Главные вкладки

    социально - психологический тренинг «Успешный педагог — развитый ребенок»
    материал на тему

    Левченко Юлия Юрьевна

    Если обратиться к этимологии слова «успех», то в словаре русского языка оно рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе.Успешность человека и определяется личностью, и является движущей силой развития личности. Невозможно отрицать тот факт, что успешных детей воспитывают успешные взрослые. Люди, занимающиеся педагогической профессией, одной из самых массовых, публичных и социально-востребованных, испытывают на себе особые нагрузки в плане предъявления своих успехов обществу, в связи с тем, что реальный результат педагогической деятельности «оттянут во времени». Но это только одна сторона медали – «внешняя успешность». Мы считаем, что основанием для оценки педагога как успешного, служит гармоничное соотношение внешней и внутренней успешности. Под внутренней успешностью мы понимаем внутреннюю удовлетворенность педагога своей деятельностью и ее результат. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mo_levchenko_yu.yu_.docx32.37 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Успешный педагог — развитый ребенок»

    Если обратиться к этимологии слова «успех», то в словаре русского языка оно рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе.Успешность человека и определяется личностью, и является движущей силой развития личности. Невозможно отрицать тот факт, что успешных детей воспитывают успешные взрослые. Люди, занимающиеся педагогической профессией, одной из самых массовых, публичных и социально-востребованных, испытывают на себе особые нагрузки в плане предъявления своих успехов обществу, в связи с тем, что реальный результат педагогической деятельности «оттянут во времени». Но это только одна сторона медали – «внешняя успешность». Мы считаем, что основанием для оценки педагога как успешного, служит гармоничное соотношение внешней и внутренней успешности. Под внутренней успешностью мы понимаем внутреннюю удовлетворенность педагога своей деятельностью и ее результат.

    Как показывает практика, педагоги получают достаточно много информации о том, как им работать с детьми. Но многие нуждаются и в знаниях о том, как следует справляться со своими проблемами, управлять стрессовыми ситуациями, не переносить негативные эмоции на семью. Предлагаемый тренинг позволит повысить самооценку, и снизить риски эмоционального выгорания.

    Наши личные ресурсы похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.

    Ход тренингового занятия

    1. Приветствие «Комплимент с плюсом»

    Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент. Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я…» — и повторите сказанное только что вам и добавьте: «… а кроме того, я еще и…». .

    - Понравился ли вам комплимент?

    - Приятно ли было вам получать комплимент?

    - Что приятнее получать или говорить комплимент?

    2. Тест «Как вы заботитесь о себе?»

    Инструкция: Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, где 4 — да (написанное полностью относится к вам, вашим поступкам и действиям); 3 — скорее да, чем нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (вы так никогда не поступаете).

    Высказывание

    Балл

    4

    3

    2

    1

    1. Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, например подарок,

    сувенир, безделушку

     

     

     

     

    2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться

     

     

     

     

    3. Я считаю, что имею право быть эгоистичной

     

     

     

     

    4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться

    обо мне

     

     

     

     

    5. Я заранее планирую приятные события, такие как поход в театр или кафе

     

     

     

     

    6. Каждый день я уверена в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное

     

     

     

     

    7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем

     

     

     

     

    8. Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня то, что я не хочу делать

     

     

     

     

    9. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее

     

     

     

     

    10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве

     

     

     

     

    11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье

     

     

     

     

    12. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны

     

     

     

     

    13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки

     

     

     

     

    14. У меня есть время для хобби

     

     

     

     

    15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других

     

     

     

     

    16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем

     

     

     

     

    17. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

     

     

     

     

    18. Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих

     

     

     

     

    19. Я не употребляю табак

     

     

     

     

    20. Я способна признавать свои достоинства

     

     

     

     

    Итого

     

     

     

     

    Интерпретация результатов:

    • более 54 баллов — результат выше среднего. Вы умеете заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому вам легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо;
    • 40–54 балла — средний результат. Вы, как правило, стараетесь заботиться о себе, но не можете улучшить свои результаты в этом направлении;
    • ниже 40 баллов — результат ниже среднего. Вы не заботитесь о себе достаточно хорошо. Часто испытываете чувство вины перед собой, окружающими. Не можете отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересов окружающих

    Не путайте заботу о себе с эгоизмом. Дело не в том, что мы думаем только о своих потребностях, а в том, что, только позаботившись о себе, мы сможем отдавать внимание и энергию близким.

