Театрализованная игра как личностно-развивающая технология
методическая разработка на тему

Представлена информация о значении театрализованной деятельности в личностном развитии детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_igra.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованая игра как личностно-развивающая технология

Для современного этапа развития системы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО, характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и социально- коммуникативного развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать задачи, поставленные ФГОС ДО.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются:

  • содержательность и разнообразие тематики;
  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка,
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Особенности и основные характеристики театрализованных игр:

  • литературная или фольклорная основа содержания
  • это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности.
  • не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания.
  • нет отношений состязания
  • сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.
  • игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий.
  • образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. (необходимо уметь анализировать и оценивать поступки персонажа).

Основными методами работы по развитию коммуникативных навыков в театрализованной игре являются:

  •  метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Основные требования к организации театрализованных игр

  •  Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  • Максимальная активность детей.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланеллеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации  и их основные характеристики:

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика), производит собственные действия исполнения роли.

В игре- драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Следует отметить, если игры разыгрываются в театральной форме: есть сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д. или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Театрализованная деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, она помогает выразительно говорить, умению вести диалог, рассказывать стихи, сказки, разыгрывать мини-сценки. Владея куклой и всеми доступными видами театра, у ребенка вырабатываются навыки доброжелательного общения со сверстниками, родителями, другими взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные личностно-развивающие технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнение о педагогических технологиях и их эффективном использовании современных педагогических технологиях, направленных  на реализацию ФГОС дошкольного образования....

Личностно-развивающие технологии и методы сопровождения развития ребенка в образовательном процессе

Краткий обзор технологий и методов работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы (4 - 5 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) с использованием технологии «Театрализованные игры» Тема: «Новогодний праздник"

Конеспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет). Образовательная область "Худдожественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием современной образователь...

Инновационные психолого-педагогические, личностно-развивающие и здоровьесберегающие технологии в современном профессиональном образовании

Инновационные психолого-педагогические, личностно-развивающие и здоровьесберегающие технологии в современном профессиональном образовании...

Конспект театрализованной игры с использованием ИКТ-технологий Тема_ «Мир театра»

Позволит закрепить и обобщить знания детей о театре, его видах, профессиях, правилах поведения в театре. Способствовать развитию познавательных интересов. Продолжать формировать у детей интерес к...

Педагогический проект "Стань природе другом!" Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.

Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания тво...