие рекомендации и пожелания хотели бы адресовать педагогу-психологу?

- Перед вами памятки «Методы борьбы со стрессом» и раскраски антистресс. Предлагаю каждому их забрать с собой.

- Я хочу закончить наш тренинг словами Авадхут Свами из ведических писаний: «Люди очень любят найти врага извне и обвинить его в своих проблемах. Но в Ведах сказано, что у человека есть только шесть врагов: это вожделение, гнев, зависть, эгоизм, гордыня, иллюзия. Если ты победишь этих врагов внутри своего сердца, то никаких внешних врагов у тебя больше не будет. Как только ты справишься со своими пороками, то увидишь, что вокруг тебя только друзья».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: ...

социально - психологический тренинг «Успешный педагог — развитый ребенок»

Если обратиться к этимологии слова «успех», то в словаре русского языка оно рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь, как общественное признание и как хорошие результаты в ...

Психологический тренинг для педагогов "Здоровье ребенка в руках педагога"

Цель мероприятия: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами.                             ...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Здоровый педагог – здоровый ребенок»

laquo;Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Цель данного семинара заключается в том, чтобы обучить педагогов  некоторым рефл...

Психологический час "Здоровый педагог - здоровый ребенок"

Что значит быть здоровым? Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим. Конспект психологического ча...

Тренинг "Здоровый педагог - здоровые дети"

Цель – профилактика эмоционального выгоранияИгра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»...