ОТСЛЕЖИВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Короткова Н.А., Нежнов П.Г.
материал по теме

Ионцева Наталья Владимировна

I. Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой 

II. Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью

III. Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной игрой/совместной продуктивной деятельностью

IV. Познавательная инициатива - любознательность: наблюдение в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

V. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности ребёнка). **

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kart.docx55.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОТСЛЕЖИВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  - ДОШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Короткова Н.А., Нежнов П.Г.

I. Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой

1 уровень:

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной . игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

Типично для  3-4 лет.

 2 уровень:

Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я - шофер" и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

Типично для  4-5 лет.

 3уровень:

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; отталкиваясь от первоначального замысла, комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макеты, сюжетные композиции в рисовании).

Типично для 6-7 лет

II. Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью

1 уровень:

Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т.п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: что ты делаешь? - отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно цель не формулируется).

Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

Типично для  3-4 лет.

 

2 уровень:

Обнаруживает конкретное намерение-цель ("Хочу нарисовать домик,.. построить домик,... слепить домик") - работа над ограниченным материалом, его трансформации; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости оттого, что получается).

Ключевые признаки: формулирует конкретную цель ("Нарисую домик"); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат ("Получилась машина").

Типично для  4-5 лет.

 3-уровень;

Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования ("Хочу сделать такое же") - в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Типично для 6-7 лет.

 

Ш. Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной игрой/совместной продуктивной деятельностью

1 уровень:

Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель - пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.

 Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия ("Смотри..."); довольствуется обществом любого.

Типично для  3-4 лет. 

2 уровень:

Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла (цели); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое побуждение партнера к конкретным действиям (ты говори..., ты делай...), поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.

Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение ("Давай играть...делать..."); начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

Типично для  4-5 лет.

 3 уровень:

Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно предлагая исходный замысел-цель ("Давайте так играть... рисовать..."), спланировав несколько начальных действий; использует простой договор ("Я буду..., а вы будете...'1), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к поддержанию слаженного взаимодействия.

Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает исходный замысел-цель; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия.

Типично для 6-7 лет.

 

 

IV. Познавательная инициатива - любознательность:

наблюдение в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

1 уровень:

Замечает новые предмет в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи (манипулирует, разбирает - собирает без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.

Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.

Типично для  3-4 лет.

2 уровень:

Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов ("Что это? Для чего?"); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений ("Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?"); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта ("Если сделать так... или так..."), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимость: действие - эффект).

Типично для  4-5 лет.

3 уровень:

Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Типично для 6-7 лет.

 V. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности ребёнка). **

1 уровень:

Типично для  3-4 лет.

 Ребёнок регулярно перемещается в пространстве, совершая различные типы движений и действий с предметами. Его движения энергичны, но носят процессуальный (движение ради движения) характер. Не придаёт значения правильности движений, ин низкую эффективность компенсирует энергичностью.

Ключевые признаки: с удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.)

2 уровень:

Типично для  4-5 лет.

 Совершает осознанные, дифференцированные относительно объектов и целей движения. Проявляет интерес к определённым типам движений и физических упражнений (бегу, прыжкам, метанию). Изменяет свои движения (совершает согласованные движения рук при беге, ловит мяч кистями рук и т.д.) в соответствии с рекомендациями взрослого, но может через некоторое время вернуться к первоначальному способу. С удовольствием пробует новые типы двигательной активности.

Ключевые признаки: интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

3 уровень:

Физическая активность может носить результативный характер, и ребёнок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее). Он прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности.

Проявляет интерес к различным формам двигательной активности (езде на велосипеде, плаванию), стремится приобрести специфические навыки для их осуществления.

Бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает её со своими спортивными достижениями. Ключевые признаки: Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

Типично для 6-7 лет.

** Основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), выносливость, двигательная активность

    Как работать с нормативной картой развития

 Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на сообщество детей (что не противоречит его индивидуализации), карта развития задана как индивидуально-групповая.

Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на 5 бланков - по сферам инициативы. В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки.

Карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.

Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оценивания - самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним). Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот "образ" ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.

 Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз - в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

-  "обычно" (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

-  "изредка" (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

-  "нет" (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Эти маркировки используются с учетом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.

Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка "обычно". Метка "обычно" проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет метки "изредка" и "нет". Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.

Важно уяснить, что оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровни-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы (например, маркировка "обычно" во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок в моменты, когда он занят свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным, наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью).

Карта развития группы.

