Образовательный проект "В стране здоровья"
проект (младшая группа) на тему

Ярославцева Наталья Александровна

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные умения и навыки.

Потребность в активных, разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в детских садах активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.         Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_strane_zdorovya.docx174.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                           "Гимназия № 1409"______________

Образовательный проект

«В стране Здоровья»

                          Воспитатель

                                                   ГБОУ «Гимназия №1409»

                                               

Москва – 2016

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это  важнейший труд

 воспитателя.  От жизнедеятельности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы...»

 В. А. Сухомлинский

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные умения и навыки.

Потребность в активных, разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в детских садах активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.         Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

Цель проекта: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

Задачи:  

  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры;
  • развивать потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании здорового образа жизни;
  • использовать нетрадиционные технологии в сохранении и стимулировании здоровья.

Гипотеза: здоровьесберегающие технологии дадут возможность обеспечить высокий уровень здоровья детей и воспитание валеологической, социально – психологической и духовно – нравственной культуры, применительно к взрослым – поможет становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей. 

Ожидаемые результаты: .

  • улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

•   благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников;

•   совершенствование навыков самостоятельности;

•   формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;

  • повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья детей, а также заинтересованности и активности участия родителей в жизнедеятельности ДОУ.


По доминирующему методу проект носит информационный и практико-ориентированный характер.

По характеру содержания - ребенок – взрослый.

По характеру контактов - осуществляется  внутри одной возрастной группы.

По характеру участников – групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Этапы проекта.

1. Организационно-подготовительный этап (1 неделя). Для успешного решения  задач проекта был подобрана и изучена методическая литература по данной теме, а именно Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства, Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников, Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ,  Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей и др.

  • подготовила конспекты НОД (Приложение №1);
  • провела диагностику уровня заболеваемости детей на начало года (Приложение №2);
  • провела анкетирование родителей «О здоровье всерьез» (Приложение №3). По результатам тестирования родителей выявлен низкий уровень сформированности здорового образа жизни у детей. Многие родители не соблюдают режим питания, нарушают режим дневного сна;
  • подготовила рекомендации и консультации для родителей по данной теме (Приложение 4);
  • оформила картотеку пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массажа и самомассажа и  психогимнастикии др. (Приложение №5).

Для поддержания интереса детей к данной проблеме был привлечён мультипликационный герой, хорошо известный и полюбившийся  детям – Лунтик, которому требовалась помощь друзей, и дети с удовольствием решили ему помочь.

2. Технологический этап - реализация проекта (6 месяцев).

Работа с детьми

(содержание деятельности)

Работа с родителями

1 месяц

2 неделя

  • НОД «Поможем Лунтику»
  • разучивание комплексов пальчиковой гимнастики «Гномики», «Подводный мир», «У оленя»;
  • массаж «Лошадка», «У жирафа», «Дождик»;
  • дыхательная гимнастика «Мой воздушный шарик», «Петушок»;

Консультация: «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

3 неделя

  • гимнастика для глаз «Зайчики», «Бабочка»;
  • хождение по массажным дорожкам;
  • чтение К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», А.Барто «Я расту»;
  • умывание холодной водой;

4 неделя

  • упражнения для профилактики нарушений осанки;
  • сон без маек;
  • разучивание комплексов пальчиковой гимнастики «Укладываемся спать», «Котятки», «Яблонька»;

Папка-передвижка « Со спортом дружить – здоровым быть»

2 месяц

1 неделя

  • дыхательная и звуковая гимнастика;
  • массаж «Улитка», «Свинки»;
  • гимнастика для глаз «Часовщик», «Стрекоза»;
  • стрейчинг «Индеец», «Велосипед»;
  1. неделя
  • чтение А. Барто «Девочка чумазая», Г. Зайцев «Дружи с водой»;
  • арт-терапия (танец «Листочки»);
  • умывание холодной водой;
  • йога в игре;

Привлечение родителей

к изготовлению нестандартного оборудования

3 неделя

  • психогимнастика «Веселая пчелка», «Остров плакс»;
  • хождение по массажным дорожкам;
  • дыхательная и звуковая гимнастика;
  • сказкотерапия «Сказка про обиду», «Храбрый лягушонок»;

4 неделя

  • разучивание комплексов пальчиковой гимнастики «Весёлый помощник», «Скворечник», «Ёжик»;
  • гимнастика для глаз «Мостик», «Теремок»;
  • изучение необычных видов самомассажа (с помощью грецких орехов);
  • умывание холодной водой;

Консультация «Занимайся гимнастикой по утрам»

3 месяц

1 неделя

  • чтение Ю.Суслов «Про Юру и физкультуру», Е.Кан «Наша зарядка»;
  • йога в игре;
  • сон без маек;
  • дыхательная и звуковая гимнастика;

2 неделя проекта

  • гимнастика для глаз «Кошка», «Качели»;
  • хождение по массажным дорожкам;
  • арт-терапия (лепка «Заплатки»);
  • стрейчинг «Кошка», «Бабочка»;

