Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "О влиянии предметно-развивающего игрового пространства на развитие ребёнка"
    консультация на тему

    Козлова Татьяна Егоровна

    Консультация для воспитателей о том, как создать предметно-развивающую среду в группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНО ЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

    ДЕТСКИЙ САД  №6

    Консультация для воспитателей на тему:

    «О влиянии предметно – развивающего игрового         пространства  на развитие ребёнка»

                                                                 

                                                             

                                                            Воспитатель МБДОУ детский сад №6

    г. Заполярный, Мурманская область

      Козлова Татьяна Егоровна                                                       

                                                       

                                                                               

                                                                 

                                                                   

                                         

    Создание развивающей среды в МДОУ – проблема, с которой сталкиваются все детские сады.

      Актуальна она и для нас, муниципальных детских садов, не имеющих достаточного на современном уровне материального  обеспечения, а так же крупных спонсоров и вынужденных своими силами создавать условия для разностороннего развития воспитанников.

      Детский сад – это особое учреждение практический второй дом для всех нас, его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, тёплым, не похожим на другие. Как правило, большинству педагогов свойственно это стремление: они сами включаются в творческий процесс по созданию развивающей предметно- пространственной игровой среды, привлекают к этому своих родных и близких., родителей воспитанников. В результате этого возникают интересные варианты и творческие находки. Именно они делают детские сады и группы такими разными и непохожими друг на друга.

      Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования  и игр способствует развитию творчества. В ход идёт всё то, что зачастую выбрасывается: старые игрушки, лоскутки, коробки, остатки обоев, как говорится  «голь на выдумку ловка». И выдумки нет предела!  

      Конечно, было бы лучше, если наши детские сады обеспечивались всем необходимым и в фабричном исполнении, а процессы изготовления и приобретения игрушек были сбалансированы. В таком случае, без сомнения, педагоги сумели бы обеспечить разнообразие вариантов в создании и обогащении развивающей среды.

      Творчество воспитателей, находки в оформлении и оснащении предметного пространства групп радует детей, но, к сожалению, далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов. А интерес к обмену опытом очень велик!

      Поэтому, не случайно мы так внимательно рассматриваем фотографии в различных журналах с изображением интерьера детских садов, самодельные пособия и поделки, делаем зарисовки при посещении других дошкольных учреждений, чтобы потом продумать и воплотить идею  своём варианте.

                         

                       

      Что понимается под развивающей средой?                                                                                                              

       Этот термин стал достаточно популярным и используется различными авторами. В концепции доктора психологических наук С.Л.Новосёловой даётся следующее определение:

    «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии игровые и спортивные площадки и их оборудование: круногабаритные, сомаштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудивидуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно- образовательного процесса того или иного учреждения  образования, формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».

      Разработанная С.Л.Новосёловой концепция предусматривает создание вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды детского садов, примеры которых можно найти в книге Н.А. Рыжовой  «Развивающая среда дошкольных учреждений», в журнале  «Обруч», аннотированный список статей по данной тематике даётся в конце книги Н.А.Рыжовой.

       Для желающих разработать перспективу обогащения развивающей среды в группе в перечисленных источниках можно почерпнуть много интересных и оригинальных идей (см. приложение).

      К новым элементам развивающей предметной среды  можно отнести различные центры. Они служат местом концентрации различных материалов и оборудования, отобранных для решения тех или иных образовательных проблем. Прежде всего центры предназначены для активизации деятельности детей, как , самостоятельной, так и под руководством взрослого. Они могут занимать часть группы, кабинета или отдельное помещение.

       Игра нередко и по праву сравнивается с социальным статусом ребёнка, его физического психического и эмоционального состояния и развития. Свободная, естественная, инициируемая самим ребёнком самостоятельная игра – это показатель его зрелости, компетенции культуры. Известный детский врач и педагог Е.А.Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином, необходимым для здоровья ребёнка». Одним словом, утверждение, что ребёнок развивается в игре, давно уже ни у кого не вызывает сомнения. Но, вот, как, когда, где, с кем и сколько, в какие игры он должен играть? Нужна ли ему при этом помощь взрослого, если – да, то какая?

      Не секрет, что иногда педагоги  из самых лучших побуждений «активно» учат ребёнка игре, контролируют правильность и последовательность его действий, соответствие их  «современным методическим рекомендациям», акцентируя внимание на «обучающем компоненте». В результате такого излишнего внимания и руководства игра для малыша  становится просто не интересной и скучной, ведь он и не подозревает о необходимости выполнения серьёзных образовательных программ!

      Какие же условия нужны для того, чтобы дети сами стремились играть, а их игры были разнообразными, помогали осваивать и познавать окружающий мир?

