План-конспект "Путешествие в опытную лабораторию"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

методическая разработка комплексно-тематического плана на сентябрьдля страшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_s_eor_1_voda.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №138 городского округа Самара

443115, г. Самара, ул. Тополей, 16; тел/факс  8 (846) 925-95-49, e-mail:mdou138@ yandex.ru    

 

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОПЫТНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ»

Составила и провела

О.Б. Кабанова,

воспитатель

МБДОУ №138

г.о. Самара

Дата проведения:

октябрь 2015 г

Самара, 2015

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе

«ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ОПЫТОВ»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

Познавательное развитие:

- развивать любознательность и познавательную мотивацию детей в процессе бесед «Жизнь и вода на Земле», «Какая разная вода», «Что такое лаборатория», «Почему соль и сахар боятся воды», «Безопасность во время опытов», «Как правильно слушать запахи», «Что стало с лучком»;

- развивать проблемное мышление детей посредством д/и «Хорошо-плохо», «Кому нужна вода», «Сравни цвет жидкостей»;

- способствовать обогащению целостной картины мира у  детей посредством ознакомления с познавательными материалами по теме «Вода на Земле»;

- развивать воображение и аналитическое мышление детей посредством проведения опытов, экспериментов;

- способствовать развитию творческой активности детей посредством изобразительной деятельности (нетрадиционные формы и материалы рисования);

- формировать представления детей о качествах и свойствах объектов и веществ посредством эксперимента «Что растворяется в воде»;

- формировать представления детей о свойствах воды посредством проведения опыта «Качества воды»;

- развивать восприятие (осязание, обоняние) детей в процессе опыта «Качества воды»;

- закреплять знания детей о характерных признаках предметов посредством отгадывания загадок по темам: «Вода», «Песок», «Продукты питания»;

Художественно-эстетическое развитие:

- способствовать становлению эстетического восприятия окружающего мира в процессе ознакомления с видеоматериалами, иллюстрациями;

- создавать условия для реализации индивидуальных творческих замыслов детей;

Речевое развитие

- обогащать активный словарный запас посредством д/и «Хорошо-плохо», бесед «Почему соль и сахар боятся воды», «Что стало с лучком»;

- развивать навык детей в составлении сложных предложений (сложноподчиненных) в процессе аргументирования идеи;

- развивать навык детей согласования прилагательных с существительными в роде и числе посредством проведения дискуссии «Качества воды»;

Социально-коммуникативное развитие:

- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе проведения опытов;

- развивать навыки совместной деятельности детей в команде посредством командных д/и и опытов;

Методы и приемы: 

по способам передачи и получения информации:

- Практические: дидактическая игра, рисование нетрадиционным методом, опыт, эксперимент, наблюдение.    

- Наглядные: демонстрация картин, иллюстраций, показ видеоматериалов.

- Словесные: беседа, дискуссия, загадывание загадок, ответы на вопросы, аргументация вывода

Материалы и оборудование:

Видеопроектор, ЭОР (видео) «Волны моря на прибрежной зоне», «Горный ручей», «Бескрайний океан», глобус, мольберт с нарисованной на нем голубой каплей, 4 капли синего цвета, 4 капли красного цвета, 9 медицинских шапочек, стол для опытов с двумя стаканами с водой, одним стаканом с молоком, 8 кистей, 4 баночки с красной краской, картинка формата А5, 8 чайных ложек, 8 стаканов с водой, 4 блюдца, покрытые салфетками – с сахаром, с солью, с подсолнечным маслом, с песком, 8 кистей, 12 банок с красками, 8 стаканов с водой, мольберт с пейзажем, 14 картинок животных, растений, неживой природы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

  1. Игровая

д/и «Хорошо-плохо»

Цель: развитие проблемного мышления, обогащение активного словаря

д/и «Кому нужна вода»

Цель: развитие проблемного мышления, навыка совместных действий

Д/и «Сравни цвет жидкостей»

Цель: развитие проблемного мышления

  1. Коммуникативная

Беседа «Жизнь и вода на Земле»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации

Беседа «Какая разная вода»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации

Беседа «Что такое лаборатория»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации

Беседа «Почему соль и сахар боятся воды»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о качествах и свойствах веществ, обогащение активного словарного запаса

Загадки о продуктах питания и песке

Цель: закрепление знаний о характерных признаках веществ

Беседа «Безопасность во время опытов»