3 неделя

  • НОД «Айболит в гостях у детей»;
  • разучивание комплексов пальчиковой гимнастики «Птички и ветер», «Гроза», «Мышиная семья»;
  • сон без маек;
  • массаж «Мой мишка», «Сидит белочка в тележке»;

Картотека закаливающих процедур

4 неделя

  • упражнения для профилактики нарушений осанки;
  • сказкотерапия «Сказка про силу», «Ветерок»;
  • йога в игре;
  • изучение необычных видов самомассажа (с помощью шишек);

4 месяц

  1. неделя

Памятка для родителей

«Здоровый образ жизни»

  1. неделя
  • Разучивание комплексов пальчиковой гимнастики «С ветки ягодки снимаю»,  «Яблоко», «Самокат»;
  • гимнастика пробуждения «Заинька-зайчишка», «Ветерок»;
  • умывание холодной водой;
  • стрейчинг «Утенок Кряк», «Змея»;
  1. неделя
  • психогимнастика «Зернышко», «Гусеница»;
  • сон без маек;
  • дыхательная и звуковая гимнастика;
  • йога в игре;
  1. неделя
  • гимнастика пробуждения «Лесные приключения», «Бабочка»;
  • НОД «Неболейка»;
  • хождение по массажным дорожкам;
  • сказкотерапия «Рыцарь и темнота»;

Мастер-класс для родителей

«Здоровьесберегающие технологии и возможность их применения в домашних условиях»

5 месяц

1 неделя

  • разучивание комплексов пальчиковой гимнастики «Солнечный зайчик», «Хороший день», «Цветы»;
  • упражнения для профилактики нарушений осанки;
  • сон без маек;
  • арт-терапия (танец с лентами);
  • массаж «Муха», «Паровоз»;

2 неделя

  • изучение необычных видов самомассажа (с помощью воздушных шаров, наполненных солью, крупой, мелкими камушками);
  • психогимнастика «Зайки и слоны», «Волшебный стул»;
  • умывание холодной водой;
  • стрейчинг «Птица», «Веточка»;

Рекомендации для родителей

«Как сохранить зрение»

3 неделя

  • упражнения для профилактики нарушений осанки;
  • разучивание комплексов пальчиковой гимнастики «Наша ласточка», «Воскресная прогулка», «Белка»;
  • массаж «Черепаха», «Солнышко»;
  • гимнастика пробуждения «Игра», «Киски просыпаются»;

4 неделя

  • психогимнастика «Дудочка», «Корабль и ветер»;
  • йога в игре;
  • хождение по массажным дорожкам;
  • сказкотерапия «Случай в лесу»;

6 месяц

1 неделя

  • разучивание пальчиковой гимнастики «Почему не спят котята?», «Шмели», «Считалка для ворон»;
  • массаж «Улитка», «Свинки»;
  • упражнения для профилактики нарушений осанки;
  • стрейчинг «Рыбка», «Прогулка»;

Фотовыставка «Я дружу со спортом»

2 неделя

  • изучение необычных видов самомассажа (с помощью мятой бумаги);
  • хождение по массажным дорожкам;
  • арт-терапия (рисование ватными дисками);
  • умывание холодной водой;

3 неделя

  • массаж «Лягушка под дождем», «Зайчик вышел погулять»;
  • упражнения для профилактики нарушений осанки;
  • йога в игре;
  • сказкотерапия  «Как Кенгуреныш стал самостоятельным»;

4 неделя

  • выполнение упражнений с использованием изготовленных родителями пособий;
  • арт-терапия (рисование манной крупой);
  • включение пальчиковой гимнастики в режимные моменты;
  • презентация проекта.

Подведение итогов конкурса

на лучшее нестандартное оборудование «Растем здоровыми»

3 этап – презентация проекта.

  • оформление фотовыставки «Я дружу со спортом».
  • выставка игр и пособий, изготовленных совместно с родителями «Растем здоровыми».
  • проведение диагностики уровня заболеваемости на конец года.

4 этап – рефлексия.

  • оценка своих достижений: чему научились  в ходе реализации проекта? Что запомнилось больше всего? Почему?

Приложения

        

Приложение 1

Конспекты НОД

Конспект НОД «Поможем Лунтику»

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье;
  • познакомить с понятием «здоровье», систематизировать  знания детей о средствах личной гигиены;
  • учить участвовать в беседе;
  • обогащать словарь.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление и сообразительность, способность к умозаключению при отгадывании загадок;
  • развивать внимание, познавательный интерес, воображение, память.

Воспитательные:  

  • воспитывать у детей потребность быть здоровым;
  • воспитывать сострадание, взаимопомощь.

Материал и оборудование:

- экран, медиа - проектор, ноутбук;

- презентация к занятию;

- сундучок с ключом и фруктами;

- «волшебный цветок»;

- иллюстрированный материал  «Полезные и вредные  продукты»;

- клей.

Предварительная работа.