      Некоторые специалисты отвечают, что всё ближайшее окружение должно способствовать развитию игры. Значит необходимо создавать соответствующие условия именно в групповых помещениях. Однако, есть и другая точка зрения. Её сторонники полагают , что в группах для игры зачастую просто не хватает свободного пространства, «личной территории», неприкосновенности, что один ребёнок (не всегда преднамеренно) нарушает игровую среду, созданную другими.      Для педагога важно, чтобы в группе был порядок и ребёнок приучался бы к бережливости и аккуратности. Всё это правильно, но хорошо ли для игры? Даже каждодневная уборка игрушек на свои места может отбить у малыша интерес к игре со сложным сюжетом: ведь он только создал свою  «среду», а воспитатель уже требует вернуть всё на свои места, так как близится полдник.

      Сдерживает развитие игры особенно на участке, отсутствие вспомогательных материалов, из которых дети могли бы соорудить, изготовить то, что им кажется необходимым. Бывает так, что в детском саду изобилие игрушек, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что не хватает предметов, вызывающих желание играть. Как решить эти проблемы?

      Интересный вариант ответа разработали участники научного проекта по развитию ребёнка в игре педагоги города Вологды и Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г. Москвы. главной идеей проекта было выделение достаточного комфортного, стационарного места для разных видов игр детей, где можно было бы сохранить создаваемую ими игровую среду, моделировать её содержание, технологию, линию и характер развития.

      В результате в детских садах появился центр игры и игрушки, или игровой центр. Вот что он даёт ребёнку:

    • обеспечивает место и время разнообразных игр;
    • возможность выбора и тематики, содержание игрового материала, партнёров пот игре;

    • создаёт условия для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно – предметной среды для игры;

    •  даёт возможность свободного объединения со сверстниками по интересам, личному игровому опыту;

    •  помогает планировать, моделировать, последовательно развивать свою игру;

    •  предоставляет комфортные условия для коллективных игр разной динамики и содержания.

    Выделяются специальные помещения и оборудуются по следующим предназначениям:

    - библиотека игрушек, музей и вернисажи игрушек;

    - зал сюжетно-ролевых игр;

    - зал театрализованных игр;

    - комната для игр с водой и песком, для экспериментирования;

    - вернисаж детских работ;

    - видеозал, мастерская игрушки;

    - зал конструирования;

    - зал спортивных и подвижных игр.

      Разработан специальный режим игрового центра, в штатном расписании предусмотрены две ставки воспитателей, за которыми закреплено 6 возрастных групп, определены должностные обязанности. Групповые воспитатели не освобождаются от поддержки развития игры, ведь такой вид деятельности не ограничивается рамками центра.

     

        Педагоги совместно формируют положительный образ Человека Играющего, получающего удовольствие от игровых действий, умеющего принимать игровую позицию, согласовывать свои действия с партнёрами, действовать и взаимодействовать, общаться в контексте выбранной роли, решать спорные вопросы.

         К сожалению, у нас нет сегодня возможности открыть подобные игровые центры, в наших условиях они сконцентрированы в обычных группах.

     

       Безусловно, все мы задаёмся вопросом, как в имеющихся условиях организовать развивающую предметно-пространственую среду таким образом, чтобы она действительно оказывала развивающее влияние на каждого ребёнка и способствовала развитию его личности.

     

       Для того, чтобы было легче решить эти вопросы, следует, хотя бы кратко, остановиться на основных принципах, которые полезно имеет в виду при построении развивающей среды в дошкольном учреждении. Эти принципы тесно связаны с положениями дошкольной дидактики, являющейся основной частью педагогики развития.

       

       Разработаны они в Институте Педагогических инноваций, автор Л. М.Кларина.

       

     

                   Как создать предметно- развивающую среду

    в детском саду действительно развивающей?

                                                       

                                    Кларина Любовь Матвеевна ведущий научный                                     сотрудник Института Педагогических РАО

     г. Москва Инноваций по материалам  газеты

     «Детский сад. Управление.»  2002г. №14/36

    Как сделать предметно-развивающую игру в детском саду действительно развивающей?

    1.Принцип активности, самостоятельности, творчества.