    3. Упражнение «Сочиняем стихи»

    Цели: раскрытие творческого потенциала, выявление педагогов с лидерскими качествами.

     Василия Александровича Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке».
    Творческий потенциал - готовность и способность личности к самореализации.

    Инструкция. Участникам раздаются карточки с неоконченными четверостишиями. Задача — придумать концовку.

    1. Утром настроение плохое,
    Глаз накрасить не могу никак…

    2. Я решила похудеть,
    Села на диету…

    3. После смены я решила
    Быстренько уйти домой…

    4. Родители, часто сердясь и бранясь,
    С ребенком теряют душевную связь…

    1. Вместе с мужем мы собрались
      Выйти вдруг куда - нибудь…

    1. Весной везде повсюду лужи,
      В ручьях кораблики плывут…

    1. Всех решила удивить
      И французский суп сварить…

    4. Игра «Найди пару»

    Цели: развитие умения находить выход из затруднительной ситуации; развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание; снятие эмоционального напряжения.

    Инструкция. Участники вытягивают карточки с названиями животных. Названия повторяются на двух карточках. Задача — используя любые выразительные средства, кроме звуков, характерных для указанного в карточке животного, найти свою пару.

    «Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

    В результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.

    5.«Борьба со стрессом на работе»

    Педагогическая профессия относится к профессиям «Человек- человек». Профессия педагога относится к стрессогенным,  напряженным в психологическом плане. Она требует от человека постоянных резервов самообладания и саморегуляции. Высокая эмоциональная напряженность  обусловлена постоянным наличием большого количества стресс- факторов, влияющих на самочувствие педагога, работоспособность,  профессиональное здоровье  и качество работы.
             И все же, несмотря на то, что стресс является нормальной частью нашей жизни, не стоит забывать, что постоянный стресс на работе существенно снижает производительность труда, физическое и эмоциональное здоровье. Именно поэтому так важно найти способы, чтобы держать производственный стресс под контролем. К счастью, каждый из нас может самостоятельно ограничивать и управлять стрессом на работе, для этого необходимо правильно определить его признаки.

    Признаки стресса на работе

              Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.
    Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.
    Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.

    Как справиться со стрессом на работе?

              
    Следуя незатейливым рекомендациям можно легко держать стресс на рабочем месте под контролем:
    - Будьте доброжелательны с коллегами и подчиненными;
    - Совершенствуйте свои коммуникативные навыки – учитесь говорить так, чтобы вас понимали именно так, как вы хотите;
    - Соблюдайте принципы тайм менеджмента, учитесь управлять временем;
    - Повышайте квалификацию – обязательно посещайте запланированные на работе курсы и тренинги;
    - Регулярно выполняйте простые физические упражнения перед выходом на работу: лежа в постели можно сделать 20 повторений упражнения для мышц брюшного пресса. После чего встать, потянуться вверх в течение 10 секунд. Далее, не спеша сделать 20-30 приседаний, и если получится – отжиманий.

    Упражнение «Самомассаж»

    Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

    • межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

    • задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

    • челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

    • плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;

    • ступни ног: если Вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше

    Упражнение «Посещение зоопарка»

    Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.

    В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

    Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

    Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).

    Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

    Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

    Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

    Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).

    Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

    А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

    Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

    А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

    Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).

    5. Рефлексия

    Упражнение «Закончи предложение» .

    – Во время занятия я поняла, что…
    – Самым полезным для меня было…
    – На занятии мне не понравилось…
    – Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

    «Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

    Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ

    В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью.  Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы групп...

    Психологический тренинг для педагогов "Здоровье ребенка в руках педагога"

    Цель мероприятия: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами.                             ...

    Социально-психологический тренинг для педагогов "Думай позитивно - живи позитивно!"

    В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальн...

    Методическая разработка"Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ на сплочение колектива"

    Успех любой организации во многом зависит именно от того, насколько сплоченным является ее коллектив. Причем здесь вообще сплоченность коллектива? Да притом, что людям ежедневно приходится взаимодейст...

    Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

    Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...

    Психологический тренинг «Здоровый педагог - здоровый ребенок»

    тренинг для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания...