Дополнительная услуга "Пластилинография"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Романова Екатерина Евгеньевна

Дополнительная услуга "Пластилинография"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета Директор Детского сада «Алёнушка»,

филиал Детский сад «Светлячок №_______от__________ _________________Р.В.Худышкина

«_____»________________2016 г.

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография»

для детей 3-х лет

Составитель: Романова Е.Е., воспитатель

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………..3

2.Учебно - тематический план программы……………………………………………………………………………...…5

3.Содержание программы………………………………………………………………………………...13

3.Список литературы………………………………………………………………………………..

Пояснительная записка 

 

 В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

  Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была организованна творческая мастерская художественной направленности «Пластилинография»– основной идей которой является рисование картин – пластилином, пластилинография.  

Цель программы: Научить детей создавать пластилиновые картины

 Задачи программы : 

 1.Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, основных приёмов пластилинографии.

2. Развитие изобразительные умения посредством пластиллинографии, тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. 

3.Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.  

Учебно-тематический план.

      № п/п

Тема занятия

Количество занятий всего

Количество занятий теории

Количество занятий практики

1

Воздушные шары

2

1

1

2

Бусы для Люси

2

1

1

3

Овощи для засолки

1

0

1

4

Созрели яблочки в саду

2

1

1

5

Варим варенье

1

0

1

6

Чудо грибочки

2

1

1

7

Осеннее дерево

2

1

1

        8

Птичка

2

1

1

9

Ёжик

2

1

1

10

Клубочки для котёнка

2

1

1

11

Вырастала ёлка на горе

4

1

3

12

Снеговик

3

1

2

13

Украсим ёлочку игрушками

3

1

2

14

Украсим Кате чашку

2

1

1

15

Рыбки в аквариуме

6

3

3

16

Украсим торт

2

1

1

17

Мы делили апельсин

2

1

1

18

Утка с утятами

2

1

1

19

Мышка-норушка и золотое яичко

2

1

1

20

Украсим платье Кате

2

1

1

21

Веточка мимозы в подарок маме

2

1

1

22

Украсим туфельку

2

1

1

23

Вышла курочка гулять

2

1

1

24

Самолёт летит

2

1

1

25

Разноцветный светофорчик

2

1

1

26

Улитка, выпусти рога

2

1

1

27

Черепаха

2

1

1

28

На лугу насекомые

2

1

1

29

Цветик - семицветик

2

1

1

30

Радуга дуга

4

2

2

Всего занятий:

68

31

37

Содержание программы 

 

 

Месяц

Тема

Теория

Практика

сентябрь

Воздушные шары

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы; развивать мелкую моторику рук.

Рассматривание воздушных шаров; игра с шариком «Какой шарик»; дидактическая игра: «Назови форму».

сентябрь

Бусы для Люси

Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы(бусинки) близко друг к другу, чередуя их по цвету;

Уточнить знания детей о круглой форме предмета, закрепить умение лепить шарики малого размера;

Закреплять знания о цвете.

Игра на развитие ассоциативного мышления «Цвет как…»; «Опиши предмет»; Упражнение «Кто наблюдательнее».

октябрь

Овощи для засолки

Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;

Закреплять умение расплющивать шарики (помидоры), произвольно располагать их на поверхности;

Развивать мелкую моторику.

Дидактическая игра: «Фрукты – овощи»;

Настольно – печатная игра: «Что где растёт»;

Пальчиковая игра: «Этот овощ огурец, этот овощ помидор»

октябрь

Созрели яблочки в саду

Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху;

Закреплять знание о красном цвете;

Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

Дидактическая игра: «Собери фрукты в ряд»;

Беседа с детьми на тему: «Как отличить фрукт от овоща»

Подвижная игра: «Размести яблочко по цвету».

октябрь

Варим варенье

Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней;

Расплющивать шарики – ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности;

Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего.

Игровое упражнение: «Собери ягодки»;

Хороводная игра: «Варила бабушка варенье»

октябрь

Чудо - грибочки

Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ёжике и грибах;

Развивать креативное мышление детей(путём решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение;

Воспитывать интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в деятельности пластилинография.

