Проект "Что за прелесть эти сказки"
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Проект по развитию творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_teatr1.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию и делам молодежи Алтайского района Алтайского края

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Вишенка»

Проект

 «Что за прелесть эти сказки»

Разработчики: Попова Л.Н., воспитатель;

Фусс А.В., музыкальный руководитель

Алтайское

Содержание

  1. Актуальность………………………………………………….…3-4
  2. Адресная направленность…………………………………….…...4
  3. Сроки реализации проекта…..……………………………….……4
  4. Цель, задачи проекта…..………………………………………..….4
  5. Связь с другими видами деятельности……………………….....4-5
  6. Ожидаемый результат…………………………………………....5-7
  7. Система мониторинга…………………………………………...….7
  8. Проект «Капризулька»………………………………………....9-11

  1. Актуальность.

Создание условий для выявления и развития одаренных детей в области художественно-эстетического воспитания является одним из приоритетных направлений развития нашего дошкольного учреждения.

Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала личности ребенка в процессе театрализованной деятельности. Театрально – игровая деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию, творчества, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, творчество, речь.

Происходит ранняя социализация личности ребенка: действия от имени персонажа помогают детям сбросить груз «скованности», «зажатости», раскрыть творческие способности ребенка.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, развивают чувства, соучастие, сострадание, но и способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.  

В процессе работы над спектаклем дети учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она -  неиссякаемый источник развития чувств,  переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Методическое обеспечение. Проект  театральной студии «Солнышко» разработан на основе авторской программы Э.Г. Чуриловой «Арт-фантазия».

Новизна заключается:

- работа  по театрализованной деятельности  ведется в течение 3 лет и предназначена для детей 4-7 лет;

-реализация проекта осуществляется через проектирование детской театрализованной деятельности.

  1. Адресная направленность проекта.

Проект ориентирован на детей 4 – 7 лет группы «  Непоседы» муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Вишенка»

Численный состав группы:  26 детей,  из них 13 девочек, 13 мальчиков.

Реализация проекта предполагает занятие театрализованной деятельностью 1 раз в неделю во II половину дня продолжительность в средней группе 20 минут, в старшей  25-30 минут, в подготовительной 30 – 35 минут.

  1. Сроки реализации проекта: 3 года.

  1. Цель проекта: создать условия для формирования думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи:

1.Развитие эстетических способностей;

2.Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

3.Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

4.Овладение навыками общения и коллективного творчества.

Реализация программы: через проектирования детской театрализованной деятельности.

5. Связь с другими видами деятельности:

А) « Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку, отмечая разнохарактерное её содержание, дающее возможность более полно оценить  и понять характер героя, его образ.

Б) «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных  его героев, изготавливать пригласительные билеты, афиши и т.д.

В) «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использование скороговорок, чистоговорок, потешек, вырабатывается интонационная выразительность речи.

Г) «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятия по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

Д) « Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся  с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

  1. Ожидаемый результат.

1- год обучения:

Запоминать заданные позы.

Знать 3-4 артикуляционных упражнений.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Знать наизусть 2-3 стихотворения русских и зарубежных авторов.

2 – год обучения.

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать и описывать внешний вид любого персонажа.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание на середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

3 – год обучения.

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Уметь сочинять индивидуальный этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.

Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу.

Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку  с разными интонациями.

Уметь строить диалог с партнерами на заданную тему.

Уметь составлять предложения из 3-4 заданных слов.

Уметь подбирать рифму к заданному слову.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

  1. Система мониторинга.

Диагностика детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) на основе

изучения игровых интересов и предпочтений дошкольников в играх -драматизациях.

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.

  1. Знаешь ли ты, что такое театр?
  2. Какие виды театра ты знаешь?
  3. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
  4. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают, чтобы спектакль можно было посмотреть?
  5. Любишь ли ты играть в «театр»?
  6. В какой «театр» ты любишь играть? (Ребенку предлагаются картинки с разными видами театра.). Почему?
  7. Что ты делаешь,  играя в «театр»? Тебе это нравится?
  8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
  9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
  10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
  11. В спектакле с какими персонажами ты хотел бы поучаствовать?

  1. Проект «Капризулька»

(1-й год обучения, средняя группа)

Цель: создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Подводить детей к созданию выразительного образа при помощи мимики, жестов, музыки и речи.
  3. Учить снимать зажатость и скованность перед зрителями.
  4. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя ранее приобретенные навыки и умения театрализованной деятельности.
  5. Воспитывать доброжелательность и контактность со сверстниками.

Этапы работы над проектом.

