Экспериментальная деятельность
методическая разработка на тему

Бушуева Юлия Дмитриевна

Опыт работы и методические рекомендации по реализации проекта экспериментирвоание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_2.10.1_bushueva_yu.d._2016.pptx172.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментальная деятельность Бушуева Юлия Дмитриевна Воспитатель ГБДОУ №38 Московского района г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с таким видом деятельности, как экспериментирование, формирование у детей поисковой активности, и с другой – отсутствие на достаточном уровне разработанности и полного внедрения в работу с детским коллективом, привели к выбору темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность. Актуальность проекта

Слайд 3

Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоционально-волевому развитию. Задачи проекта : Для педагога Для детей Для родителей - Повышение профессиональной компетенции воспитателей в вопросах организации детского экспериментирования; - Приведение с систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий и т. д.); - Создание единой системы мониторинга детской экспериментальной деятельности (анкетирование, тестирование, программ наблюдения) для всех участников педагогического процесса (детей, воспитателей, родителей); - Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования; - Создание в ДОУ развивающей среды способствующей эффективному обучению детей навыкам экспериментирования. - Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в +процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи; - Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее; - Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. - Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов; - Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности; - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. - Способствовать развитию интереса детей к познанию экспериментальной деятельности; - Оказывать посильное участие в создании развивающей среды для экспериментирования; - Участие родителей в создании дидактических материалов и пособий для работы в экспериментальной деятельности.

Слайд 4

Этапы реализации проекта подготовительный основной заключительный Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по теме; Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта; Анкетирование родителей с целью выявления отношения к поисково-исследовательской деятельности вместе с детьми; Мониторинг детей по образовательным областям; Подборка опытов с описанием проведения; Организация предметно – развивающей среды. Практическая часть: 1. Занятия по экологическому воспитанию 2. Связь с другими видами деятельности: · Игровая · Продуктивная · Познавательно — исследовательская (опыты) · Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы) · Учебная (речевое развитие, рисование, лепка, создание образовательных ситуаций) · Релаксация - Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов; - Составление перспективного плана экспериментов и опытов по данной теме; - изготовление карточек с символическими изображениями темы эксперимента; - работа с детьми; - Работа с родителями (совместные мероприятия, помощь) Мониторинг на конец учебного года; Определить эффективность проведённой работы; Провести анализ проведенной работы, выводы; Презентация проекта Фотовыставка; Определение дальнейших перспектив

Слайд 5

1 . Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). 3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 4. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы. 5. Разработка рекомендаций для родителей. 6. Подбор репродукций художественных картин на заданную в плане тематику. 7. Организация развивающей среды в группе. Подготовительная работа

Слайд 6

План работы месяц тема Цели и задачи Работа с родителями Сентябрь – октябрь Воздух Знакомство детей с воздухом и его свойствами. Подвести пониманию того, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, невидимый. Консультации, изготовление игрушек Ноябрь – д екабрь Вода Дать представления о воде и её свойствах. Вода бывает тёплой, горячей, холодной. Вода прозрачная. В воде одни вещества растворяются, а другие нет. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода жидкое вещество Беседы, изготовление игрушек Январь – февраль Снег и лед Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. Подвести детей пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Познакомить с загрязнением воды и снега Совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горок и забавных поделок. Март – апрель Жизнь растений Закрепить умение ухаживать за растениями, называть простейшие связи между явлениями природы и жизни растений. Помочь детям видеть красоту природы Консультации Май – июнь Песок, глина, камни Познакомить со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые. Развивать у детей интерес к камням, Называть их особенности. Выставка поделок

Слайд 7

Сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Проявлен познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие. Усвоена основа целостного видения окружающего мира. Развиты коммуникативные навыки. Развиты умения наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам. У ребенка сформировано свое творческое отношение к окружающему. Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей Детский проект – «Юные исследователи» Предполагаемый результат проекта

Слайд 8

Организация фотовыставки «Мы – исследователи». Создание фотоальбома группы, в котором отражена деятельность экспериментирования (совместная деятельность воспитателя и детей). Создание мини-музея группы (совместная деятельность воспитателя и детей). Проведение экологических праздников (совместная деятельность воспитатель-дети-родители). Итоги проектной деятельности с детьми

Слайд 9

Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Заключение

Слайд 10

Эксперимент (от лат. Проба, опыт) – планомерное проведение наблюдений; Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмперическом научном исследовании. Рефлексия (от лат. Обращение назад) – процесс осмысления чего – либо при помощи изучения и сравнения. Эмпатия (от греч . сопереживание ) – постижение эмоционального состояния, проникновение, чувствование в переживания другого человека. Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты. Поисковая активность – стремление человека изменить ситуацию или свое отношение к ней, когда предсказать заранее исход своих усилий невозможно (если конечный результат стопроцентно гарантирован, то это уже не поиск). Глоссарий

Слайд 11

1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005г. 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г. 3. Иванова И.А. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Творческий цент «Сфера» город Москва 2008 год. 4. Киселева Л.С.- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ М.: АРКТИ, 2003.- 96 с. 5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Издательство Аркти город Москва 2004 год. Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...