Совместный проект второй младшей и подготовительной групп "Мы партнёры"
проект (подготовительная группа) на тему
Долгосрочный проект (с октября по май).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnyy_proekt_pervoy_mladshey_i_podgotovitelnoy_grupp_mbdou.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместный проект второй младшей группы «Ёлочка» и подготовительной группы «Рыбка» ГБДОУ №32
«Мы партнёры».
Тип проекта: творческий, долгосрочный (с октября 2016 г. по май 2017 г.)
Участники проекта: воспитатели: Морозова Т.В., Минина Н.В и дети второй младшей группы «Ёлочка», воспитатели: Муханова Т.С., Семёнова Д.М. и дети подготовительной группы «Рыбка», музыкальный руководитель Оприщенко И.В., логопед
Цель: формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности.
Задачи: Вторая младшая группа «Ёлочка»:
-Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать им лучше узнать друг друга, устанавливать контакты, основываясь на общих интересах.
-Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость через совместную музыкально-творческую деятельность.
-Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
-Формировать представления детей о людях (взрослых и детях), об особенностях внешнего вида, отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, делах и добрых поступках людей.
-Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Задачи: Подготовительная группа «Рыбка»:
-Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.
-Воспитывать привычку культурного поведения и общения с людьми.
-Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста и взаимодействия со взрослыми через совместную музыкальную и творческую деятельность.
-Развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых.
-Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознания своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие».
Актуальность: Взаимодействие детей младшего возраста и старшего дошкольного в обычной жизни детского сада сведено к минимуму. Дети второй младшей группы в силу возраста мало привлечены к совместной образовательной деятельности, поэтому часто наблюдается страх, тревожность и частая смена настроений к приходу новых людей в группу, в смене обстановке. Исходя из этого, было выбрано направление социально-личностного развития через совместную деятельность детей разных возрастных групп.
Проблема исследования: В начале учебного года дети подготовительной группы заметили: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Почему плачут в детском саду? Что они умеют делать? Чем занимаются в детском саду? Как мы можем им рассказать о жизни в детском саду?»
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если мы возьмем шефство над малышами, то у них улучшится настроение и нам будет веселее и дружнее жить в детском саду.
I этап: Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Результаты исследования: Ожидаемые результаты: Снижение тревожности, зажатости у детей младшего возраста; активизация механизмов подражания старшим детям в разных видах деятельности; Развитие социально-нравственных качеств старших дошкольников (заботливость, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, самостоятельность). Продукт: Разработка перспективного, календарного планирования, различных форм совместной деятельности детей (экскурсии, досуги, музыкальные развлечения), конспекты мероприятий.
II этап: Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации.
Младшая группа «Ёлочка»: Беседа «Что такое детский сад»; презентация «Наш детский сад»; Беседа «Что такое день рождения?»; Беседа «Маленькие и большие»; знакомство. Подборка картотек: дидактические игры, стихи, потешки, сказки, пальчиковая гимнастика.
Подготовительная группа «Рыбка»: Знакомство с темой «Наше раннее детство»; Беседы «Мы растём», «Когда я был маленьким», «Малыши рядом с нами», «Мой маленький братик»; Рассматривание своих детских фотографий, игрушек, предметов одежды; Просмотр видеозаписей утренников, развлечений и театральных постановок; Просмотр домашних фотографий, видеофильмов «Когда я был маленький» Игровые ситуации «Чьи это вещи?», «Кому нужны эти предметы и игрушки?»; Рассказы родителей или случаев, которые помнят сами из своего раннего детства «Когда мы были совсем маленькими», «Топ-топ топает малыш»; Подборка дидактических игр; Театральная подготовка: выбор сказки (соотв. возрасту), тип театра, декораций, распределение ролей; Художественное творчество: изготовление подарков, открыток для малышей своими руками; Практические ситуации «Сделаем малышам подарки», «Порадуем малышей нашим концертом», «Поиграем с малышами», «Зимние забавы для маленьких», «Покатаем малышей на санках». Беседы «Мы растём», «Когда я был маленьким», «Малыши рядом с нами», «Мой маленький братик»; Рассматривание своих детских фотографий, игрушек, предметов одежды.
Экскурсия по детскому саду. Сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность. Проведение мастер-класса «Новогодняя гирлянда». Совместное развлечение «В гостях у матрешки»
2. Творческая деятельность детей:
-Зимние забавы для малышей (совместные игры, развлечения на улице).
Экскурсия на участок подготовительной группы (лепка снеговиков, изготовление цветных льдинок).