Беседа с использованием мультимедийного проектора: «Что нам осень принесла»;

Музыкальная игра: «Грибочки»;

Дидактическая игра: «Дары осени»

октябрь

Осеннее дерево

Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки;

Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Осенние деревья»;

Дидактическая игра: «Собери дерево из палочек»;

Беседа о временах года

ноябрь

Птичка

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного  расплющивания на поверхности основы;

Развивать аккуратность в работе с пластилином;

Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

Отгадывание загадок о приметах осени;

Ситуативный разговор на тему: «Птицы осенью»;

Наблюдение за тем, как птицы улетают в тёплые края.

ноябрь

Ёжик

Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание;

Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

Сюжетная игра: «Ёжик и белочка»;

Дидактические игры: «Опиши ёжика»;

«Когда это бывает»

ноябрь

Клубочки для котёнка

Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали;

Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины;

Продолжать развивать интерес к новым методам лепки.

Дидактическая игра: «Кому это нужно»;

Игровое упражнение: «Порадуем кошечку»;

Музыкальная игра: «Кошечка мурлычет».

ноябрь

Вырастала ёлка на горе

Формировать умения детей передавать характерные особенности внешнего строения ели(пирамидное строение, ветки, направление вниз);

Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;

Развивать умение наносить стекой штрихи(иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;

Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Рассматривание иллюстраций с ёлочками;

Дидактическая игра: «Собери ёлочку из палочек»;

Речевое упражнение: «Ёлка и иголки»

декабрь

Снеговик

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

Игровая ситуация на площадке: «Лепим снеговика»;

Игровое упражнение на закрепление геометрических форм;

Чтение рассказа Михаила Садовского «Мороз выручил»

декабрь

Украсим ёлочку новогодними игрушками

Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, упражнять в раскатывании спиралевидной колбаски;

Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно – зелёного цвета ели с яркими цветами украшений

Разучивание стихотворения: «Ёлочка нарядная»;

Рассматривание слайдов на проекторе «Яркие новогодние ёлочки»

декабрь

Украсим Кате чашку

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;

Развивать аккуратность в работе с пластилином;

Развивать внимание, наблюдательность.

Сюжетная игра: «Угадайте, что я делаю»; «Любимая кукла»

Игра на закрепление цвета « Что такого же цвета».

январь

Рыбки в аквариуме

Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разном направлении;

Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание;

Формировать умение передачи характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму: плавник, хвост, чешуя.

Рассматривание иллюстраций аквариума;

Математическая игра: «Сколько рыбок»;

Ситуативная беседа: «Как живут рыбки»

январь

Рыбки в аквариуме (продолжение)

Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камушков, дна аквариума;

Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

Дидактическая игра: «Что за предмет»;

Настольно – печатная игра: «Разложи рыбок по величине»;

«Собери картинку»

февраль

Украсим торт

Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге;

Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями;

Вызывать радость от проделанной работы.

Игра на развитие мелкой моторики «Рисуем без карандашей и красок»;

Дидактическая игра: «Угадай, что это»

февраль

Мы делили апельсин

Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов;

Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов;

Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

Беседа с иллюстрациями: «Откуда берутся фрукты»;

Речевая игра: «Мой любимый апельсин»;

Чтение рассказа Е. Чарушиной «Как фрукты с овощами поссорились»

февраль

Утка с утятами

Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер его отдельных частей;

Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную;

Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утёнок»

Дидактическая игра: «Домашние птицы»;

Звукоподражательное упражнение: « Я умею говорить как…»

февраль

Мышка норушка и золотое яичко

Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев;

Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание; Развивать сюжетно – игровой замысел.

Театрализация «Курочка Ряба»;

Подвижная игра: «Найди яичко»;

Отгадывание загадок о сказках

март

Украсим платье Кате

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания;

Развивать согласованность в работе обеих рук;

Закрепить знания о цвете.

Сюжетная игра: «Кукла Катя»;

Упражнение на развитие речи: «Моё настроение»;

Дидактическая игра на закрепление цвета: «Цветик – семицветик»

март

Веточка мимозы в подарок маме

Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятно маме;

Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

Беседа о женском празднике 8 марта;

Игра: «Ласковое слово для мамочки»;

Рассматривание иллюстрации мимозы

март

Украсим туфельку

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму;

Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

Дидактическя игра: «Найди пару»,

«Слова наоборот»,

«Потерянные имена»

март

Вышла курочка гулять

Продолжать формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине;

Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела;

Учить составлять композицию из нескольких предметов.