- беседы о здоровье;

- рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни;

- дидактические игры «Витамины», «Что хорошо, что плохо», «Вредно – полезно», «Моё – общее»;

- разучивание загадок, стихов, пословиц, поговорок;

- чтение художественной литературы: К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», стихи о здоровье и КГН и т.д.;

- выполнение различных видов гимнастик (утренней, после дневного сна, дыхательной, гимнастики для глаз);

- занятия физкультурой и участие в спортивных развлечениях;

- двигательная активность на прогулках, уточнение ее значения для сохранения здоровья.

Ход занятия

 Воспитатель Дети, давайте дружно поздороваемся друг с другом!   А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили  частичку здоровья, потому что вы  сказали:  “Здравствуйте!”, то есть пожелали здоровья.  

Воспитатель привлекает внимание детей к экрану: «А у нас ещё гость. Дети, посмотрите, наш друг Лунтик очень грустный».

Лунтик:

Здравствуйте, дорогие ребята!

У меня печальный вид –

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

Воспитатель: Это – грипп!  

- Ребята, что случилось с Лунтиком?  (Лунтик заболел).

Лунтик: Баба Капа мне сказала, что я поправлюсь, если дети из детского сада раскроют все секреты здоровья. А поможет вам  в этом волшебный цветок. Ребята, мне очень  нужна ваша помощь!

Воспитатель: Поможем Лунтику узнать секреты здоровья?

- Что такое Здоровье?  (Здоровье  – это когда мы не болеем, у нас всё получается, мы сильные, ловкие, хорошо кушаем, у нас хорошее настроение).

- Лунтик нас предупредил о том, что  секреты здоровья  мы узнаем с помощью   волшебного цветка. Давайте мы его поищем.  (Дети ищут.)

Воспитатель: Вот и цветок. А вот действительно ли он волшебный? Как вы думаете? (Он  волшебный потому, что каждый лепесток разного цвета,  нет стебля… ).

Воспитатель: Сколько лепестков у этого цветка?  (считают).

Воспитатель: Значит, сколько секретов Здоровья предстоит нам открыть?

Воспитатель: Начнем сначала. Какой лепесток нужно открыть первым?

(с цифрой 1).

Воспитатель предлагает одному из детей взять лепесток с цифрой 1, перевернуть его и всем показать. На обратной стороне лепестка нарисован режим дня.

- В чём заключается первый секрет здоровья? (в режиме)

Слайды о режиме дня.

Воспитатель: Какой лепесток нужно открыть теперь? (Лепесток с цифрой два.)

(Один из желающих берёт  лепесток с цифрой 2, на котором изображён ребёнок, делающий зарядку).

- Что ещё нужно для того, чтобы быть здоровым? (заниматься спортом, делать зарядку, закаляться).

Дети:

По утрам зарядку делай -
Будешь сильным,
Будешь смелым.

Прогоню остатки сна -
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна -
Помогает здорово.

Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.

Приучай себя к порядку,
Делай каждый день зарядку.
Смейся веселей,
Будешь здоровей.

Физминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.

(Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)


Воспитатель:  Закалять свой организм надо постепенно.

Как  можно закаляться зимой? (Играть в снежки, кататься на лыжах, санках).

И как будем закаляться летом?   (Бегать босиком по траве, песку, купаться в речке).

Давайте вспомним,  как мы закаляемся.  

Слайды с фото детей.

Ходим по разным колючим дорожкам, полощем рот, умываемся прохладной водой.

Воспитатель: Второй секрет Здоровья открыт! Настало время открыть следующий лепесток. Кто это сделает?

(Один из детей берёт лепесток с цифрой 3, на обратной стороне которого изображен ребёнок, принимающий душ).

- Ребята, скажите пожалуйста, как вы  понимаете выражение «Чистота – залог здоровья»? (необходимо соблюдать чистоту тела, рук, продуктов, что бы микробы не проникли в организм).

- Правильно!

- Давайте посмотрим, где же прячутся микробы?

Слайды о микробах.

- Для того чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужны помощники. А вот какие – вы узнаете, если отгадаете загадки.

Слайды о предметах  гигиены.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко.

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

- А о ком я расскажу? –

Говорит дорожка –

Два вышитых конца,

Помойся ты немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (Полотенце.)

Лёг в карман и караулит

Рёву, плаксу и грязнулю,

Им утрёт потоки слёз.

Не забудет и про нос. (Носовой платок)

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

- Ребята, мы назвали с вами предметы гигиены. Они бывают личные, ими можно пользоваться только одному человеку и общими, ими пользуются все члены семьи.

Слайд.  Игра «Разложи по полочкам».

Воспитатель: Пришло время открыть следующий лепесток. Кто хочет это сделать?

(Один из желающий берёт лепесток с цифрой 4, на обратной стороне которого изображены дети на прогулке).

Воспитатель:  О каком секрете здоровья говорит этот лепесток? (нужно больше находиться на свежем воздухе)

- Как вы должны быть одеты на прогулке? (по погоде)

- Как правильно нужно дышать? (носом)

Проводится дыхательная гимнастика.