Организация взаимодействия старших и младших дошкольников – условие социализации детей младшего возраста.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир таков, что одним из условий успеха является способность работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания и бесконфликтного общения с людьми. Поэтому, на наш взгляд, организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства и новых технологий.
социализация детей младшего возраста обеспечивает безболезненную адаптацию к дошкольному образовательному учреждению благодаря постепенному отрыву ребенка из семьи, происходящая в том темпе, который необходим данному ребенку. Как и во многих других дошкольных учреждениях, в первые дни пребывания ребенка в группе адаптироваться к новой обстановке и чужим взрослым ему помогают родители.
Конечно, в группе все подчинено развитию личности ребенка, в том числе и его социальных качеств: организация внутреннего пространства, правила, которые наглядно демонстрируются взрослыми. Важно отметить, что соблюдение норм поведения обязательно для всех – и детей, и родителей, и сотрудников дошкольного образовательного учреждения. И именно эти правила обеспечивают детскую базовую безопасность.
Однако погружение детей в незнакомую среду, предъявление новых требований чужими взрослыми вызывают тревогу, и мы заметили, что случайные встречи со старшими братьями и сестрами в пределах сада значительно улучшают эмоциональное состояние малышей. Очень интересной оказалась практика привлечения старших братьев и сестер, воспитанников старших групп для более успешной социализации младших ребят.
Разрабатывая данную технологию, мы предположили, что привлечение старших дошкольников к адаптации и социализации малышей в различных видах деятельности будет эффективно. Для малышей старшие дети более безопасны, несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания, а кроме этого, присутствие рядом старшего брата или сестры из старших групп детского сада оказывает положительное влияние на эмоциональное настроение малыша, снижает уровень тревожности.
При организации взаимодействия старших дошкольников с малышами мы учитывали следующие моменты:
- Посещение детьми старшего возраста младших и помощь им должна происходить исключительно на добровольной основе.
- Помощь старших дошкольников должна осуществляться вне времен, отведенного на образовательную деятельность и режимные моменты.
- Важно формировать мобильные по составу группы детей старшего возраста с целью дать возможность осуществить им свои запросы в разных видах деятельности.
- Обязательное включенное психолого-педагогическое сопровождение деятельности старших детей. Это и подготовка старших детей, и подбор совместных видов деятельности старших и младших детей, а также демонстрация и поддержка самостоятельной деятельности.
Взаимодействие старших дошкольников и детей младшего возраста было организовано по нескольким направлениям:
- Игровая деятельность, главная развивающая и тем самым привлекательная деятельность, создающая благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребенка раннего возраста, организаторами которой являются старшие ребята. Через разные виды игры мы стараемся донести до малышей информацию о безопасности и комфортности нашего садика, его правилах и традициях.
- Театрализованная деятельность является эмоционально яркой, способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание. Мы применяем и полное рассказывание сказок детьми старшего возраста малышам с элементами театрализации, и отдельные театральные этюды-образы.
- Формирование культурно-гигиенических навыков. Старшие дети становятся незаменимыми помощниками воспитателю при индивидуальной трансляции инструкций малышу, например, в каком порядке одеваться на улицу. Мы устраиваем для детей раннего возраста мини спектакль, к ним в гости приходят различные герои и в игровой форме обучают детишек навыкам гигиены.
- Экскурсии для малышей, проводимые детьми старшего дошкольного возраста по детскому саду. Этот вид деятельности способствует расширению границ нового мира, снижению тревожности малышей. В сопровождении взрослого дети посещают различные помещения и кабинеты нашего сада, а старшие ребята в ходе экскурсии демонстрируют младшим образец поведения.
Реализация технологии адаптации и социализации детей младшего возраста к ДОУ осуществлялась по следующему алгоритму:
1. Проведение подготовительной работы со старшими дошкольниками, в которую входило:
1а. Проведение беседы с детьми подготовительной группы с обращением к ним за помощью в организации периода адаптации и дальнейшей социализации малышей:
– просмотр слайд-шоу «Когда мы были маленькими» с целью актуализации воспоминаний детских переживаний.
– рассказ о группе, о трудностях и переживаниях, которые сопровождают этих детей в период привыкания к детскому саду, группе, воспитателю.
1б. Интервьюирование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их желания помочь малышам и предпочитаемой деятельности с детьми раннего возраста (ребята хотят играть с малышами, помогать им кушать, одеваться, мыть ручки, укладывать спать и т.п.)