Разучивание стихотворения Г. Сапгира «Курочка – Рябушечка»;

Просмотр слайдов об образе жизни домашних птиц;

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом»

апрель

Самолёт летит

Формировать умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней;

Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;

Закреплять знания о голубом и синем цветах.

Дидакическая игра: «Какой цвет»;

Рассматривание картинок на тему: «Транспорт»

апрель

Разноцветный светофорчик

Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Рассматривание макета Светофор;

Подвижная игра: «Стой, иди»;

Настольно – печатная игра: «Собери светофор»

апрель

Улитка, выпусти рога

Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали;

Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик);

Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

Дидактическая игра: «Кто где живёт»;

Беседа с детьми: «Что я знаю про улитку»;

Словесная игра: «Он такой, как…»

апрель

Черепаха

Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи;

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Развивающая игра: «Кто такая черепашка»;

Дидактическая игра: «Какому животному это принадлежит»

май

На лугу насекомые

Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения;

Закрепить приёмы лепки: раскатывание шара, колбаски;, сплющивание;

Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку,спички;, для хоботка  - зубочистки, для глаз – бусинки;

Развивать мелкую моторику рук, чувство формы.

Просмотр слайдов «Насекомые»;

Дидактическая игра: «Отличи животное от насекомого»;

Чтение рассказа о насекомых

май

Цветик  - семицветик

Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости;

Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, умение пользоваться стекой.

Развивающая игра: «Цветы на лугу»,

Дидактическая игра: «Расскажи по цвету»

май

Радуга - дуга

Формировать умение изображать дугообразную форму радуги и спектр цветов в ней;

Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета одной толщины, разной длины прямыми движениями рук;

Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

Рассматривание картины «Разноцветная радуга» и последующая беседа;

Подвижная игра: «Встань по цвету»;

Развивающая игра: «Сложи по порядку»

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

19.09.2016 - 31.05.2017

Продолжительность образовательного процесса

34 недели

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2017г. – 11.01.2017г.

Педагогическая диагностика

25.05.2017г. – 31.01.2017г.

Количество занятий

В неделю: 2

В месяц: 8

В год: 68

Организационно –педагогические условия реализации программы:

Программа кружка «Пластилинография» рассчитана на 1 год.   Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 15-20 минут. Общее количество 64 занятия. При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Групповая форма работы.

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

Наглядные: наблюдение, показ, образец;

Словесные: беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические: показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин,  заполнение их  дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Планируемые результаты:

- Реализация познавательной активности.

 Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

- Обогащение словаря.

 В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

- Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

- Появление  первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

- Развивие сенсорных эталонов. 

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

-  Развитие тактильных и термических  чувств пальцев.

Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

- Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

 

Оценочные и методические материалы:

Формы контроля по кварталам:

1 квартал (ноябрь) – открытая деятельность: «Вырастала ёлка на горе»

2 квартал (февраль) -   выставка пластилиновых картин

3 квартал(май) – отчётная выставка за учебный год

Критерии отслеживания усвоения программы:

Условия реализации программы:

Наличие материально – технического обеспечения:

Наглядные пособия

Материалы

Инструменты

плакаты

бумага, картон

карандаш

шаблоны

пластилин

мультимедийные слайды

декоративный материал(бусы, бисер,пуговицы и т.д)

иллюстрации

крупа

салфетки

 Список литературы:

1. Абрамова, Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры [Текст] / Л.П. Абрамова. - М.: Карапуз, 2003. – 89 с.

2. Агаян, Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры [Текст] / Г.Г. Аганян. - М.: Карапуз, 2004. – 123 с.

3. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / - М.: ТЦ Сфера ,2009. – 98 с.

4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография для малышей [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Скрипторий, 2003. -111 с.

5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа [Текст] / И.А. Лыкова. – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр «СФЕРА», 2007. – 144 с.

6.Шницкая, И.О.  Аппликация из пластилина [Текст] / И.О. Шницкая. - Д.: Феникс, 2011. – 89 с.

7.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. - 170 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...