  1. «Растём».

И.п. – основная стойка.

Спокойный вдох через нос, выдох ртом в два раза дольше вдоха (5 -6 раз).

  1. «Зарядимся энергией».

И.п. – основная стойка. Попеременный вдох то одной, то другой ноздрёй (нос закрывается пальчиками, поочерёдно открывать то одну, то другую ноздрю (по 3 раза каждой ноздрёй).

  1. «Надуем шарик».

И.п. – основная стойка.

Вдох носом, два коротких выдоха (5 -6 раз)

  1. «Шарик лопнул».

И.п. – ноги расставлены, руки сцеплены внизу.

Руки вверх – вдох.

Руки резко вниз при наклоне вперёд, произнести слово «Бух!» – выдох. (6 раз).

  1. «Комар».

И.п. – основная стойка.

Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что пчёлка села на нос, руку, ногу (звук и взгляд направлять на «пчёлку»).

Воспитатель:

- Ой, ребята, посмотрите, на лепестке прикреплен ключ. Как вы думаете, зачем он нужен? (им нужно что-то открыть…)

- А что можно открыть ключом? (дверь, машину, … .замок)

- А вы видите рядом подходящий замок? (нет…)

- Да, действительно, рядом подходящего замка нет. Нам нужно его поискать. Кто желает отправиться на поиски замка и того, на чём он находится?

- А мы идём дальше раскрывать секреты здоровья.

Воспитатель: Лепесток с какой цифрой нужно взять? (пять)

(Один из желающих берёт  лепесток с цифрой 5, на котором изображен ребёнок во время приёма пищи.)

Воспитатель: Что нарисовано на этом лепестке? (еда, продукты)

Воспитатель: Да, здесь нарисованы продукты питания. А как вы думаете, зачем человеку они нужны? (чтобы кушать, есть, пить…)

Воспитатель: Как вы считаете, вся ли еда полезна для организма? (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, не вся еда полезна. В некоторых продуктах содержатся полезные вещества – витамины, а в некоторых – вредные, вещества, которые вредят нашему организму.

Воспитатель: Какие полезные продукты вы знаете?  (Ответы детей.)

Воспитатель: Для того, чтобы лучше запомнить, какие продукты питания полезны для здоровья человека, а какие вредны, я предлагаю вам сделать плакаты. Для этого вам нужно разделиться на команды. Первая  команда будет делать плакат с названием «Полезные продукты», а другая – плакат с названием «Вредные продукты».

Воспитатель: А какие витамины содержатся в полезных продуктах? Давайте  посмотрим на экран. (Ответы детей.) 

Слайды о витаминах.

Воспитатель: Сколько всего сегодня мы раскрыли секретов Здоровья? О чем были эти секреты? Давайте вспомним.

Слайды.

1 – нужно соблюдать режим дня;

2 – каждый день делать зарядку, заниматься спортом, закаливаться;

3 – поддерживать личную гигиену;

4 – больше находиться на свежем воздухе;

5 -  нужно есть полезную еду, витамины;

Воспитатель: Молодцы! Лунтик теперь обязательно выздоровеет! Посмотрите, он уже улыбается.

Входят дети средней подгруппы, вносят сундучок с мандаринами.

Воспитатель: Девочки  нашли сундучок, на котором висит замочек! Давайте посмотрим, подходит ли ключик к замку.  Вот это да! Вы сегодня хорошо потрудились, разгадали все секреты Здоровья, тем самым помогли выздороветь ЛУНТИКУ! Вот и награда за ваше старание и замечательный поступок – помощь другу.  Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям здоровья:  «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»

Конспект НОД «Айболит в гостях у детей»

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у детей представление о спорте, как об источник здоровья;
  • закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
  • прививать детям культурно-гигиенические навыки.

Развивающие:

  • развивать слуховое внимание, зрительное восприятие;
  • развивать мышление, познавательный интерес.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
  • воспитывать умение слушать.

Оборудование и материалы: предметы для утреннего туалета (мыло, зубная паста и щетка, расческа и т.д.); одежда для игры (шапка, перчатки, шарф, кофта, обувь и т.д.); запрещающие знаки; аудиозапись для танца «Летка-Енька», «Чунга-Чанга».

Предварительная работа: повторение правил гигиены и дорожного движения; рассматривание иллюстраций о ЗОЖ; чтение произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»; беседа на тему «Роль витаминов в жизни человека».

Ход занятия:

Воспитатель:

-Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно!

Только надо знать, как здоровым стать.

 - Дети, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. В чем же заключается секрет здоровья? Знаете ли вы рецепт здоровья?

Кукла Доктора Айболита:- Здрасьте, здрасьте, проходите! Всем от доктора привет!

Вы сегодня посетите процедурный кабинет.

Ну-ка, доктору скажите - знают дети или нет?-

Мне, ребята, подскажите, а здоровья в чем секрет?

Надо зубы утром чистить, руки мыть перед едой.

Быть опрятным, аккуратным, убирать все за собой.