1в. Формирование мобильных по составу групп «добровольцев» из детей старшего возраста в помощь малышам по вышеназванным направлениям.
Готовя старших детей, мы увидели, что больше инициативу в желании помочь малышам проявили девочки, что и не удивительно. Опираясь на трехлетний опыт работы в экспериментальной площадке «Девочки и мальчики» мы знаем, что девочки больше склонны к попечительской деятельности и более терпеливы, чем мальчики, поэтому мы не настаивали на помощи мальчиков, зная, что позже они обязательно присоединятся к девочкам, увидев значимость и результативность этой деятельности.
2. Вторым этапом стало введение детей старшего возраста в группу к малышам. Мы проводим «День Знакомства» – основная задача которого: ввести детей старшего возраста в коллектив малышей, создав при этом атмосферу праздника, радостного события. В течение этого дня воспитатель и педагог-психолог представляет старших детей младшим, проводят игру-знакомство «Волшебный клубочек», а далее игру на создание положительных эмоций с зонтиком, который старшие принесли малышам, также на этом этапе можно поиграть с мыльными пузырями. Затем мы отдыхаем и проводим релаксационную музыкальную паузу, а в завершении старшие прощаются с младшими и обещают прийти еще.
3. Далее виды деятельности с детьми раннего возраста проводят в следующем порядке:
3а. Игровая деятельность как основа межвозрастного общения проводится в несколько этапов:
– Знакомство старших детей с игровой средой группы раннего возраста, что позволяет актуализировать ранние воспоминания детей, а также малыши с помощью педагогов представляют свою группу.
– Включенные игры-демонстрации «Катя идет гулять», «Катя ждет гостей», «Сломалась машина», «Я – музыкант» и другие ситуации. Старшие дети показывают примеры игровых действий с игрушками.
– Старшие дети приносят малышам свои игрушки, знакомят с ними, показывают игровые действия с ними.
– Организованные педагогами игры на взаимодействие и помощь. Примером такой игры может служить адаптированная нами для раннего возраста игра «Ложки» для совместного взаимодействия группы детей старшего и раннего возраста.
– Сюда же можно отнести и совместные игры-забавы на улице.
– Свободная игровая деятельность, наблюдая за которой можно сделать выводы и о значимости авторитета старшего для младшего, и о том, насколько старшие дети готовы общаться, делиться чем-то, заботиться.
3б. Театрализованная деятельность. Когда малыши в процессе игры уже немного привыкнут к старшим ребятам, будут концентрировать на них внимание, можно привлекать старших детей к постановке небольших театрализованных представлений, с использованием костюмов и атрибутов.
Здесь мы включаем такие виды деятельности, как:
– Костюмированные танцы-развлечения «Веселые мышата», «Волшебные платочки»
– Проигрывание сказок с использованием кукол би-ба-бо, деревянных наборов, костюмов.
– Проигрывание элементов театральных действий с применением атрибутов под руководством сказочного героя (ребенок старшего возраста).
3в. После того, как у малышей уже возникла определенная степень доверия к старшим ребятам, педагоги начинают привлекать дошкольников к помощи к процессу формирования культурно-гигиенических навыков. Можно доверить старшим ребятам помощь при кормлении и одевании на прогулку, т.к. малыши в большинстве готовы слушать старших и следовать их инструкциям. Старшие дети дублируют индивидуально инструкции воспитателя и помогают их выполнять. На данном этапе возможно использование опыта двух предыдущих этапов – игрового и театрального.
С участием детей старшего возраста организуются дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков. Мы используем адаптированные нами игры к раннему возрасту. Например, игра «Чистоплотные дети», позволяющая проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Также на этом этапе осуществляется привлечение героев сказки (ребенок старшего возраста в костюме) для создания эмоционально привлекательного образа для подражания при выполнении режимных моментов.
Помимо этого, старшие дети помогают младшим одеваться на прогулку, называя одежду и проговаривая порядок одевания.
3г. Экскурсионная деятельность. К этому этапу маленькие дети уже довольно хорошо привыкают к старшим детям, своему воспитателю и к группе, появляются привязанности, доверие сформировано, поэтому можно расширить представление малышей о дошкольном учреждении и вывести их за пределы группы, познакомив с основными, эмоционально значимыми помещениями ДОУ. Мы считаем, что экскурсии – один из важных моментов социализации детей раннего возраста, расширяющий представления об окружающем мире. Все экскурсии проводятся в мини-подгруппах по 3-4 ребенка.
