План по самообразованию.
методическая разработка на тему

Зайцева Марина Александровна

Тема: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_samoobrazovanie.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию.

Фамилия, имя, отчество педагога: Зайцева Марина Александровна.

Название темы: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники» 

Актуальность проблемы:

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

 Задачи:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

 -развивать монологическую форму речи; -

 -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

 - учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по -картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

План работы.

Срок проведения.

Содержание работы.

Примечание.

Сентябрь -   Октябрь

Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей. 

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

 

Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.

-Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

-М.Д. Маханёва «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет»; -Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;

-Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».

-«Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т. Д. / Ребёнок в детском саду. 2004.

-«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи» Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

-«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л. В. и т.д.

Ноябрь.

Мониторинг детей по разделу «Речевое развитие»

Цель:  выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Декабрь - Май.

Внедрить в образовательный процесс использование мнемотехники на занятиях по развитию речи: 

-при составлении описательных рассказов;

 -при заучивании стихотворений;

-при пересказе сказок;

-при составлении творческих рассказов. 

Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники

Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:

- дидактические игры по речевому развитию

- дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);

- сюжетные картинки

дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на определенные звуки

Работа с родителями

Сентябрь – май.

Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек

Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»

Выпуск буклетов

Выпуск газеты

Выставка мнемотаблиц для развития речи детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...