«Значение театрализованной деятельности детей в развитии связной речи по обучению татарскому языку»
консультация на тему

Гиззатуллина Роза Камильевна

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 405 комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения»

Ново - Савиновского района г. Казани

«Значение театрализованной деятельности детей

в развитии связной речи по обучению татарскому языку»

                                                                                       Составила

Гиззатуллина  Роза Камильевна,

воспитатель по обучению детей

                                                                              татарскому языку высшей

                                                                                   квалификационной категории

 г.Казань

Я, как воспитатель по обучению татарскому языку, работаю в тесном контакте с воспитателями, с другими педагогами и со всем убеждением могу утверждать, что без театрализованной деятельности сложно научить детей говорить на татарском языке. Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. После таких занятий, сказок, драматизаций растут знания детей. Дети, играющие основные роли, очень вырастают, поэтому иногда сочиняем маленькие роли для более застенчивых детей. Эти роли дают возможность ребенку резко вырасти и догнать своих товарищей. Например, приходят дети одинаково говорящие, и если ребенок часто пропускает, не очень хочет играть, а другой проявляет желание участвовать, то второй ребенок обгонит первого. Самое главное, это должно подкрепляться не одним педагогом, а группой педагогов. И воспитатель, и музыкальный руководитель, и воспитатель по обучению татарскому языку вовлекают детей в театрализованную деятельность каждый со своим уклоном.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Одна из основных задач, которую приходиться решать вместе с логопедом состоит в автоматизации и дифференциации уже поставленных звуков. Театрализованное представление - один  из вариантов решение этой проблемы, участвуя в нем в качестве действующих лиц, дети имеют возможность поупражняться в произношении и дифференциации звуков. В систему коррекционной работы с детьми включаю игры и игровые упражнения: «Найди различия», «Домино», «Что лишнее?», «Скажи наоборот». Эти  игры повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, развивают внимание, зрительное восприятие, повышают эмоциональную активность детей.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм, драматизации сказок, где проявляется принцип обучения: учить играя.

 С этой  целью мы  совместно со специалистами и воспитателями группы подготовили и провели драматизацию сказок  ”Төлке, әтәч һәм куян “, “Бияләй”, “Йомры икмәк”, “Шалкан”. При выборе игр - сказок мы руководствовались рекомендациями программы коррекционно - развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка.

При подготовке к драматизации  сказок составляю план работы для себя и для детей. Особое внимание уделяю анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев. Детям  становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои, пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль. Движения сопровождаются стихами, пением, музыкой. Так у детей развиваются психические процессы:  внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, речедвигательного. Совершенствуются моторика, координация, плавность переключаемость, целенаправленность движений, активизируются навыки связной речи.

Воспитательное значение драматизации сказок состоит в формировании уважительного отношения друг- другу. Развитие коллективизма,  развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.

Во время организации игр – сказок с детьми, наряду с положительными сторонами работы, приходиться встречаться и с немалыми трудностями, особенно  это наблюдалось в начале учебного года так как дети не умели правильно произносить звуки,  был беден словарный запас, дети плохо владели грамматическим строем речи.

Особое значение придаем оформлению декараций игр- сказок. Большую помощь в изготовлении атрибутов: масок , костюмов, декораций оказывают родители. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям. Наши родители также стали  активными участниками этих игр. Они показали свои артистические способности, сыграв на весеннем празднике  татарскую народную сказки “Төлке белән Торна”, “Төлке белән каз”, татарские народные игры “Түбәтәй”,”Кәрия- Зәкәрия”.

Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет вступать в контакты с другими детьми из других групп. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика деятельности, идеи знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Приобщает его к духовному богатству.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития симпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Может быть организована в режимные моменты; представлена частью занятий по разным видам деятельности (в обучении татарскому языку, музыкальному воспитанию, изодеятельности и. т. д., а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры- драматизации;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- отдельные упражнения по этике.

Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений, их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

- развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности;

- создание атмосферы творчества;

- социально- эмоциональное развитие детей.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что- либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем важнее должно быть чтение. Однако переигрывать - не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим детям можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться.

Можно предложить детям загадать друг - другу загадки путем имитации движений различных животных. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и дают ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой. Кроме того. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Каждый ребенок  может проявить себя в какой - то сказочной  роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию,

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,

- распределение ролей по карточкам,

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две проблемы:

*Что делать, если ролей не хватает на всех детей;

*Кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий. Парное проигрывание ролей.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей- несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность - широко используемый метод в обучении детей. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные...

Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей.. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эс...

«Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад об использовании театральной деятельности в развитии связной речи детей....

Авторская программа Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Связная речевая деятельность является основой коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства,жесты,мимику,пантомимические движения. В пследние годы, к сожалению,отмечается увеличение коли...

Статья " Значение театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников"

Игра – это ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается и усваивается ребенком. В процессе игры дети намного больше усваивают знания....