Примерный план экскурсий: экскурсия в группу детей старшего возраста, в кафе, где старшие ребята завтракают, обедают и полдничают (если есть такое помещение), «Чистый дом» – экскурсия в прачечную, «Где живут книжки» – поход в библиотеку, в кабинет ИЗО, где творят будущие художники.
Заключением такой работы со старшими и младшими детьми в течение года служит поздравление малышей на балу выпускников детского сада, где они перенимают эстафету без страха и слез, видя знакомые лица и поддержку своих старших друзей.
Данную технологию мы апробировали в Центре развития ребенка №867 ЮВАО г. Москвы и опыт работы транслировали на городской научно-практической конференции «Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе», и на конференции «Современные модели социализации детей», а также продолжили ее апробацию в детском саду №2003, а теперь и в школе №777 (дошкольное отделение №2).
Как показала практика, такой опыт взаимодействия ребенка раннего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывает произвольность, снимает тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.
При организации обучения детей разного возраста очень важно использовать такие его формы, которые обеспечивали бы успешное функционирование процессов взаимодействия и взаимообучения.
Необходимо, чтобы младший ребёнок воспринимал старшего как партнёра в совместной с ним деятельности. При этом условии младший сможет принять опыт старшего и усвоить его. Формы участия старших и младших в процессе взаимодействия и взаимообучения могут быть разными. Индивидуальная форма предполагает объединение младшего и старшего ребёнка в паре. При использовании групповой формы процесс обучения строится на основе опосредованного через взрослого общения детей. Педагог сообщает старшим новые знания, ставя перед ними задачу последующей передачи этих знаний младшим. Например, старшие, побывав на экскурсии, в речевой форме передают свои впечатления младшим: рассказывают о том, что узнали сами, отвечают на вопросы малышей. В ходе свободного общения младшие получают новые знания, а старшие их закрепляют и обобщают. Педагог осуществляет косвенное руководство процессом межвозрастного общения.
Организация взаимообучения детей разного возраста в совместной деятельности возможна, если старшие владеют содержанием и способами выполнения деятельности, а малыши только начинают овладевать этим. Наиболее благоприятной для этого деятельностью является совместная игра, в которой между детьми должны установиться отношения партнёрства. Самые простые формы взаимодействия формируются в дидактической игре, в которой участвуют старший и младший ребёнок. Взаимодействие и взаимоотношения детей регулируются с помощью правил игры как нормы, обязательной для всех играющих. Необходимо, чтобы хотя бы один из участников игры (в данном случае старший ребёнок) владел знанием её правил и осуществлял контроль за деятельностью играющих.
С целью возникновения сотрудничества в совместной игре необходимо поставить детей в зависимость друг от друга, чтобы они не могли играть и достигать результата игры без партнёра. Для этого педагог распределяет дидактический материал между детьми и вводит правило поочерёдного участия в совместной деятельности. Это не позволяет каждому участнику игровой пары обойтись друг без друга и ставит детей в условия необходимости взаимодействия. Тем самым обеспечивается равноправное взаимодействие участников игры. В случае невыполнения очередного правила или игрового действия одним из детей, чаще всего младшим, возникает ситуация взаимообучения, когда старший ребёнок подсказывает младшему ход игры. Если старший ребёнок играет за себя и за не умеющего играть младшего, взаимообучение также имеет место, поскольку младший ребёнок постепенно овладевает содержанием игры. Совместная игра прекращается, если она оказывается слишком сложной для одного из них, отчего игровое взаимодействие не налаживается, и если оба играющих или один из них удовлетворил свой интерес к содержанию игры.
Этим типом сотрудничества дети должны овладевать под непосредственным руководством взрослого. Вначале педагог обучает их общим способам взаимодействия, вступая с ними в совместную игру в качестве игрового партнёра. Взрослый показывает старшему ребёнку, как он может играть вместе с младшим, обучая его, а младшему — как он может участвовать в совместной игре со старшим в качестве игрового партнёра (выполнять игровые действия, соблюдать правила). Затем старшие овладевают умением самостоятельно организовывать совместную с младшими игру, а младшие осваивают роль игрового партнёра. Педагог на этом этапе занимает позицию наблюдателя и, в случае необходимости, регулятора взаимодействия детей. Несмотря на разницу возрастных возможностей, дети успешно объединяются в рамках совместной деятельности и достигают в ней общего результата. Таким образом, их совместная деятельность организуется взрослым так, что активизирует разные позиции младших и старших детей.