Цель: формирование элементарных представлений о безопасности

Беседа «Как правильно нюхать»

Цель: формирование элементарных представлений о безопасности

Беседа «Что стало с лучком»

Цель: развитие аналитического мышления, обогащение активного словарного запаса

Дискуссия «Качества воды»

Цель: развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе

  1. Познавательно-исследовательская

Рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов

Цель: способствование становлению эстетического восприятия окружающего мира 

Опытно-экспериментальная деятельность

Цель: развитие познавательной мотивации, развитие навыков совместной деятельности в команде, способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий

  1. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Проведение опытов под руководством педагога

Цель: уборка рабочего места после проведения опытов

  1. Изобразительная

Изодеятельность

Цель: создание условий для реализации индивидуальных творческих замыслов

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Игра «Одарим друг друга хорошим настроением»

Педагог предлагает детям встать в круг и «подарить» друг другу улыбку и хорошее настроение.

Воспитанники улыбаются друг другу, держась за руки

Сформировано положительное эмоциональное и психическое состояние детей

Педагог беседует с детьми на тему «Жизнь и вода на Земле».

Примерные вопросы:

1. Зачем нужна вода на планете Земля?

2. Сколько места занимает вода, глядя на глобус?

Воспитанники отвечают на вопросы педагога и задают вопросы сверстникам о воде на планете

Развиты навыков связной монологической речи, актуализированы и закреплены знания о воде

Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Педагог предлагает детям разделиться на 2 команды: красные и синие капельки. Первой команде предлагает вспомнить, чем хороша и полезна вода. Второй – чем опасна и плоха вода. И аргументировать свой вывод и идею.

Воспитанники по очереди перечисляют, чем вода может помочь или быть опасна и прикрепляют с ответом красные и синие капельки на мольберт.

Развиты навыки проблемного мышления, обогащен активный словарь по теме «Вода», сформирована готовность детей к совместной деятельности в команде

Педагог приглашает воспитанников в «путешествие» по «лаборатории интересных открытий».

Беседа на тему «Что такое лаборатория»

Примерные вопросы:

1. Что такое лаборатория?

2. Чем там занимаются?

3. Кто там работает?

Дети перемещаются в зал №1. Воспитанники отвечают на вопросы педагога о лаборатории, надевают шапочки и халаты.

Развиты навыки любознательности и познавательной мотивации, актуализированы и закреплены знания о лаборатории, закреплено положительное отношение к труду ученого в лаборатории

Педагог предлагает детям рассмотреть видеоролики на экране телевизора и проводит беседу «Какая разная вода»

Примерные вопросы:

1. Что делает вода?

2. Какая вода сейчас?

Воспитанники рассматривают изображение водопада, реки и моря, называя качества каждого водного ресурса. Воспитанники выясняют первое качество воды – «жидкая».

Развиты предпосылки к пониманию мира воды, сформированы представления о качествах и свойствах воды, сформулировано первое качество воды - жидкая

Беседа «Безопасность во время опытов».

Примерные вопросы:

1. Почему нужно быть внимательным и осторожным во время опытов?

2. На что нужно обратить внимание при проведение опыта?

 Наблюдение «Сравни жидкости». Педагог предлагает детям провести опыт самим, рассматривая картинку через стаканы с молоком, водой и окрашенной в красный цвет водой.

Педагог вешает на мольберт схему качества воды – «прозрачность».

Дети перемещаются в зал №2. Воспитанники подходят к столу опытов и проводят исследование, сравнивая воду с молоком и окрашенной в краску воду, рассматривают картинку через три стакана с разными жидкостями. Воспитанники приходят к выводу и аргументируют его: второе качество воды - она не имеет цвета.

Сформированы основные понятия безопасного поведения, элементарные представления о свойствах воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности, обогащен активный словарь, сформирована готовности детей к совместной деятельности в команде, сформулировано второе качество воды – бесцветная

Беседа «Как правильно нюхать».

Примерные вопросы:

1. Как нужно вдыхать аромат?

2. Как правильно подносить вещество к носу?

 Педагог предлагает детям провести опыт по определению запаха воды.

Педагог вешает на мольберт схему качества воды – «без запаха».

Дети проводят опытно-экспериментальную деятельность с запахами и выясняют, третье качество воды – она не имеет запаха.