 

Возрастная группа  вторая младшая      Дата заполнения октябрь 2016 год

Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой)

Фамилия имя ребенка

Возраст ребенка (полных лет, месяцев)

1 уровень

В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2_уровень Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных ' сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

3 уровень

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последователь-ность; использует развернутое словесное комментирование

игры через события и

пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история предметном -макеты, сюжетные компози-ции в рисовании).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Карта развития группы.

Возрастная группа  вторая младшая      Дата заполнения  октябрь 2016 год

Фамилия имя ребенка

Возраст ребенка (полных лет, месяцев)

Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

1 уровень

Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируегся; бросает работу, как только появляются отвлекающие мометы, и не возвращается к ней

2 уровень 

Формулирует

конкретную цель ("Нарисую домик"); в процессе работы может . менять, цель, но фиксирует конечный результат ("Получилась машина")

3 уровень                  

 Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, до-водит ее до конца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Карта развития группы.

Возрастная группа  вторая младшая      Дата заполнения октябрь 2016 год

Фамилия имя ребенка

Коммуникативная инициатива

(наблюдение за совместной  игрой/ совместной продуктивной деятельностью)

 

1 уровень

Обращает внимание сверстника на

интересующие самого ребенка действия ("Смотри..."); довольствуется обществом любого

2уровень 

Инициирует    парное    взаимодействие со сверстником через краткое речевое     предложение-побуждение ("Давай играть... делать..."); начинает проявлять избирательность в выборе партнера

3 уровень

Предлагает в развернутой словесной ферме исходный замысел-цель;

договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия

 1

 

 

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 21

 

 

 

 22

 

 

 

 23

 

 

 

24

25

Возрастная группа_________Дата заполнения____________

Фамилия имя ребенка

Познавательная инициатива -любознательность

(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)

1 уровень

Проявляет интерес       к новым   предметам, манипулирует ими,   практически    обнаруживая    их возможности; многократно воспроизводит действия

2 уровень

Задет вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к

исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимостъ: действие -эффект)

3 уровень 

Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 17

 

 

 

 18

 

 

 

19

20

21

22

23

24

25

V. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности ребёнка). **

1 уровень:

Типично для  3-4 лет.

 Ребёнок регулярно перемещается в пространстве, совершая различные типы движений и действий с предметами. Его движения энергичны, но носят процессуальный (движение ради движения) характер. Не придаёт значения правильности движений, ин низкую эффективность компенсирует энергичностью.

Ключевые признаки: с удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.)

2 уровень:

Типично для  4-5 лет.

 Совершает осознанные, дифференцированные относительно объектов и целей движения. Проявляет интерес к определённым типам движений и физических упражнений (бегу, прыжкам, метанию). Изменяет свои движения (совершает согласованные движения рук при беге, ловит мяч кистями рук и т.д.) в соответствии с рекомендациями взрослого, но может через некоторое время вернуться к первоначальному способу. С удовольствием пробует новые типы двигательной активности.

Ключевые признаки: интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

3 уровень:

Физическая активность может носить результативный характер, и ребёнок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее). Он прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности.

Проявляет интерес к различным формам двигательной активности (езде на велосипеде, плаванию), стремится приобрести специфические навыки для их осуществления.

Бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает её со своими спортивными достижениями. Ключевые признаки: Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

Типично для 6-7 лет.

** Основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), выносливость, двигательная активность

Пример  карты развития группы.

Возрастная группа __________________Дата заполнения___________

Фамилия имя ребенка

Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности ребёнка).

1 уровень

с удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.)

2_уровень 

интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

 

3 уровень

Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОО.

Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников  в образовательном процессе ДОО.Скачкова Г. И., Максимова Н.В., МБДОУ ЦРР Д/С №188 г. ВоронежаПри составлении проблемн...

Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»

Этот мастер класс является опытом моей работы по логико- математическому развитию дошкольников. С введением в практику работы ФГОС ДО педагогу  предоставляется  самостоятельный выбор парциал...

Речевое развитие как единый , целостный образовательный процесс социализации и индивидуализации дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Речевое развитие как единый , целостный образовательный процесс социализации и индивидуализации дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Инновационный проект ««Квест - игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»

         Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Квест – путешествие как модель эффективного развития дошкольников в образовательном процессе ДОУ».

Мастер-класс  поможет познакомить педагогов с такой технологией как квест-путешествие и с ее элементами....

Развитие памяти дошкольников в образовательном процессе ДОУ

       Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприят­ный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память ста­новится доминирующей фун...

ОТСЛЕЖИВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Педагогическая диагностика детей от 3 до 7 лет. Шаблоны созданы на основе карт развития Коротковой Надежды Александровны....