По утрам зарядку делать, мяч по улице гонять,

Под холодным душем утром не бояться постоять…

(появляется кукла Бармалей)

Бармалей: - Полно, полно, ребятишки, все забудьте поскорей!

Лучше слушайте советы, что дает вам Бармалей:

Лопай сладости мешками, что нам зубы-то жалеть?

Можно их на крайний случай, мокрой тряпкой обтереть!

Стричь нам волосы и ногти абсолютно ни к чему!

А зачем зарядку делать - уж совсем я не пойму!

Ни к чему нам заниматься, мышцы тела напрягать.

Нам в кровати поваляться и часок – другой поспать!

Айболит: - Если будешь так стараться, можно быстро оказаться

Не в любименькой кровати, а в больничненькой палате!

Сядь-ка лучше ты в сторонке и внимательно смотри:

Быть здоровым интересно! Ну, ребятки, - раз, два, три!

- Поскорее выходите, Бармалея просвятить,

Дружно, вместе покажите, как здоровье сохранить! 

Вспоминайте, ребятишки, строчки из веселой книжки.

Что Чуковский нам писал, и какой совет нам дал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам стыд и срам!

Эстафета «Умывание»

Правила игры:

Детям предлагается по очереди выбрать из многих предметов те, которые требуются для утреннего туалета. Каждый игрок берет по одному предмету. Перед началом эстафеты Бармалей предлагает свою помощь и выбирает неправильные предметы.

Айболит: - Все понятно, правда, братцы? Он не любит умываться!

Пусть ребята выбирают, что им нужно – они знают!

Проводится эстафета. На середину выходит Бармалей, он одет неряшливо.

Айболит: - Обратите-ка внимание, на «небесное» создание:

Все надето кое-как! Вон с другой ноги башмак,

Не завязаны шнурки, вижу, разные носки.

И рубашка наизнанку, словно встал он спозаранку!

Надо ж так принарядиться, в гости к детям заявиться.

Бармалей: - Дорожу своей свободой и всегда слежу за модой!

Айболит: - Просто ты неаккуратный!

В моде чистые ботинки, знают дети без запинки.

Зашнуровывать шнурки, надевать с утра носки,

Друг на друга чтоб похожи они были, модно тоже!

Бармалей: - Это ж долго, это ж нудно! Это ж очень, очень трудно!

Айболит: - Но учиться, все же нужно. Эй, ребята, встанем дружно

И докажем при народе: аккуратность всегда в моде!

Конкурс «Самый аккуратный»

Правила игры: Все дети стоят в кругу. На стульях в центре круга лежит одежда: куртки с вывернутыми рукавами, шапки, разные ботинки. Звучит музыка. Когда музыка останавливается, участники должны взять со стула по одному предмету одежды и надеть на себя.

Кто быстрей и аккуратней оденется?

Айболит: - Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться.

Будем с вами называть, что полезно «поедать»

Игра «Да – Нет»

 Айболит задает вопросы, а дети отвечают «Да» или «Нет»

Каша – вкусная еда. Это нам полезно? Да!

Творог, сыр, кефир всегда, нам полезны, дети? Да!

Лук зеленый иногда! Нам полезен, дети? Да!

В луже грязная вода, нам полезна, дети? Нет!

Щи – отличная еда. Это нам полезно? Да!

Мухоморный суп всегда – это нам полезно? Нет!

Фрукты – просто красота! Это нам полезно? Да!

Грязных ягод иногда съесть полезно, дети? Нет!

Семь мороженых всегда, есть полезно, дети? Нет!

Овощей растет гряда. Овощи полезны? Да!

Сок, компотик иногда, нам полезны, дети? Да!

Бармалей: - Есть «от пуза» - красота! Это мне полезно? Да!

Айболит: - Объедаться – никогда! Это вредно, дети? Да!

Бармалей: - Съесть мешок больших конфет, это вредно? Точно нет!

Айболит: - Лишь полезная еда, на столе у нас всегда!

Раз полезная еда – будем мы здоровы? Да!

Ну, детишки, как здоровье? Сердце ровненько стучит?

Голова, нога, животик, зуб случайно не болит?

- Если все у вас в порядке, значит, будем танцевать.

На выносливость, ребята, буду вас я проверять!

Танец «Летка – Енька»

 Бармалей: - Ой, устал я, нету мочи! Танец этот трудный очень!

Мыщцы ломит, колет бок, и живот схватило, ох!

Айболит: - Плохо, батенька болеть? Что ж, придется попотеть

И с мячом вприпрыжку бегать, сил для спорта не жалеть!

Бармалей: - Я вчера играл с друзьями, мяч на улице гонял.

И, представьте, под автобус чуть ребята не попал!

Айболит: - Быть на воздухе полезно, хорошо в футбол играть,

Но при этом очень нужно осторожность соблюдать!

Есть, друзья, такие знаки, нам они помочь должны.

Для сохранности здоровья знаки разные важны!