    Основной смысл этого принципа состоит в том, что дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения в дошкольном учреждении. Привлекательными для ребёнка элементами могут быть:

    - стены, на которых можно рисовать;

    -ширмы-домики, в которые можно заходить и находиться в них использовать для самых разных сюжетно-ролевых игр: «Семья», « Больница», «Магазин», «Путешествие на корабле», «Зоопарк», «Цирк»,  для игр- драматизаций по знаком детям сказкам;

    - спортивный комплекс, который при изменении фонов может «превращаться» то в сказочный лес, то в фантастическое животное, то в арену цирка, то в часть вселенной и т. д.;

    -крупный строительный материал (это могут быть кубы, параллепипеды, арки,  плоские маты и т. д., сделанные из поролона и обшитые кожей), из которых можно строить дома, дворцы, лабиринты, пещеры и т. д.;

    - сцена, подиум на которой можно выступать;

    - оборудование для игр с водой для самого разного экспериментирования (с разными предметами и материалами);

    -«улицы» с множеством дорог по которым могут ездить машины;

    - оборудование для «взрослой» деятельности (для приготовления пищи, стирки и глажения белья, мытья игрушек, для уборки помещений, участка, для обработки огородов, клумб и т. д.).

       При организации пространства в группе важно подключить к этому самих детей.

    2.Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

    3.Принцип  комплексирования и гибкого зонирования.

     Возможно при создании центров, специально оборудованных и приспособленных для полноценных детских занятий – в первую очередь таких, как:

     

    - центр общения (пространство, где все дети группы вместе со взрослыми могут сесть в круг и вести общие разговоры, дискуссии, беседы);

     

     - центр сюжетно-ролевой игры и игры – драматизации, который может быть домом, где живёт семья, или больницей, гдг доктор Айболит , лечит зверей, магазином или автобусом, школой или библиотекой, цирком или зоопарком, сказочной пещерой или избушкой, морским дном или звёздным небом, космическим кораблём или неизвестной планетой и т. д. (подобные «превращения» безусловно, зависят от многих факторов, от возраста детей, от их интересов, от темы того проекта, над которым работает группа и т. д.);

      - центр строительно-конструктивных игр, соседствует с предыдущим центром с тем, чтобы можно было использовать детские постройки в сюжетных играх и драматизациях;

     

    - театральный центр (здесь собрано всё необходимое для театрализованной деятельности: детские костюмы, куклы-бибабо, игрушки и декорации для настольного театра, театр на фланелеграфе и т. д.);

     

     - центр изобразительного искусства (здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, декоративно-прикладного  - с живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, с архитектурой; кроме того в этом центре находится материал и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда художественного конструирования). Здесь особенно тщательно надо учитывать требования принципов половых различий детей – предоставлять материалы для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

     

     - центр «Наш город» (в плотную примыкая к центру изобразительного искусства, этот центр позволяет детям познакомиться с географическим положением, архитектурой, культурой, бытом, населением родного города 0 как части родной страны, уяснить различие между городом и деревней, отличия данного города от других городов);

     

     -центр развития сенсорики (этот центр в большей степени предназначен для малышей – в нём собраны игры, пособия, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках их высоте и громкости и т. д.);

    -  логико-математическиё центр (где размещаются логико-математические игры, головоломки, задачи, рабочие листы и тетради, книги по занимательной математике);

    - центр развития речи и грамотности (включает книжный уголок, разного рода игры, иллюстрации, фотографии и другое оборудование, предназначенные для развития речи детей, их подготовки к освоению чтения и письма. И, кроме того - такие детские творческие работы, как самодельные книги, рассказы, стихи, сказки и т. д.);

      - центр «Моя семья»  (здесь размещаются альбомы с семейными фотографиям детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных представлений – социальных, географических, эстетических и др., а так же рисунки детей, связанные с темой семьи и т. п.);

      -- центр «Моя группа», где размещаются фотографии детей группы, взрослых, которые с ними работают, собраны сведения о днях рождения, интересах, склонностях, симпатиях и антипатиях и т. д. (если в группе есть название, то хорошо, если этот центр будет оформлен в соответствии с названием группы);

      -  естественнонаучный  центр (в него входит уголок природы, а так же оборудование и материалы для детского экспериментирования, конкретный выбор, которых зависит от темы проекта, над которым работает группа, от интересов детей);

      -спортивный центр  (в него может входить многофункциональный спортивный комплекс, оборудование для детских спортивных игр и занятий);

      - «производственные» мастерские  (может быть кухня, в которой дети ,  под руководством взрослых, готовят простейшие блюда; прачечная в которой стирают и гладят кукольное бельё, простейшие ткацкие станки, верстаки для работы с деревом, пяльцы для вышивания и т. д.).

       4. Принцип учёта половых различиё детей.

        5. Принцип открытости – закрытости.

    Этот принцип рассматривается в нескольких аспектах.

      Во-первых, имеется в виду открытость – закрытость по отношению к Природе.

    Во-вторых, данный принцип предусматривает открытость Культуре.

