Дополнительная услуга "Пластилинография"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Дополнительная услуга "Пластилинография"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.54 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор Детского сада «Алёнушка»,
филиал Детский сад «Светлячок №_______от__________ _________________Р.В.Худышкина
«_____»________________2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография»
для детей 3-х лет
Составитель: Романова Е.Е., воспитатель
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………..3
2.Учебно - тематический план программы……………………………………………………………………………...…5
3.Содержание программы………………………………………………………………………………...13
3.Список литературы………………………………………………………………………………..
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была организованна творческая мастерская художественной направленности «Пластилинография»– основной идей которой является рисование картин – пластилином, пластилинография.
Цель программы: Научить детей создавать пластилиновые картины
Задачи программы :
1.Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, основных приёмов пластилинографии.
2. Развитие изобразительные умения посредством пластиллинографии, тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
3.Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий всего | Количество занятий теории | Количество занятий практики |
1 | Воздушные шары | 2 | 1 | 1 |
2 | Бусы для Люси | 2 | 1 | 1 |
3 | Овощи для засолки | 1 | 0 | 1 |
4 | Созрели яблочки в саду | 2 | 1 | 1 |
5 | Варим варенье | 1 | 0 | 1 |
6 | Чудо грибочки | 2 | 1 | 1 |
7 | Осеннее дерево | 2 | 1 | 1 |
8 | Птичка | 2 | 1 | 1 |
9 | Ёжик | 2 | 1 | 1 |
10 | Клубочки для котёнка | 2 | 1 | 1 |
11 | Вырастала ёлка на горе | 4 | 1 | 3 |
12 | Снеговик | 3 | 1 | 2 |
13 | Украсим ёлочку игрушками | 3 | 1 | 2 |
14 | Украсим Кате чашку | 2 | 1 | 1 |
15 | Рыбки в аквариуме | 6 | 3 | 3 |
16 | Украсим торт | 2 | 1 | 1 |
17 | Мы делили апельсин | 2 | 1 | 1 |
18 | Утка с утятами | 2 | 1 | 1 |
19 | Мышка-норушка и золотое яичко | 2 | 1 | 1 |
20 | Украсим платье Кате | 2 | 1 | 1 |
21 | Веточка мимозы в подарок маме | 2 | 1 | 1 |
22 | Украсим туфельку | 2 | 1 | 1 |
23 | Вышла курочка гулять | 2 | 1 | 1 |
24 | Самолёт летит | 2 | 1 | 1 |
25 | Разноцветный светофорчик | 2 | 1 | 1 |
26 | Улитка, выпусти рога | 2 | 1 | 1 |
27 | Черепаха | 2 | 1 | 1 |
28 | На лугу насекомые | 2 | 1 | 1 |
29 | Цветик - семицветик | 2 | 1 | 1 |
30 | Радуга дуга | 4 | 2 | 2 |
Всего занятий: | 68 | 31 | 37 |
Содержание программы
Месяц | Тема | Теория | Практика |
сентябрь | Воздушные шары | Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы; развивать мелкую моторику рук. | Рассматривание воздушных шаров; игра с шариком «Какой шарик»; дидактическая игра: «Назови форму». |
сентябрь | Бусы для Люси | Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы(бусинки) близко друг к другу, чередуя их по цвету; Уточнить знания детей о круглой форме предмета, закрепить умение лепить шарики малого размера; Закреплять знания о цвете. | Игра на развитие ассоциативного мышления «Цвет как…»; «Опиши предмет»; Упражнение «Кто наблюдательнее». |
октябрь | Овощи для засолки | Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней; Закреплять умение расплющивать шарики (помидоры), произвольно располагать их на поверхности; Развивать мелкую моторику. | Дидактическая игра: «Фрукты – овощи»; Настольно – печатная игра: «Что где растёт»; Пальчиковая игра: «Этот овощ огурец, этот овощ помидор» |
октябрь | Созрели яблочки в саду | Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху; Закреплять знание о красном цвете; Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания. | Дидактическая игра: «Собери фрукты в ряд»; Беседа с детьми на тему: «Как отличить фрукт от овоща» Подвижная игра: «Размести яблочко по цвету». |
октябрь | Варим варенье | Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; Расплющивать шарики – ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности; Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего. | Игровое упражнение: «Собери ягодки»; Хороводная игра: «Варила бабушка варенье» |
октябрь | Чудо - грибочки | Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ёжике и грибах; Развивать креативное мышление детей(путём решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение; Воспитывать интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в деятельности пластилинография. | Беседа с использованием мультимедийного проектора: «Что нам осень принесла»; Музыкальная игра: «Грибочки»; Дидактическая игра: «Дары осени» |
октябрь | Осеннее дерево | Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки; Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. | Рассматривание иллюстраций на тему: «Осенние деревья»; Дидактическая игра: «Собери дерево из палочек»; Беседа о временах года |
ноябрь | Птичка | Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; Развивать аккуратность в работе с пластилином; Воспитывать любознательность, интерес к познанию. | Отгадывание загадок о приметах осени; Ситуативный разговор на тему: «Птицы осенью»; Наблюдение за тем, как птицы улетают в тёплые края. |
