Мастер-класс для педагогов "Чудеса для малышей"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Булах Валентина Геннадьевна

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov_chudesa_dlya_malyshey.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Чудеса для малышей»

(Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников)

                                                                                                                    « Что я слышу – забываю,

                                                                                                                       Что я вижу – помню,

                                                                                                                      Что я делаю – я понимаю»

                                                                                                                                                   (Конфуций).

Цель: Расширить знания педагогов об экспериментировании с разными материалами (опытно – экспериментальной деятельности)

Задачи:

  1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход ОД

1 часть:

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в экспериментальной академии «Чудеса для малышей»

Сегодня вы имеете уникальную возможность познакомиться с нетрадиционной формой проведения опытов. В нашем случае – это сказка.

Сначала хочу сказать несколько слов об опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Опытно – экспериментальная деятельность играет важную роль для всестороннего развития ребенка. В процессе детского экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, расширяется и обогащается сенсорный и жизненный опыт детей.

Эксперименты способствуют развитию организованности, дисциплинированности, целенаправленности, аккуратности и ответственности.

Главное достоинство метода – эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Каждый ребенок – первооткрыватель; ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой.

Так дети впервые воспринимают природу и явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут моя очередь прийти к ним на помощь.

2 часть:

Все помнят, как начиналась известная всем сказка «Дюймовочка».

Жила – была женщина. У нее не было детей. И вот однажды она решила пойти к колдунье. Колдунья дала ей семечко. Женщина посадила его в землю, а на следующее утро увидела красивый цветок.

- Раскройте цветок. В лепестках цветка спала девочка, она была совсем крохотной. В этом мире ей было все ново и неизведанно.

Женщина налила молоко и воду в стаканчики. Дюймовочка опустила ложки в воду и молоко.

Пододвиньте к себе стаканчики, опустите ложки в стаканы.

- Как вы думаете, что она увидела? (ответы педагогов) Отодвиньте стаканы.

Женщина налила в тарелку воды.

- Налейте в тарелку воды. Что произошло с водой? (вода приняла форму тарелки).

По краям опустила цветы (опустите цветы).

- Так почему же цветы не вянут? (ответы педагогов). А скорлупка от ореха стала корабликом (опустите скорлупку от ореха в воду)

- Так почему же скорлупка поплыла? (ответы педагогов).

Дюймовочка плавала в своем чудесном озере. И вдруг за окном она увидела галку, которая носила камушки и бросала в кувшин.

Возьмите стакан с водой и осторожно опускайте туда камешки.

- Что происходит? (вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме)

Галка столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить. Ах, какая умная галка подумала Дюймовочка.

Но вот однажды случилась беда. Дюймовочку ночью похитила жаба и унесла на болото. Проснувшись утром, она увидела, как распускаются эти прекрасные цветы. Это были кувшинки.

- Чтобы наглядно увидеть, как же распускаются кувшинки, возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи ножниц закрутите лепестки к центру. Пододвиньте тарелочки.

А теперь опустите кувшинки на воду.  Буквально на ваших глазах цветы начнут распускаться.

- Что происходит? (бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются).

А потом она увидела, как какие – то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Налейте в стакан газированной воды и бросьте в нее виноградинку.

-  Что происходит? (виноградинка опустилась на дно)

- Почему виноградинка опустилась на дно? (виноградинка тяжелее воды)

- Что происходит с виноградинкой на дне стакана? ( На нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики и виноградинка всплывает)

 - Почему виноградинка всплыла? (пузырьков газа стало очень много и виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит, отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»). У рыб есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А когда надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Нам понадобится банка с горячей водой. Закройте банку крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда.

- Что происходит? (лед тает от теплого воздуха, имитируя капли дождя).

Дюймовочка очень испугалась огромных капель воды, которые капали с неба. Но в это время к ней подлетел жук, он схватил ее и унес далеко – далеко… на песок, песок был мокрым после дождя.

- Давайте вспомним свойства мокрого песка (мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет).

Оглядевшись она увидела следы и была в недоумении, кто же их оставил? Пододвиньте к себе подносы с песком.

Посмотрите на песок и скажите:

- Кто оставил следы на песке?

Как вы помните, в сказке Дюймовочка спасла ласточку. И ласточка отблагодарила ее. Она взяла Дюймовочку с собой в теплые края. Там в цветах она увидела маленьких человечков – это были эльфы. Они исполнили желание Дюймовочки и подарили ей крылышки.

Прикрепите крылышки.

Дюймовочке так понравилось познавать этот огромный и интересующий окружающий мир. Но у нее осталось много вопросов:

  1. Почему  распускаются кувшинки?
  2. Почему плавают рыбы?
  3. Почему идет дождь?
  4. Почему одни могут летать, а другие нет?

Получить ответы на эти вопросы Дюймовочка сможет, посетив группы нашего  детского сада, где созданы все условия для опытно – экспериментальной деятельности.

Вот и подошла к концу наша встреча.

  • Что нового вы узнали для себя?
  • Будете ли вы использовать исследовательскую деятельность в своей работе?
  • Что посоветуете мне?

Если вам понравился мой мастер – класс возьмите на память солнышко, а если  что – то не понравилось – тучку.

Спасибо за внимание, мне было приятно работать с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Оздоравливающий массаж малышам» Мастер-класс для педагогов «Изготовление дорожки здоровья (с элементами сенсорики)»

Образовательная область: ""Здоровье", “Cенсорное воспитание” Интеграция областей: "Познание", "Социализация",  "Коммуникация", "Безопасность". Возрастная группа: ранний возра...

МАСТЕР - КЛАСС с родителями ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников...

МАСТЕР - КЛАСС с родителями ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»

Тип встречи: Мастер - класс Цель: Формирование у родителей устойчивой  мотивации к сохранению здоровья своих детей; повышение уровня знаний родителей в области формирования, сохранения и укр...

Мастер-класс для родителей "Рисуем с малышом ватными палочками"

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей. В мастер-классе представлен материал по организации нетрадиционного рисования с детьми младшего дош...

Конспект мастер-класса «Я удивляю и радую малыша».

Материал для воспитателей младших групп...

мастер-класс для родителей "Театр для малышей за 5 минут"

методическая разработка содержит практический материал по изготтовлению театра в домашних условиях из подручных материалов. Мастер-класс сопровождался мультимедийной презентацией....

Мастер-класс по оригами «Театр для малышей»

Мастер-класс по оригами «Театр для малышей»...