консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка"
консультация (средняя группа) на тему

Харитонова Ольга Владимировна

консультиция напрвлена на то, чтобы помочь родителям в выборе правильных игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игрушка в жизни ребёнка»

Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию статью, которую считаю актуальной, так как в настоящее время от изобилия игрушек на полках современных магазинов можно потерять голову. Выбор игрушек не такое простое занятие, как кажется на первый взгляд.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе, воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:

  • сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда)
  • технические (транспортные, конструкторы и т.д.),
  • игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых),
  • игрушки-забавы: театральные, музыкальные.
  • крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы,
  • большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства, которые способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.

Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соизмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается

Дети этого возраста осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако при выборе игрушек следует не забывать об их безопасности.

Безопасность игрушки укажет этикетка. Следуйте указаниям на этикетках!

Прочитайте все указания, которые написаны на этикетках и ярлыках игрушек. Особое внимание уделите чтению инструкции электронных игрушек (поющих, светящихся и т.д.). Обязательно покажите ребёнку, как пользоваться такой игрушкой. Неправильное использование может привести к травмам

Если вы покупаете компьютерную игру, убедитесь в том, что на упаковке присутствует маркировка о том, что в эту игру можно играть детям. Во многих играх слишком много насилия и мата.

Острые или сколотые углы – небезопасны!

Обязательно проверяйте каждую игрушку на наличие острых углов или сколов. Особенно важно выполнять такую проверку, если вы выбираете игрушку для маленького ребёнка до года. Малыши любят засовывать игрушки в рот и тыкать ими себе в лицо. Поэтому родители должны проявлять особую бдительность, чтобы ребёнок не поранился острым краем игрушки.

Шнурки и ленты

Если вы собираетесь купить игрушку, к которой прикреплены шнурки, ленты или верёвочки, обратите внимание на их длину. Если верёвка достаточно длинная, ребёнок способен обмотаться ею, что вызовет удушение. Не покупайте такие игрушки или отрезайте с них все длинные верёвки.

Избегайте игрушек с мелкими деталями ради безопасности ребёнка

Не покупайте ребёнку до 3 лет игрушки с мелкими или некрепко приделанными деталями! Маленькие дети имеют склонность совать в рот мелкие вещи, которые могут быть опасны. Мелкие детали могут попасть в дыхательные пути и вызвать удушение или причинить вред органам пищеварительного тракта. Глаза - «пуговки», носы и прочие подобные детали игрушек маленький любознательный ребёнок запросто открутит и проглотит.

Безопасная игрушка должна быть крепкой

Перед покупкой убедитесь в том, что игрушка изготовлена из крепких материалов, которые не дают острых осколков. Дети часто роняют или бросают игрушки и могут пораниться осколками. Если ребёнок разбил игрушку, не пытайтесь склеить осколки, выбрасывайте без сожаления – безопасность ребёнка важнее.

Избегайте слишком «громких» игрушек

Если вы выбираете игрушку со звуковыми эффектами, предварительно убедитесь в том, что звук не слишком громкий. Слишком громкие звуки способны повредить нежный слух малыша.

Нетоксичность материалов – залог безопасности игрушек

Читайте на этикетке состав каждой игрушки, особенно это касается игрушек с различными жидкостями внутри, цветных мелков для рисования. Игрушка должна быть изготовлена из нетоксичных материалов, допущенных к использованию в детских игрушках.

Кроме того, игрушки должны быть безопасны для психики ребёнка. Психологи советуют не покупать маленьким детям игрушки, изображающие непонятных существ, вроде пёстрой собаки с рожками, красного жирафа и тому подобных странных созданий. Такие игрушки могут привести к формированию у малыша неправильных представлений о реальном мире.

Игрушки, которые продаются в России, должны иметь маркировку с указанием соответствия ГОСТу. Такая маркировка означает, что игрушки прошли сертификацию и безопасны для ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка,  делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Консультация для родителей

«Игрушка в жизни ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"

Консультация для воспитателей семейного детского сада...

Консультация "Творческие игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Творческие игры в жизни ребенка"Подготовила Ледяева Т.А, воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная шапочка"...

Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"

Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте."

Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать...

Консультация "Математика в повседневной жизни ребенка"

Консультация для родителей "Математика в повседневной жизни ребенка". Старший дошкольный возраст....