ноябрь | Ёжик | Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание; Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. | Сюжетная игра: «Ёжик и белочка»; Дидактические игры: «Опиши ёжика»; «Когда это бывает» |
ноябрь | Клубочки для котёнка | Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали; Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины; Продолжать развивать интерес к новым методам лепки. | Дидактическая игра: «Кому это нужно»; Игровое упражнение: «Порадуем кошечку»; Музыкальная игра: «Кошечка мурлычет». |
ноябрь | Вырастала ёлка на горе | Формировать умения детей передавать характерные особенности внешнего строения ели(пирамидное строение, ветки, направление вниз); Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки; Развивать умение наносить стекой штрихи(иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа; Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. | Рассматривание иллюстраций с ёлочками; Дидактическая игра: «Собери ёлочку из палочек»; Речевое упражнение: «Ёлка и иголки» |
декабрь | Снеговик | Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости; Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму; Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. | Игровая ситуация на площадке: «Лепим снеговика»; Игровое упражнение на закрепление геометрических форм; Чтение рассказа Михаила Садовского «Мороз выручил» |
декабрь | Украсим ёлочку новогодними игрушками | Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, упражнять в раскатывании спиралевидной колбаски; Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно – зелёного цвета ели с яркими цветами украшений | Разучивание стихотворения: «Ёлочка нарядная»; Рассматривание слайдов на проекторе «Яркие новогодние ёлочки» |
декабрь | Украсим Кате чашку | Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; Развивать аккуратность в работе с пластилином; Развивать внимание, наблюдательность. | Сюжетная игра: «Угадайте, что я делаю»; «Любимая кукла» Игра на закрепление цвета « Что такого же цвета». |
январь | Рыбки в аквариуме | Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разном направлении; Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание; Формировать умение передачи характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму: плавник, хвост, чешуя. | Рассматривание иллюстраций аквариума; Математическая игра: «Сколько рыбок»; Ситуативная беседа: «Как живут рыбки» |
январь | Рыбки в аквариуме (продолжение) | Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камушков, дна аквариума; Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка. | Дидактическая игра: «Что за предмет»; Настольно – печатная игра: «Разложи рыбок по величине»; «Собери картинку» |
февраль | Украсим торт | Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге; Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями; Вызывать радость от проделанной работы. | Игра на развитие мелкой моторики «Рисуем без карандашей и красок»; Дидактическая игра: «Угадай, что это» |
февраль | Мы делили апельсин | Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов; Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов; Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете. | Беседа с иллюстрациями: «Откуда берутся фрукты»; Речевая игра: «Мой любимый апельсин»; Чтение рассказа Е. Чарушиной «Как фрукты с овощами поссорились» |
февраль | Утка с утятами | Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер его отдельных частей; Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную; Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму. | Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утёнок» Дидактическая игра: «Домашние птицы»; Звукоподражательное упражнение: « Я умею говорить как…» |
февраль | Мышка норушка и золотое яичко | Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев; Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание; Развивать сюжетно – игровой замысел. | Театрализация «Курочка Ряба»; Подвижная игра: «Найди яичко»; Отгадывание загадок о сказках |
март | Украсим платье Кате | Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания; Развивать согласованность в работе обеих рук; Закрепить знания о цвете. | Сюжетная игра: «Кукла Катя»; Упражнение на развитие речи: «Моё настроение»; Дидактическая игра на закрепление цвета: «Цветик – семицветик» |
март | Веточка мимозы в подарок маме | Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятно маме; Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. | Беседа о женском празднике 8 марта; Игра: «Ласковое слово для мамочки»; Рассматривание иллюстрации мимозы |
март | Украсим туфельку | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму; Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. | Дидактическя игра: «Найди пару», «Слова наоборот», «Потерянные имена» |
март | Вышла курочка гулять | Продолжать формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине; Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела; Учить составлять композицию из нескольких предметов. | Разучивание стихотворения Г. Сапгира «Курочка – Рябушечка»; Просмотр слайдов об образе жизни домашних птиц; Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» |
апрель | Самолёт летит | Формировать умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней; Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей; Закреплять знания о голубом и синем цветах. | Дидакическая игра: «Какой цвет»; Рассматривание картинок на тему: «Транспорт» |