     Одно из мер усиления открытости детского сада – это стенды с фотографиями всех сотрудников.

      6. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых и детей.

    Этот  принцип в первую очередь связан с необходимостью установления контактв между взрослым и ребёнком.

      Среда должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от всех, или наоборот, позволяющее ощутить тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере и контакт и свободу одновременно.

      7. Принцип эмоциогенности среды.

    Этот принцип предусматривает такую организацию среды, которая побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая таким образом функциональную активность ребёнка.

      Для развития детского познания важно насытить среду такими мотивирующими её объектами, которые помогут расширить интересы ребёнка.

      Отсюда следует, что среда должна быть организована так, чтобы она давала возможность ребёнку пережить все эти эмоции интеллектуального и практического характера, а именно:

      - эмоцию удивления;

      - эмоцию интереса к окружающему миру;

      -эмоцию удовлетворения, удовольствия, радости от самого процесса познания ил преобразования мира и его результатов;

      - эмоциональные компоненты раздумья (куда можно отнести эмоциональный комплекс догадки, эмоции сомнения и уверенности в правильности своего решения).

    Важно, обустроить среду таким образом,  чтобы вслед за удивлением и интересом у ребёнка возникло стремление узнать, как устроен тот или иной предмет, как произошло то, или иное явление, почему оно произошло именно так, а не иначе – в силу каких обстоятельств, свойств, закономерностей, что послужило его причиной и каких следствий можно ожидать.

       На активность детей значительное влияние оказывает световое решение окружающей среды.

      Как частный случай принципа эмоциогенности следует рассматривать принцип сочетания привычных и неординарных в эстетической организации среды.

       Важно, чтобы ребёнок увидел красоту этих элементов, научился их вычленять из окружающего мира.

      8. Принцип этапности и учёта возрастных особенностей детей.

      Согласно этому принципу предметно-материальная среда, окружающая ребёнка, отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом.

                Этапы становления субъективной позиции.

     

      Для того, чтобы создать адекватную развивающую среду, важно выделить основные этапы этого становления. Воспользуемся для этого переодизацией развитя субъективности в онтогенезе, разработанной В.И.Слободчиковым.

     

       Согласно этой переодизации ребёнок в период раннего детства, имитируя действия взрослого, в основной деятельности постепенно осваивается в окружающих предметах и действиях с ними. Он принимает тот образ собственной самостоятельности, к которому взрослый побуждает его прийти, - ребёнок становится субъектом некоторых своих действий, осознаваемых им.

     

        Это, в конце концов знаменуется кризисом раннего детства, который часто называется кризисом 3-х лет или «Я сам!».  Существенным новообразованием субъективности ребёнка, появляющемся на границе этого кризиса, является «гордость за достижения» ( М.И. Лисина). Окружающую ребёнка с это время среду надо организовывать так, чтобы в ней можно было выделить и представить в наиболее выгодном свете каждый результат его деятельности.

     

     После кризиса раннего детства у ребёнка появляется стремление не только воспроизводить отдельные действия взрослых, но и подражать их деятельности в целом, их образу жизни. Это будучи невозможным в реальной жизни, становится возможным в играх.

      Такие игры становятся основным способом жизни ребёнка на этой ступени его развития.

     

       Кроме того, в дошкольном возрасте формируется такая способность ребёнка, произвольность поведения, контроль, адекватная самооценка. Это происходит при создании соответствующих условий для развития проявлений самостоятельности и инициативности детей – по мере становления и развития, помимо игры, других видов детской деятельности:

      -творческой продуктивной деятельности (таких её видов, как рисование, лепка, конструирование, аппликация), где ребёнок воплощает собственный замысел;

      -организованных взрослым занятий, в которых субъектом деятельности выступает детско-взрослая общность:

       - выполнение разнообразных режимных моментов.

     

       На основе становления и развития разного типов опыта ребёнка: социального опыта, логико-математического, естественнонаучного и др. – развивает его воображение, мышление, восприятие, память, внимание, речь, им усваиваются эстетические нормы поведения, формируется его характер, прообраз, его мировоззрения, общие и специальные его способности (интеллектуальные, музыкальные, художественные, танцевальные и др.).

      Что, в частности, означает, что если даже дети всего детского сада изучают одну и ту же тему, среда в каждой из групп – для того чтобы быть  действительно развивающей, должна быть организована по-разному.

        Исходя из сказанного, данный принцип этапности и учёта возрастных особенностей детей реализуется в ходе осуществления всех перечисленных выше принципов.  

     

       Приложение

    Самодельные игрушки

    1.Гайдаенко Е.  «Игрушки из клеенки для мальчишки и девчонки».