Игра «Запрещающие знаки»

Правила игры:

   Дети играют по группам, стоя в углу, в центре которого разложены запрещающие знаки. Перед началом игры ведущий зачитывает загадки про знаки, мальчикам и девочкам отдельно.

  Детям предлагается найти отгадку глазами, затем все идут по кругу под музыку. На окончание музыки, мальчики должны собраться вокруг своего знака, девочки – вокруг своего.

    Затем игра повторяется с другой группой.

На дороге гололед, осторожно- пешеход!

У дороги не играй, другое место выбирай!

Отдыхайте на природе, одевайтесь по погоде!

На дворе капель, ты слышишь? Не ходи, дружок под крышей!

С этими предметами будьте осторожны. Ими, к сожалению, пораниться можно!

Хотим напомнить вам, друзья: играть со спичками нельзя!

Бармалей: - Я ж совсем еще не старый, а болит и там и тут!

А играть с собою в пару ребятишки не возьмут!

Айболит: - Ты детей совсем не знаешь! Дети добрые у нас!

Ты вставай со всеми вместе на разминочку сейчас! 

Ритмический танец «Чунга – Чанга»

Бармалей: - Иногда, бывают правы, Айболиты – доктора!

Можно, я приду к вам снова, на разминочку с утра?

Очень хочется, ребята, вас сегодня поощрить:

За здоровый образ - жизни витаминкой наградить!

Бармалей и Доктор Айболит угощают детей витаминами.

Ведущий: - Дети,  в чем же секрет здоровья? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? Расскажите рецепт здоровья.

  Дети отвечают (закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты и т.д.)

Айболит и Бармалей прощаются с детьми, Бармалей обещает детям вести здоровый образ жизни.

Конспект НОД «Неболейка

Задачи:

Образовательные: 

  • учить выполнять осознанно движения по схемам, символам;
  • продолжать формировать представление о здоровом образе жизни;
  •  учить работать в паре.

Развивающие: 

  • развивать выносливость, смелость, ловкость.

Воспитательные: 

  • воспитывать выдержку, внимание, желание выполнять упражнения красиво, с пользой для здоровья.

Оборудование и материалы:

  • карточки – символы – схемы;
  • цветки здоровья;
  • маска для игры;
  • следы, палки, дуги;
  • запись песни «Вместе весело шагать».

Ход занятия

Воспитатель: - Говорят, есть на свете волшебный цветок – цветок здоровья. Кто его найдет и понюхает, будет самым сильным, самым ловким, а главное самым здоровым человеком. Растет этот цветок в стране «Неболейка». Добраться до нее не легко.

Как бы я хотела понюхать этот цветок, чтобы не болеть и быть сильной.

А вы хотите?

Тогда в путь!

(Звучит музыка. Дети выполняют задание с помощью карточек-знаков.)

а) ходьба по залу («Мы веселые ребята, наше имя – дошколята»);
б) ходьба на пяточках – руки за головой;
в) ходьба на носочках;
г) ходьба полуприсед;
д) ходьба змейкой;
е) быстрая ходьба – руки в локтях согнуты;
ж) легкий бег;
з) повторяется (а);
и) на дыхание.

2. В кругу

Воспитатель: - – Надо размяться перед дальней дорогой.

Общеразвивающие упражнения:

Две руки хлопают – 4 раза.
Две ноги топают – 
4 р.
Два локотка вращаются – 
4 р.
Два глазка закрываются – 
4 р.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Раз-два, раз – два,
Нам в дорогу всем пора.

3. Препятствия (следы, дуга, палки).

Основные движения:

Воспитатель: - – А дорога не проста. Нам надо будет пройти по:

  1. следам;
  2. пролезть по длинной пещере;
  3. пройти по узкому ущелью (приставными шагами)

4. Подвижная игра

Появляется кукла-микроб.

Микроб: К цветку здоровья подбираетесь? Ничего у вас не выйдет!

Я – Злой Микроб. Вас не пущу!
Своим больным дыханьем, дети,
Вас быстро гриппом заражу!
А вы кто такие?»

Дети:

«Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну попробуй нас догнать!
Раз-два-три, лови!»

Микроб (в конце игры):

Я свои теряю силы,
Что случилось, не пойму.
Чую запах я здоровья (
нюхает воздух),
Лучше ноги унесу!» (убегает)

Воспитатель: Мы попади в страну «Неболей-ка». Посмотрите, цветки здоровья распустились. Понюхайте, чем они пахнут? У кого, какой запах:

– чеснока
– лука.

5. Релаксационная гимнастика

– Садитесь на лужок возле цветов (показать, как сидят девочки, мальчики).

6. Игромассаж

«Мы погладим грудку, плечи
И дышать нам будет легче.
Замедляется движение,
Исчезает напряжение.

7. Итог занятия

– Берите цветочки, подарите нашим гостям, пусть они тоже никогда не болеют.

Приложение 2

Диагностика уровня заболеваемости детей на начало года

Приложение 3

Анкета для родителей «О здоровье всерьез»

1. Ф. И. О.________________________________________________________

2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?