апрель | Разноцветный светофорчик | Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов; Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; Развивать аккуратность в работе с пластилином. | Рассматривание макета Светофор; Подвижная игра: «Стой, иди»; Настольно – печатная игра: «Собери светофор» |
апрель | Улитка, выпусти рога | Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали; Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик); Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. | Дидактическая игра: «Кто где живёт»; Беседа с детьми: «Что я знаю про улитку»; Словесная игра: «Он такой, как…» |
апрель | Черепаха | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи; Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. | Развивающая игра: «Кто такая черепашка»; Дидактическая игра: «Какому животному это принадлежит» |
май | На лугу насекомые | Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения; Закрепить приёмы лепки: раскатывание шара, колбаски;, сплющивание; Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку,спички;, для хоботка - зубочистки, для глаз – бусинки; Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. | Просмотр слайдов «Насекомые»; Дидактическая игра: «Отличи животное от насекомого»; Чтение рассказа о насекомых |
май | Цветик - семицветик | Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости; Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, умение пользоваться стекой. | Развивающая игра: «Цветы на лугу», Дидактическая игра: «Расскажи по цвету» |
май | Радуга - дуга | Формировать умение изображать дугообразную форму радуги и спектр цветов в ней; Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета одной толщины, разной длины прямыми движениями рук; Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. | Рассматривание картины «Разноцветная радуга» и последующая беседа; Подвижная игра: «Встань по цвету»; Развивающая игра: «Сложи по порядку» |
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 19.09.2016 - 31.05.2017 |
Продолжительность образовательного процесса | 34 недели |
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации |
Каникулы | 01.01.2017г. – 11.01.2017г. |
Педагогическая диагностика | 25.05.2017г. – 31.01.2017г. |
Количество занятий | В неделю: 2 В месяц: 8 В год: 68 |
Организационно –педагогические условия реализации программы:
Программа кружка «Пластилинография» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 15-20 минут. Общее количество 64 занятия. При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Групповая форма работы.
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
Наглядные: наблюдение, показ, образец;
Словесные: беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические: показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приёмы рисования пластилином:
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- процарапывание по пластилину;
- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Планируемые результаты:
- Реализация познавательной активности.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- Обогащение словаря.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.
- Развивие сенсорных эталонов.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
- Развитие тактильных и термических чувств пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
- Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.
Оценочные и методические материалы:
Формы контроля по кварталам:
1 квартал (ноябрь) – открытая деятельность: «Вырастала ёлка на горе»
2 квартал (февраль) - выставка пластилиновых картин
3 квартал(май) – отчётная выставка за учебный год
Критерии отслеживания усвоения программы:
Условия реализации программы:
Наличие материально – технического обеспечения:
Наглядные пособия | Материалы | Инструменты |
плакаты | бумага, картон | карандаш |
шаблоны | пластилин | |
мультимедийные слайды | декоративный материал(бусы, бисер,пуговицы и т.д) | |
иллюстрации | крупа | |
салфетки |
Список литературы:
1. Абрамова, Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры [Текст] / Л.П. Абрамова. - М.: Карапуз, 2003. – 89 с.
2. Агаян, Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры [Текст] / Г.Г. Аганян. - М.: Карапуз, 2004. – 123 с.
3. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / - М.: ТЦ Сфера ,2009. – 98 с.
4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография для малышей [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Скрипторий, 2003. -111 с.
5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа [Текст] / И.А. Лыкова. – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр «СФЕРА», 2007. – 144 с.
6.Шницкая, И.О. Аппликация из пластилина [Текст] / И.О. Шницкая. - Д.: Феникс, 2011. – 89 с.
7.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. - 170 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-488009-1414336423.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-538262-1416854115.jpg)
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-635891-1432134602.jpg)
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685523-1444581479.jpg)
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...