Совместная сюжетно-ролевая игра детей разного возраста может быть организована при определённой позиции старшего ребёнка, который владеет игровыми умениями, представляет себе, как и во что он может играть с малышом, доброжелательно относится к нему.
Организация взаимообучения полезна как для младших, так и для старших дошкольников. Младший ребёнок реально видит, чем овладел старший и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший же может продемонстрировать младшему образец действия, объяснить словесно способы выполнения задания, проконтролировать выполнение игрового задания малышом, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшему способы выполнения игрового задания, старшие осознают их сами, уточняют и углубляют собственное понимание этих способов. У старших детей появляются возможности для самосовершенствования, формирования самоконтроля, развивается чувство ответственности за малышей (О.В. Соловьёв).
Однако процесс взаимообучения младших и старших дошкольников не следует идеализировать. Необходимо учитывать реальные проявления и интересы детей разного возраста. Младшие, как правило, интересуются занятиями старших и хотят играть с ними. Старшие дети, напротив, часто воспринимают взаимодействие с малышом безразлично и даже негативно, поскольку не нуждаются в нём. Их вполне удовлетворяет взаимодействие со сверстниками — партнёрами с относительно одинаковым уровнем развития деятельности и общения. Многие из детей старшего дошкольного возраста плохо ориентируются в потребностях и возможностях младших, поэтому неохотно идут на контакт с ними. Значительное количество старших дошкольников, контактируя с малышами, стремятся реализовать своё преимущество (например, достичь лёгкого выигрыша в игре за счёт младшего партнёра). Они не учитывают позицию младшего ребёнка, который не обладает ещё таким уровнем развития. Результаты психологических исследований (А.М. Поддьяков) свидетельствуют о том, что дошкольники 5—6 лет демонстрируют способность не только оказывать другому помощь в ситуациях обучения, но и активно противодействовать обучению другого.
Возникновение взаимодействия и взаимообучения между детьми разного возраста возможно при организации взрослым процесса совместной деятельности. Педагогу необходимо специально формировать у старших детей, особенно мальчиков, потребность в общении с малышами, создавать условия, при которых и у младших, и у старших детей возникали бы положительные эмоции в процессе общения. Для того чтобы старший ребёнок осознал роль учителя младшего, ему необходимо принять задачу учить, а младший, в свою очередь, принимает задачу научиться. При этом старшие должны владеть содержанием деятельности, а младшим это содержание должно быть доступно. Важным условием является наличие взаимоотношений между детьми, основанных на симпатии. Поэтому педагог всегда предоставляет детям возможность выбирать себе партнёра для совместной деятельности. Практика работы в разновозрастной группе показывает, что выбор такого партнёра, как правило, осуществляют старшие, руководствуясь своими симпатиями, хотя в отдельных случаях и младшие могут проявить инициативу. Если в группе есть братья и сёстры, они обязательно выбирают друг друга, причём старшие терпеливо и старательно опекают младших.
Организация совместной деятельности детей разного возраста является эффективной как для младших, так и для старших дошкольников. Участие в процессе совместного обучения способствует умственному и социальному развитию детей в условиях разновозрастной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект второй младшей группы "Опасные предметы на кухне"
Нам, взрослым, необходимо воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. Особенно большое скопление опасностей прихо...
,Презентация проекта второй младшей группы "Знакомство с профессией повар"
представлены план, реализция, привлечение родителей, фотоотчет....
Развитие речи детей в игровой деятельности при обучении дошкольников родному татарскому языку» (начиная со второй младшей до подготовительной к школе группы)
Автор рассматривает проблему формирования речевых навыков, а именно через ознакомление с предметами окружающего мира, сказки, стихотворения татарского народа, творчество поэтов, композиторов и др. Мно...
Картотека игр второй младшей группы - подготовительной группы
Здесь вы увидите много интересных игр...
Проект вторая младшая группа по формированию ЗОЖ "Малыши - Крепыши" Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: информационно-творческий. Авторы; Пурахина Светлана Александровна воспитатель, в
Проект вторая младшая группапо формированию ЗОЖ"Малыши - Крепыши"Тип проекта: познавательно-игровой. Вид пр...
Проект второй младшей группы «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» проект по художественной литературе (младшая группа) на тему
Проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» нацелен на развитие интереса к слушанию художественных произведений....
Педагогический проект «Воспитание сказкой» Долгосрочный проект Вторая младшая группа.
Педагогический проект «Воспитание сказкой» Долгосрочный проект Вторая младшая группа....