_________________________________________________________________

3. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?

_________________________________________________________________

4. Планируете ли вы отдать ребенка в спортивную секцию? Какую?

_________________________________________________________________

5. Установлен ли для вашего ребенка режим дня?

__________________________________________________________________

6. Соблюдает ли ваш ребенок этот режим?

__________________________________________________________________

7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? Регулярно или нерегулярно.

__________________________________________________________________

8. Соблюдат ли ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги?)

_________________________________________________________________

9. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.

_________________________________________________________________

10. Проводите ли вы дома с детьми закаливающие мероприятия?

_________________________________________________________________

11. Гуляете ли вы с ребенком после детского сада?

__________________________________________________________________

12. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни (нужное подчеркнуть):

Подвижные игры, спортивные игры, настольные игры,сюжетно- ролевые игры, музыкально- ритмическая деятельность, просмотр телепередач/компьютер, конструирование, другое ______________________________________________

Приложение 4

Консультации  и рекомендации для родителей

 «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

 «Здоровье - это та вершина,

 которую каждый должен покорить сам»

В. Шененберг

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний момент в соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Работая в детском саду, мы поняли, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий и даже от здорового соперничества в подвижных играх.

По мнению А. В. Ахаева здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического и музыкального воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Включение здоровьесберегающих технологий не только в образовательную работу, но и в домашнюю необходимое условие для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры. В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

• технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, фитбол, ритмика, стретчинг, динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры и т. д. ;

• технологии обучения здоровому образу жизни: система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ «Культура здоровья с детства» совместно с семейной клиникой «Танар», точечный массаж, спортивные праздники;

• коррекционные технологии: арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, и т. д.

В домашних условиях можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

1) Валеологические песенки – распевки (несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению)

2) Дыхательная гимнастика (занятия включают упражнения дыхательной гимнастики). В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления детей.

3) Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на занятиях:

• Развивать певческие способности детей.

• Формировать артикуляцию различных звуков.

• Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

• Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.

• Развивать музыкальную память, запоминания текста песен, внимание.

• Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.

4) Пальчиковые игры. Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Эти упражнения превращаются в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

5) Музыкотерапия. Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы не только ДОУ, но и родителей. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Предлагаемый список музыкальных произведений, рекомендованных для проведения музыкотерапии можно попросить у музыкального руководителя детского сада.

Внедряя в домашний быт комплексное сочетание этих технологий, мы пришли к выводу, что:

1. У детей повышается интерес.

2. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

3. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

4. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

5. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Домашние занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Результатами использования в повседневной жизни дошкольника здоровьесберегающих технологий работы являются:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

• повышение уровня речевого развития;

• снижение уровня заболеваемости;

Консультация «Занимайся гимнастикой по утрам»

     Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья полезно всем – и пожилым людям и детям. Гимнастика вызывает большой интерес, как у детей, так и взрослых. Необходимо подобрать комплекс упражнений, подходящий именно вам и регулярно заниматься, а результаты не заставят себя ждать.

          После гимнастики рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, душ. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием и самочувствием, интенсивные упражнения сочетать со спокойными, нормализующими дыхание. Главное, чтобы, как и при любом другом занятии, чтобы гимнастика доставляла вам и вашему ребенку удовольствие. Пусть утренняя зарядка не носит принудительный характер для малыша, разнообразьте движения, превратите гимнастику в игру, только вы знаете, что любит ваш ребенок и как его увлечь.

Общие правила для домашней зарядки:

• Утренняя зарядка не может полноценно заменить подвижные игры или специальные физические упражнения.

• Одежда для зарядки не должна стеснять движения.

• Во время занятий предложите ребёнку сначала, например, сделать одно упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2 – 3 упражнения для туловища и 2 – 3 упражнения для ног.

• Заканчивать гимнастику лучше всего спокойной ходьбой

• Продолжительность занятий с младшими детьми должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми около 8 минут.

• Не следует включать в домашнюю зарядку упражнения, требующие от ребёнка напряжённого внимания.

• Занятия должны иметь определённую последовательность. Первые упражнения не должны требовать большие затраты сил, а последующие можно выполнять с большей нагрузкой.

• Упражнения, вовлекающие большие группы мышц требуют меньшего количества повторений.

• Если ребёнок теряет интерес к каким-то упражнениям, постарайтесь их заменить.

Зарядка всей семьи на мяче - фитболе (шаре)

1. «Пружинка»

И.п. – сидя на шаре, ноги врозь, руки на коленях, локти развести. - пружинить на шаре, сначала медленно, затем в быстром темпе; - подтягивать к груди то одно, то другое колено, руки развести в стороны.

2. «Разгибание на шаре»

И.п. – встать на колени и лечь животом на шар, руки прямые на шаре. 1 – поднять руки, голову, выпрямить спину. Живот и рёбра от шара не отрывать. 2 – и.п. Повторить 5-6 раз.

3. « Подними шар»

И.п.- лёжа на спине, шар зажать между лодыжками, руки вдоль туловища. 1- поднять ноги с шаром. 2 – и.п. Повторить 5-6 раз.

