Иновационный опыт педагогической работы.
материал на тему

Пызыкова Мария Сергеевна

Иновационный педагогический опыт "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с дошкольниками".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт Пызыковой Марии Сергеевны,

 воспитателя МДОУ «Детский сад №69»

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

   Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

     Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Способы рисования нетрадиционными техниками – это толчок к развитию творчества, воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя в одном рисунке разные способы изображения, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы получился тот или иной образ. Педагоги и психологи  пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается огромной искренностью. И нам, взрослым, не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, следовательно, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному искусству.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;

в-третьих, развить творческий потенциал у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

     Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

     Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и в творческом развитии. Известно, что творческая активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития художественно-эстетической деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

В процессе работы с детьми обратила внимание на то, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

При углублённом изучении методической литературы  чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.

Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Поэтому детям дается право выбора материалы для работы, техники рисования.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети любят рисовать. Однако рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

      Теоретическая база опыта.

     Л.С.Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта, что все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.

Л.С.Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека». Поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения – это дошкольное детство. 

Традиционных техник часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

    Формирование творческой активности дошкольников требует от педагога проявления вариативного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:

  • умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
  • способность отказаться от ориентации на авторитеты;
  • умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
  • способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
  • креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

    Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации развивающей предметно - пространственной среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом;  развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Анализ  результативности.

Совместная  деятельность с детьми осуществляется по следующим правилам:

•        Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Нет темы, на которую нельзя беседовать с дошкольниками, только подача материала должна быть построена на живом интересе к этому самого ребенка.

•        Разговаривать с ребенком, а не только говорить ему. Дети не должны быть в одном положении, надо давать им возможность двигаться

•        Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

•        Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.). Надо быть естественным в поведении, постоянным помощником должен быть юмор.

•        Обязательна активизация творческого воображения.

В результате проведенной теоретической работы и практической деятельности получаем следующие результаты:

  • развитие способности быстро входить в новые предметные области;
  • развитие умения логически мыслить и связно выражать свои мысли;
  • адаптированность к динамичной картине мира;
  • развитие желания заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью; формирование у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
  • воспитание творческой личности.

В ходе работы используются различные методы работы: индивидуальный, групповой, наглядный; формы работы: игры, беседы, работа с наглядным материалом, практические упражнения для отработки необходимых навыков, чтение и заучивание художественной литературы, рассматривание репродукций картин.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Воспитание эстетических чувств у детей дошкольного возраста через творческую деятельность может испытывать трудности на первоначальном этапе. У детей не сформированы творческие задатки. Приходится направлять их деятельность в нужное русло.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у дошкольников познавательную активность и развить его творческие способности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

1. На сайте детского сада http://ds69sar.schoolrm.ru/sveden/employees/11196/186654/

2. На сайте работников дошкольного образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/pyzykova-mariya-sergeevna

Наглядные приложения  

1. Консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования», «Значение рисования нетрадиционными способами», «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»,

2. «Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей», игры для детей «Игры, развивающие цветовое восприятие», «Пальчиковые игры для малышей в стихах»

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

1. .Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург- «Детство», 2004;

5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

6.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000

7.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990 48с.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные  техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

9. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»Наша главная задача – не заглядыватьВ туманную даль будущего, а действоватьСейчас в направлении, которое н...

Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...

Опыт педагогической работы по экологическому воспитанию в средней группе «В гостях у кролика».

Расширять представленя детей  о домашних животных. Познакомить с домашним животным кроликом, его внешним виом....

Опыт педагогической работы: Как приучить ребёнка к труду?

Статья: Как приучить ребёнка к труду?...

«Развитие кадрового потенциала сотрудников, имеющих опыт педагогической работы от 3 до 5 лет» Управленческий проект

Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к педагогу. Иными стали принципы методич...

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»

Для нормального развития ребёнка с самого его рождения, важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребёнок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в...