Статья "ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ"
статья на тему

Елисеева Ольга Ивановна

        В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, особое внимание следует уделить поиску новых форм воспитания и развития дошкольников. Одной из таких новых форм стало интегрированное обучение или, другими словами, совместное воспитание и обучение детей  с нарушенным и нормальным развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_teatralizovannyh_igr.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

        В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, особое внимание следует уделить поиску новых форм воспитания и развития дошкольников. Одной из таких новых форм стало интегрированное обучение или, другими словами, совместное воспитание и обучение детей  с нарушенным и нормальным развитием.

      Таким образом, в работе ставится задача поиска резервов воспитания доброжелательных отношений к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.

        Необходимость детального и углубленного изучения данного вопроса диктуется сложившейся практикой деятельности ДОУ, поскольку детский сад №3 «Ромашка» уже 17 лет ведёт работу по интеграции детей с нарушением зрения, в коллектив нормально видящих детей. 

       Проблема приобщения к социальному миру детей с отклонениями в развитии является одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

       Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.

        Б.М. Теплов писал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.  

       Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления.

         В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованныеигры оказывать позитивное влияние на детей с отклонениями в развитии, на их социально-личностную адаптацию.

Мы выделили три вида театрализованных игр.

        Игры с элементами театрализации.  Учат замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. Развивают творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Снять эмоциональное напряжение у детей с отклонениями в развитии помогают театральные куклы, от лица которых может проходить игра, занятие и т.д. в старшем дошкольном возрасте кукла для детей с нарушениями зрения является дополнительным способом выражения мыслей и чувств, а также обладает возможностями коррекционно-компенсаторного воздействия.  Игрушки и куклы развивают сохранные органы чувств, моторику, предметную и коммуникативную деятельность, мышление; способствуют формированию представлений об окружающем мире, пониманию межличностных отношений, адекватному общению со сверстниками и взрослыми.

          Игры-драматизации. Являются  разновидностью театрализованной сюжетно-ролевой игры. В ее основе лежат элементы ролевой, режиссерской игры, а также терапевтической игры, облегчающие для детей с нарушениями зрения проведение направленного воздействия и создание большего креативного эффекта.

        Предоставляют каждому ребёнку возможность участвовать в ситуациях, связанных с драматизацией, способствуют выразительному исполнению передачи образа, развивают артистические способности, творческую самостоятельность.

Участвуя в играх-драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Например, ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя"); инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса"); однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок".)

       Для дошкольников с дефектами зрения сценарий традиционной игры следует усовершенствовать. В него включается предварительный этап, на котором проводится ознакомление детей с специфическим видом кукол и апробация небольших индивидуальных и групповых этюдов. Направленных на овладение механизмом кукловождения и синхронного эмоционального голосового оформления действий куклы. Специальное обучение связано с низкими подражательными возможностями детей с нарушением зрения, которым требуется больше времени и усилий для воспроизведения полученных знаний, чем их нормально видящим сверстникам.

        Режиссёрские игры. Они являются вершиной развития игр дошкольника, стимулируют объективную оценку своих и чужих поступков.  Именно в режиссёрской игре проявляются все особенности воображения ребёнка. С возрастом сюжеты игры становятся все сложнее, и игра может перейти к собственному литературному творчеству ребёнка.

     Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

      Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка,снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

          Театрализованные игры помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

         Театрализованные игры и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Поскольку дети с нарушением зрения получают значительную часть информации по нарушенному каналу зрительного анализатора, то использование в театрализованной деятельности подвижных игрушек, ширмы и произвольных способов передвижения и общения служит хорошим способом развития и тренировки иных каналов связи (тактильного, слухового и др.).

        Применение  в процессе театрализованных игр различных приемов: игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, этюдов и упражнений на развитие эмоций, на выявление актерских умений, стихотворений на развитие согласованных эмоций и движений, пальчиковых игр со словами,  дыхательной и артикуляционной гимнастики предполагают создание наибольшей открытости детей продуманному воздействию педагога. Театрализованная деятельность представляет симбиоз имеющихся у детей коммуникативных и предметно-практических навыков. Перед взрослыми стоит важнейшая задача – научить детей с нарушением зрения адаптивному поведению  в современном мире.

С этой целью с детьми с патологией зрения рекомендуется проводить следующие театральные игры: «Прогулка-событие», «Цветок. Этюд», «Игра с платком».

Умело организованные театрализованные игры, постоянное усложнение сюжета, игровых способов и действий, правильное распределение ролей, создание психолого-педагогических ситуаций, в которых ребенок с нарушением зрения сможет проявлять и тренировать определенные личные качества, умения и навыки, способствуют эффективности коррекционно-воспитательной работы, формированию полноценной творческой личности.

Таким образом, в каждой конкретной театрализованной игре ребенок с нарушенным зрением в доступной  и свободной форме приобретает навыки обращения со специфическим видом кукол, развивает собственные выразительные возможности, приобретает  опыт коллективного творчества, коммуникативного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

Презентация "социальная адаптация детей с нарушением зрения "

Слуховое восприятие – процесс отражения звуковых свойств окружающего мира и формирования звуковых образов...

"Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду"

Содержит некоторые полезные советы для родителей детей с нарушением зрения....

Логопедическая работа по формированию успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения

В статье выделено три этапа формирования социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения: развитие восприятия на полисенсогной основе, расширение словаря (преодоление вербализма, сложностей в пр...

Социальная адаптация детей с нарушением зрения

Материал для родителей и педагогов при работе с детьми с нарушением зрения...

Значение осязания для социальной адаптации детей с нарушением зрения

Материал для педагогов и родителей воспитанников с нарушением зрения...