    № 1-2002, с.45 (варианты изготовления настенных игрушек из клеенчатых отходов).

    2. Глушкова Г. « Упаковка превращается..». 1-2001,. с.30

    (как сделать куклу из газетной бумаги, настольный театр или панно из упаковки из-под фруктов, а "толстопузика" - из подушки).

    3. Грызлова А. «Воздушный змей рвется в небо».  № 4-1995, с.46 (как сделать и запустить воздушного змея).

    4. Мазурова И. « Куклы для самых маленьких».  № 1-1998, с.29 (узелковые куклы из ткани).-

    5. Масалов Е.  «Неистребимый арсенал самодельного оружия». Ш 1 -1998, с.29 (игрушки-самоделки для мальчиков).

    6.Прудовская С. « Сквозь бублик». 1-1998, с.24

    (пространство для игр - бумажные модели, кубики ит.п.)

    7. Смирнова Н и др. « Все дело в ....крышке». № 1-2002, с.12

    (оборудование и наглядные пособия из крышек от бутылок и варианты игр с ними).

    8. Соловьева Е. « Сладкие игры». № 5-2002, с.11

    (как испечь печенье для развивающих игр).

    9. Староверов Д. « Играем вертеп». № 6-1998, с.36

    (как сделать особый кукольный театр-"ящик"-вертеп).

    10.Худякова О. «Введение в искусство рукоделия». № 1. 1998. С. 26.

    (изготовление игрушек из ткани и шерсти).

    Приложение

    Игры и игрушки

    1.Азарина А. «Кукла третьего тысячилетия». №1. 2001. с.36.

     (о конкурсе с одноимённым названием.

    2. Ануфрева Е. «О праве ребёнка на игру». № 1. 2001. с. 32

    (о роли взрослого в организации игры ребёнка).

    3. Барашков Е. «Волшебный шарики». №1. 2001. с. 23

     (игры с шариками МАБЛС).

    4. Бондаренко С. «Время собирать камешки!». № 2. 1995. с. 62

     (игры с камешками).

     5. Канидова В. «Игры на воде». №4. 2002. с. 58

     (пособие для игр на воде).

    6. Кононова В. «Сценический грим и дети». №4. 1999. с. 33

     (как использовать сценический грим в работе с детьми).

    7.Кузнецова О. «Классики!». №5. 2000. с.23

    (нетрадиционные варианты игры в классики).

    8. Кузнецова Л., Сайко М. «Город игры – вот то, что нам нужно!» №4. 1999. с.17

    (вариант преобразования среды в ДОУ – создание особого «Играй-города»).

    9.Лукова Л. «Королевство оживших фигур». №2. 2000, с. 32.

    (программа обучения детей шахматам).

    10. Марчук С. «Отправляемся в путешествие». №6. 1999. с. 30

    (варианты напольных игр).

    11. Михайленко Н. Наука детских игр». №6. 1996. с. 16.

    12.Педагогическая акция «студенты – начальникам!». №1. 2001. с. 6

    (о развивающей предметной среде в ДОУ, анализ иклассификация игрушек в детских садах).

    13. Петрова К.»Задолго до Барби…». №1. 1995. С. 45 и №2. 1995. с.40.

    (история создания кукол).

    14. Локтева О. «Пирамидка обыкновенная…». №1. 2002. с. 14

    (варианты игр с обычной пирамидкой).

    15. Поймай за хвост дракона! №6. 1999. с.32

    (игры разных народов).

    16. РаченкоТ. , КарауловаО. «Игры в «сухом» бассейне». №4. 2002. с. 36

    (варианты использования  «сухого» бассейна).

    17. Тарасов И. «Баскетбол для самых маленьких»№2. 2000.с. 34.

    18. Шиндор Н. «Шахматы: игра королей». №5. 1999. с. 16.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние предметно-развивающей среды в ДОУ на развитие ребенка

    Образовательная система играет важную роль в развитии ребенка, ведь с ее помощью воспитанники входят в мир социального опыта. Если бы не было учителей и педагогов, то человек и вся культура не прогрес...

    Проект «Построение предметно-развивающей среды социального пространства развития дошкольника в ДОУ»

    Назначение проектапроект предназначен для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в реализации задач построения образовательной среды социального пространства развития. ...

    консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на творческую способность детей» .docx

    laquo;Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»    ...

    Выступление учителя-логопеда на педагогическом совете на тему: "Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка"

     Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия, но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше...

    Консультация для родителей "Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка"

    Как известно, основным видом деятельности детей дошкольного возраста - является игра. В процессе, игры развиваются – духовные, физические качества ребёнка. А игры со строител...

    Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка»

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей...