Системно-деятельностный подход
статья

Деятельностный подход можно  использовать при организации разнообразных режимных моментов. Проживая полноценный день в детском саду ребенок встречается со множеством проблемных ситуаций, трудностей, из которых нужно выйти победителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnyy_podhod_.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход можно  использовать при организации разнообразных режимных моментов. Проживая полноценный день в детском саду ребенок встречается со множеством проблемных ситуаций, трудностей, из которых нужно выйти победителем.

Образовательная технология «Ситуация», не случайно получила такое название, т.к в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть из них планируются заранее, некоторые возникали спонтанно, по инициативе детей, их нужно подхватить и стараться насытить ситуацию важным развивающим содержанием. Данную технологию можно применять со 2-ой младшей группы, с детьми 3-4 лет при проведении непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ»:

1.Введение в ситуацию

2. Актуализация знаний и умений

3. Затруднение в ситуации

4. «Открытие»  нового знания

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений

6. Осмысление.

           Отличительной особенностью данной технологии являлось то, что  уже на этапе введения в ситуацию детей нужно ставить цель, понятную для них. Задавая  вопросы: «Хотите?», «Сможете?» целенаправленно вы формируете у детей веру в собственные силы. Включала механизм мотивации «надо» - «хочу» - «могу».

На этапе актуализации предлагайте игровой сюжет, принимая который дети двигаются к цели и даже не догадываются, что вскоре произойдет открытие нового знания.

Ключевым в данной технологии является этап «затруднения в ситуации». Для достижения своей цели ребенку требуется выполнить некое действие, но выполнение его связывается с тем новым знанием, которое ребенку предстояло только «открыть» и которое на данный момент у него отсутствовало. (например: объяснить по телефону, где они сейчас находятся или узнать, сколько зайцев пришло в гости?). С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогаете детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Ситуацию затруднения стройте с соблюдением главного принципа деятельностного метода - принципа психологической комфортности, т.е. так, чтобы затруднение не вызывало у детей негативных эмоций и чувства беспомощности.

Данный этап чрезвычайно важен для развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. В процессе совместной деятельности вырабатывается у детей такое важное качество, как умение видеть свои ошибки. Создавая условия для развития у детей познавательного интереса, предлагаемые затруднения всегда личностно значимы для каждого ребенка, а значит возникает потребность в его преодолении.

В завершении данного этапа, учитывая возрастные особенности детей, учебную задачу необходимо озвучить похвалу.

На следующем этапе «открытия» нового знания вовлекайте детей в процесс поиска и открытия нового знаний. Как основными способами преодоления затруднения предлагайте малышам догадаться самим, придумать самим, спросить у того, кто знает, побуждая детей задавать вопросы, грамотно формулировать их.

Следуя этапам технологии, включая новое знание или способ действия, важно создавать ситуации, в которых новое знание можно использовать в измененных условиях. При этом обращать внимание детей на умение слушать, понимать и повторять мою инструкцию.

Обязательно используйте завершающий этап, т.к. это позволяет приобрести опыт выполнения таких действий, как фиксирование достижения цели и определения условий, которые позволили добиться этой цели. Делайте это с помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» и других. Используемые приемы помогают детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Учитывая возраст детей проговаривайте условия достижения  цели, подводя детей к пониманию того, что выполнить что-либо удалось благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть свожу воедино цели ребенка и взрослого.

На этом этапе важно уделять внимание эмоциональной составляющей взаимодействия с детьми: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела, от совершенного открытия, от совместной работы. Таким образом, реализована потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка. Это в свою очередь повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я нужен»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Предложенная работа - попытка показать на практике  системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению  дошкольников к  правилам безопасного поведения на дороге....

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....