Сформированы основные понятия безопасного поведения при вдыхании запахов, обогащен активный словарь, сформированы представления детей о качествах и свойствах веществ при помощи опытно-экспериментальной деятельности, сформулировано третье качество воды – без запаха

Педагог предлагает детям переместиться в третий зал. Педагог загадывает загадки про соль, сахар, подсолнечное масло и песок.

Педагог проводит беседу на тему «Почему соль и сахар боятся воды».

Примерные вопросы:

1. Что происходит в воде с сахаром?

2. Как ведет себя в воде соль?

Педагог предлагает проверить правильность высказываний опытным путем.

Педагог помогает детям сформулировать четвертое качество воды – она растеряет или не растворяет вещества.

Дети перемещаются в зал №3. Воспитанники рассматривают материалы на столе для опытов. Некоторые из них накрыты салфетками. Дети отгадывают загадки и снимают салфетки с материалов.

Воспитанники беседуют с педагогом и высказывают свои предположения.

Дети проводят опытно-экспериментальную деятельность по растворению в стакане с водой сахара, соли, масла и песка.

Дети делают вывод, что соль и сахар растворяются, песок оседает, а масло держится на поверхности воды, и формулируют качество воды -  она растеряет некоторые вещества, аргументируя.

Сформированы представления детей о качествах и свойствах веществ при помощи опытно-экспериментальной деятельности, обогащен активный словарь, сформулировано четвертое качество воды – растворяет и не растворяет вещества

Педагог предлагает детям перейти в 4 зал лаборатории. Появление персонажа Царица Воды, которая предлагает детям «расколдовать морских животных» (Изобразительная деятельность «Расколдуй морских животных»).

Дети пребывают в зал №4 лаборатории и встречаются с «Царицей Воды».

Дети закрашивают белую поверхность листа с нанесенными парафином контурами морских обитателей красками и кистями, поролоном. На листах проявляются белые очертания морских обитателей. Воспитанники называют обитателей морей.

Созданы условия для реализации индивидуальных творческих замыслов

Дидактическая игра «Кому нужна вода»

Педагог предлагает детям выбрать из множества картинок те, на которых изображены все, кто не может прожить без воды.

Дети выбирают нужные картинки и крепят их на картину с рекой и объясняют, почему выбранному существу нужна вода.

Развиты навыки проблемного мышления, закреплены навыки совместных действий, связной монологической речи, аргументации и формулирования выводов

Беседа «Что стало с лучком».

Примерные вопросы:

1. в каком сосуде лучок живет?

2. что стало с лучком в сосуде без воды?

3. почему так произошло?

Педагог предлагает детям взглянуть на результат опыта, который начался неделю назад.

Педагог помогает детям сформулировать вывод – без воды жизни нет. Вывешивает схему пятого качества воды – биологическая ценность воды.

Педагог и дети провожают «Царицу Воды»

Ребята рассматривают 2 стакана: в одном луковичка с водой, во втором – без воды. Ребята делают вывод о ценности воды для всего живого.

Дети формулируют и аргументируют пятое качество воды – без воды жизни нет.

Развиты навыки аналитического мышления, обогащен активный словарный запас, закреплены представления о свойствах объектов окружающего мира

Педагог проводит итоговую беседу.

Примерные вопросы:

1. Вам понравилось «путешествие»?

2. Что вам показалось сложным?

3. Как вы оценили свои ответы в беседах?

Дети рассматривают схемы качества воды, вспоминают проводимые опыты и называют качества воды, делятся впечатлениями о сделанном.

Закреплены представления о свойствах объектов окружающего мира, навыки связной монологической речи, созданы условия для благоприятного психологического состояния детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лаборатория Горелкина" (опытно - эксперементальная деятельность по пожарной безопасности)

Формирование представлений у детей о пожароопасных предметах, показат детям, как быстро загораются предметы из различных материалов, какие средства можно использовать при тушении. Наглядный показ, как...

Совместная опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей подготовительной группы «Лаборатория ученого Галилео»

Программное содержание: • Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях; • Продолжать знакомить детей со свойствами магнита, сырого яйца в воде; • Формировать ум...

Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"

Цель:  Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...

Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...

Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду мини- лаборатория «Любознайка» (старший дошкольный возраст)

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Радуга» от 4 до 6 лет «Фруктовая лаборатория»

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делат...