Основные этапы работы с дошкольниками над спектаклем.

Содержание работы.

1.

Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.

Пьеса «Капризулька». Автор: Т.В. Рогаткина (источник журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2005 г.)

2.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Эпизоды пьесы:

  1. Колыбельная для Мишки-капризульки.
  2. Не нужна Мишутке шишка.
  3. Вот тебе цветочек, баю-бай, сыночек.
  4. Не хочу грибочек.
  5. До чего же вкусный мед.

3.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Этюды на развитие:

  1. Мимики:

«Серый гусь, сердитый гусь»

«Дул я долго на снежинку»

«Воробей»

«Мишка»

  1. Черт характера:

«Капризка»

«Куры»

«Девочка чумазая»

  1. Жестов:

«Шла лиса»

«Комары»

«Мишка»

  1. Внимания:

«Давай потанцуем»

«Нагрузи машину»

  1. Воображения:

«Ковер-самолет»

«Прогулка в лес»

  1. Памяти:

«Кто пришел»

«Вспомни свою игрушку»

4.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, создание совместно с детьми и родителями декораций и костюмов.

Музыкальные произведения:

«Колыбельная» музыка Е.Тиличеевой

«Танец цветов» лит. нар мелодия

«Песня грибов» муз. и слова Л.Олиферовой

«Танец грибов» муз. и слова Л.Олиферовой

Декорации:

-бочонок меда;

-деревья;

-шишка;

-цветы;

-пенек;

-коврик.

Костюмы:

-медвежонок;

-медведица;

-грибы;

-цветы.

5.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Роли:

-медведица;

-медвежонок;

-грибы (мальчики);

-цветы (девочки)

6.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

Закрепление отдельных сцен без декораций и реквизита.

7.

Репетиция отдельных картин с условными декорациями, реквизитом и музыкальным оформлением.

Репетиция отдельных картин с разным составом, отрабатывая правильное размещение на сцене, позы, жесты интонации.

8.

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов и декораций.

Закрепление последовательности сцен с использованием элементов костюма, смены декораций и реквизита

9.

Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

На празднике «Осень – несмеяна.

Беседа о впечатлениях  детей о сыгранных ролях.

Оформление мнений родителей в «Тетраде отзывов и предложений»

10.

Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

  1. Выступление детей на открытом занятии в старшей группе «Играем в театр».
  2. Показ пьесы для детей младших, средних групп.
  3. Выставка рисунков детей «В гостях у Капризульки».

(см. Приложение 1. Сценарий сказки «Капризулька»)

Приложение 1.

Сценарий сказки «Капризулька»

( Выходит Медвежонок и Медведица. Медвежонок ложится, Медведица гладит сыночка по голове)

Ведущая: 

 -Вечер по лесу плывет, звездочками светится.

  Сыну песенку поет бурая медведица.

(песня «Колыбельная» Е.Тиличеева)

Медведица:

          На траву упала шишка,

         Баю, бай, усни, сынишка!  

Миша: (вскакивает, топает ногой)

         - Не нужна мне шишка!

Ведущая: 

         - Зарычал сынишка.

           Вышла мама за порог

           Поискать ему цветок.

(девочки исполняют «Танец цветов», литовская народная мелодия)

Медведица выбирает один «цветочек», подводит его к Медвежонку.

Медведица:

             Вот тебе цветочек,

             Баю, бай, сыночек.

Медвежонок: (топает)

             Не хочу цветочек!

Ведущая: 

             Заревел сыночек.

             Вышла мама за порог

             Поискать ему грибок.

(мальчики исполняют «Песню и танец грибов» Л. Олифировой)

Медведица выбирает грибок, подводит к сыну.

Медведица:

             Вот тебе грибочек,

            Баю, бай, сыночек!

Медвежонок:

             Не хочу грибочек!

Ведущая: 

            Завизжал сыночек.

            Вышла мама за порог

            За зеленый бугорок, притащила меду

            Целую колоду.

            Мама песенку поет

            Мишка угощается.

Медвежонок:

             До чего же вкусный мед!

Ведущая: 

А сказка-то кончается!

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

"что за прелесть эти сказки"Экологические сказки.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком. Поэтому уместность использования сказок...

Викторина по сказкам "Что за прелесть эти сказки"

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по чтению художественной литературы , развитию речи "Что за прелесть эти сказки"...

Что за прелесть эти сказки ( сказка о золотой рыбке А.С.Пушкин)

Тематическая аппликацияматериал: картон,цветная бумага, клей ПВА, гречневая каша, бусины, ракушки, бахрома, паетки....

Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)

Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)...

Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"

Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...