Адаптация детей раннего возраста через изобразительную деятельность в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
статья (младшая группа) на тему

Валентина Алексеевна Пастушкова

.  Социальная адаптация ребенка раннего возраста определяет его успешное социально-личностное развитие в последующие периоды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптация детей раннего возраста через  изобразительную  деятельность в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования».

  Программа  ФГОС призвана  обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических физиологических особенностей. Однако,  чтобы  реализовать требования стандарта ФГОС в ДОУ необходимо создать условия для социальной адаптации детей, без которых воплощение программы станет невозможным.  Вопрос  о социальной адаптации детей к ДОУ всегда занимал в дошкольной педагогике ведущее место.  Социальная адаптация ребенка раннего возраста определяет его успешное социально-личностное развитие в последующие периоды. В настоящее время, процесс адаптации рассматривается как одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс,  сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его.  Для оптимального осуществления периода адаптации,  переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более  плавным.  В успешной адаптации ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно - творческой деятельности : рисование, лепка, конструирование. Использование воспитателем изобразительной деятельности построенной по выявлению организационно-педагогических  критерий обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.  Изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, деятельности: способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.   Интерес к рисованию появляется у детей рано. Но обычно, в семье редко учат тому, как надо пользоваться изобразительными средствами. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду. Здесь воспитатели, вызывая интерес к действию с бумагой и карандашом, успешно решает проблему адаптации. В этот период совершенно неважно, умеет ли малыш держать карандаш или кисть. Важно, что обращая внимание на след, оставшийся от движения карандаша или кисти, ребенок на некоторое время забывает о расставании с мамой.  Рисование  способствует снятию тревожности, агрессии, отвлекает от переживаний, связанных с отсутствием мамы, помогает ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми. Наряду с традиционными видами рисования  в этот период нужно использовать и  нетрадиционные техники рисования – ладонью, пальчиками, ватными палочками, поролоновыми губками.  Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем.

Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Конструирование способствует  развитию у малышей  логического мышления, пространственного воображения, художественного и эстетического вкуса, конструкторских навыков  и умений, мелкой  моторики. Изобразительная деятельность способствует снятию эмоционального напряжения в период адаптации детей к условиям детского сада, а это - необходимое условие полноценного развития ребенка.

 В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса.  Поэтому в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению необходимы совместные усилия родителей и педагогов.  Необходимо тесное  сотрудничество педагога  с семьями воспитанников  по вопросам адаптации малышей к новым условиям жизни, используя продуктивные виды деятельности:   оформлять выставки детских работ; проводить  консультации по формированию интереса у детей младшего дошкольного возраста к доступным средствам изображения в домашних условиях, о роли художественно-эстетического воспитания в развитии личности ребенка; знакомить родителей с тематикой занятий изобразительной деятельности.

 Социальная адаптация ребенка младшего возраста происходит путем подражания и заимствования, сопоставления себя с другими. Так как жизненный опыт ребенка невелик, для успешной социальной адаптации он нуждается во внимании, педагогическом сопровождении и поддержке. Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. Создание у ребёнка положительного отношения ко всем процессам,  формирование потребности в общении с взрослыми и детьми обеспечивает  эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"

Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую  очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...

Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...