Методика чтения
методическая разработка на тему

Консультация для воспитателей. содержание работы по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_chteniya.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

        для воспитателей

 «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант его надо открыть, вырастить и воспитать.

Главная задача ознакомления  детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст.

Для того чтобы определить содержание работы по приобщению детей к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой – изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.

Ребенок становится «читателем». Что учитывать?

2-4 года

  1. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная  зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают  с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Слушая, дети, прежде всего, устанавливают  легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Определенную трудность у малышей вызывает восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй.
  2. Еще надо учитывать, что у ребенка 2-4 лет в центре внимания главный персонаж. Детей интересует его внешность, его поступки, действия. Мысленно представить они его не могут, поэтому нуждаются в иллюстрациях.
  3. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что ребенок видит действия и поступки персонажей, но не понимает его мотивов и переживаний. Например («Маша и Медведь»)

Задачи на этом этапе:

- формировать интерес к художественному произведению;

- обогащать жизненный опыт;

- помогать устанавливать простейшие связи;

- помогать выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать эмоциональный отклик на прочитанное;

- помогать мысленно, представить, увидеть события и героев произведения (с помощью иллюстраций, опоры на личный опыт и)

4-5 лет

После четырех лет дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными персонажами. На этом возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра.

На данном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение. Ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Но не исключать совсем иллюстрации. Ребенок 4-5 лет становится активным соучастником изображаемых событий, он переживает их вместе с героем.

- появляется ярко выраженная реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, осмыслить, обыграть.

Поддержание и развитие детской впечатлительности, интереса к слову – важная задача воспитания, ибо, как сказал Маршак, «…острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение – и есть то, что мы так ценим в читателях».

Задачи:

Так же, что и 2-3 года + поддержать внимание и интерес к слову в литературных произведениях. Поддерживать личностное отношение к героям и их поступкам.

5-7 лет

С пяти летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии. К.И. Чуковский говорил: «Кончился период слияния поэзии и прозы с криками и топотом ног». Самым любимыми произведениями становится волшебные русские народные сказки, с их чудесным вымыслом, фантастичностью, с развитым сюжетом, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций. Эти сказки открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает понимать текст без иллюстраций. У ребенка формируется воспринимать лит. произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относится к нему как авторскому приему.

Усложняется и понимание героя произведения. Хотя главным образом привлекают внимание его поступки и действия, ребенок начинает проникать и в переживания, чувства, мысли.

Задачи:

- знакомить с жанровыми особенностями произведений;

- помочь ребенку осмысливать поступки персонажей, их мысли, чувства

- обращать внимание на язык литературного произведения, авторские приемы.

Совместное чтение книг в детском саду важная форма работы, т.к. ребенок учится слушать, слышать, воспринимать и понимать. От того как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книг, которое у дошкольников отличается конкретностью и эмоциональностью.

Эти «занятия» требуют от воспитателя подготовки:

  1. Постановка задач чтения
  2. Отбор методов
  3.  Определить художественную значимость произведения
  4. Предварительно ознакомиться с произведением, понять основную мысль, логику фактов, выявление подтекста, оценка характера персонажей

1 часть, подготовить детей к восприятию, воспитатель выразительно читает или рассказывает произведение.

2 часть – беседа о прочитанном.

Это заранее подготовленные вопросы.

- вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям. Что больше всего понравилось? Нравится или не нравится тот или иной герой

- вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, проблему. (Почему? Кто виноват в том, что … и т.д.). Полезно прочитывать фрагменты сказки, где подчеркивается основная мысль произведения

- вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей (Почему Маша не разрешила медведю сесть на пенек)

- вопросы, привлекающие внимание детей языку произведения, помогают ребенку понять «не случайность» использования тех или иных слов (но только у старших детей)

- вопросы, побуждающие к элементарным, выводам и обобщениям

Материал составлен по книгам

«Методика чтения в детском саду»

Гриценко З.А.

Консультацию подготовила:

Ст.воспитатель Мирошниченко Т.Б.

14.03.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи.Знакомство с художественной литературой может проходить...

Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы .

Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы ....

Презентация "Методика чтения и рассказывания детям"

Обеспечение полноценного восприятия детьми художественной литературы...

Методика чтения и рассказывания художественных произведений на занятиях

Методические рекомендации для педагогов детского сада по чтению и рассказыванию художественных произведений на занятиях по речевому рвзвитию...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Консультация для воспитателей "Методика чтения и рассказывания на занятиях"

Методические рекомендации для воспитателей по проведению чтения и рассказыванию художественных произведений на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста...

Методика чтения, рассказывания литературных произведений для детей дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материал...