4. «Барабанщик».

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги, согнутые в коленях, положить на шар. - бить пятками поочерёдно по шару сверху вниз.

5. «Кошечка»

И.п. – стоя на коленях, ладони положить на шар. - выгнуть спину («кошечка злая» ). - прогнуться в спине («кошечка добрая» )

6. «Отжимание»

И.п. – лёжа бёдрами на мяче, ноги вместе, руки упираются в пол. Кисти на ширине плеч. 1- вдох – руки согнуть. 2- выдох – руки выпрямить. Повторить 8-10 раз.

7. «Прыжки»

И.п.- стоя ноги врозь, шар в вытянутых руках. - подпрыгнуть, согнуть ноги в коленях, достать коленями шар. Повторить 8-10раз. И будьте всегда рядом с ребенком, выполняйте все упражнения вместе с ним, это сблизит вас еще больше, да и принесет уйму пользы для вашего здоровья.

Помните! - Здоровье детей в наших руках! Будьте здоровы!

         

         Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье является главной задачей семьи. Физическая культура в семье должна занимать в режиме дня особое место. Здоровье ребенка, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных двигательных навыков и умений – важные задачи, стоящие перед родителями.

          Нагружая мышечную систему, Вы не только воспитываете ребенка быть сильным и ловким, но и развиваете его сердце, легкие и другие внутренние органы. Например, бег заставляет быстрее биться сердце, с большим напряжением в это время работают легкие, почки, печень, т.к. усиливаются обменные процессы.

           Процессы жизнедеятельности зависят от двигательной активности. Малоподвижные ленивцы чаще болеют. Движение – это путь не только к здоровью, но и развитию интеллекта. Например, движение пальцев рук способствуют развитию разных отделов мозга, отвечающие за логику, память, воображению, самостоятельности, внимательности (вот почему многие воспитатели используют в работе с детьми пальчиковую гимнастику). Дети становятся более дисциплинированы, укрепляется воля и вырабатывается характер.

           

Картотека закаливающих процедур

"Рижский" метод закаливания

   Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях,мет несколько вариантов. В нашем ДОУ применяется в младших группах для детей от 1,5 до  4 лет.

   Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая  в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

   Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья". 

   "Дорожка Здоровья" представляет собой полсу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы,  бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврить для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

 

Обширное умывание

    Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.  

   Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. 
   После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности: 

на счет "1" -  растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;

на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

на счет "5" - обтираем лицо и уши. 

   По окончании влажного обтирания  тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

   В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

   Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.

 

Хождение босиком

- технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t емли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы

проводим её с раннего возраста.

      

      фото      

 

Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна  и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и  выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую  комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.

Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:

-  ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;

-  ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;

-  ходьба по сухому коврику;

-  ходьба по "Дорожке Здоровья".

Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.

Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
    В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей. 
    Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения. 
    Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.

При сочетание воздушного контрастного закаливания  с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

  

Гигиенический душ

     В летний период с целью закаливания мы используем  душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. 
Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии. 
    Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд. 
    Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому прежде всего нужно вымыть ноги и руки с мылом.
 

      фото    

 

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А.А.Уманской)

            Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Поддействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

       Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а  затем научить детей.

 

Точка 1.  Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны  уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка2.   Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемостьинфекционным заболеваниям.

Точка 3.  Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролируетхимический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

Точка 4.  Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5.  Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка   

Точка 6.  Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7.  Расположена  симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8.  Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха.  Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы.   Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

 

Техника выполнения массажа

      Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего

пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия. 

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

  

 

Закаливание воздухом

         Проветривание помещений

Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:

          С 1 до 3 лет - +20оС

          С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).

Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.

 

Прогулки – способ закаливания воздухом

Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).

Температурный режим проведения прогулок в зимнее время

 

Возрастная

группа

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Температура воздуха

-15оС

без ветра

-15оС

без ветра

-25оС

без ветра

-30оС

без ветра

-35оС

без ветра

 

Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку, Перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.                                               

фото

 

фото

Полоскание полости рта

Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.

Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Здоровье» «Путешествие в Страну здоровья» Старшая группа

Цель. Дать представление об органах дыхания, обоняния, об их работе и на­значении; Закрепить правила поведения на улице зимой.Активизировать словарь детей за счет слов: дыхание, обоняние, фильтр, легк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни "Страна здоровых зубов".

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Под ним подразумевается: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, псих...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Путешествие в «Страну Здоровья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей подготовительной к школе группе.Цель: Расширение  и обогащение знаний  детей об особенностях организма человека, фор...

Конспект организованной образовательной деятельности по воспитанию основ здорового образа жизни для детей подготовительной группы «Путешествие в страну здоровья»

Конспект организованной образовательной деятельности по воспитанию основ здорового образа жизни для детей подготовительной группы «Путешествие в страну здоровья»...

Конспект образовательной деятельности "Страна здоровья"

Конспект закрепляет представления детей о здоровом образе жизни....